План самообразования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию на период с 2022 по 2027г. воспитателя МАДОУ №302 Муллахметовой Фариды Фаритовны ,
1 квалификационной категории.
Тема самообразования : " Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества "
1. Цель : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2.Задачи:
Обучающие :
1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
2. Обогащать, активизировать речь детей.
3. Учить обсуждать содержание текста пальчиковой игры.
4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям сказок.
2. Воспитывать любовь ко всему живому.
3. Актуальность темы : Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Этапы реализации:
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
изучить литературу по данной теме;
-составить перспективный план на учебный год;
-создать предметно – развивающую среду;
-составить картотеки по речевому развитию;
-повысить интерес родителей к развитию речи детей;
-подготовить консультации и памятки для родителей по данной теме;
-разработать диагностический комплекс и обследовать речевое развитие детей
-обработать результаты и сделать выводы по данным обследования;
-проанализировать полученные результаты сделать итоговые выводы.
Организационно-диагностический
-установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
-подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
-пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
-повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
-заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл;
-оформление центра речевого развития детей.
Результативный – итоговый
развитие речи дошкольников: улучшаются навыки диалогической речи на 30%, её грамматический строй на 40% ,речь становиться эмоционально насыщенной, выразительной, повышение уровня связной речи до 70%;сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;словарь детей к концу года обогатится новыми словами, выражениями;формирование интегративных качеств, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды ребёнка;обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Методы и формы работы:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, ипоскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Предполагаемые итоги реализации
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности младших дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога;
установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пастушкам;
повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;
- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции;
-изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;
-знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Перспективный план работы по теме самообразования:
Методы проведения:
1. Словесный (беседа, разучивание стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашами и т.д.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.
Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.
Перспективный план по самообразованию
на 2022 – 2023 учебный год.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь |
| Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь-Ноябрь | Дидактические и словесные игры. | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». |
Декабрь-Январь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка) |
Март-Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ. (театральная неделя) |
Сентябрь- Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Презентация |
Перспективный план по самообразованию на 2023-2024 учебный год
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Постановка целей и задач по данной теме. | ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» |
| Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
|
Ноябрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. | Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
Январь | Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ» Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. |
Февраль | Изучение темы: | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
|
Март | Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» |
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам |
Апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры) Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
май | |||
Самоанализ плана самообразования. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании |
Перспективный план по самообразованию
на 2024– 2025 учебный год
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Р. Н. сказка « Заяц-хвастун» | Эстонская н. сказка «Каждый своё получил» | Р.н. песенка «Наш козёл» Пословицы о труде |
Октябрь | Мордовская сказка «Как собака друга искала» | Р. н. сказка «Смоляной бычок» | Литовская н. песенка «Гречку мыли» Р.н. поговорки |
Ноябрь | Р.н. сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Сербская сказка «Почему у месяца нет платья» | Р.Н.скороговорки, Прибаутки.
|
Декабрь | Р. н. сказка «Мороз, солнце и ветер» | Просмотр мультфильма Р. Н. сказки «Снегурочка» | Р.Н. потешка «Дед хотел уху сварить» Загадывание загадок о зиме. |
Январь | Р.Н. сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Р. Н. сказка «Два Мороза» | Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества» |
Февраль | Украинская сказка «Рукавичка» | Р. Н. сказка «Зимовье зверей» | Голландская песенка «Счастливого пути» |
Март | Ненецкая сказка « Кукушка » | Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух» | Р. н. закличка «Иди весна, Иди красна!» |
Апрель | Сказка братьев Гримм «Заяц и Ёж» | Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк и семеро козлят» | Р.Н. дразнилки «Андрей – воробей» |
Май | Венгерскаясказка «Два жадных медвежонка» | Р.Н. сказка «Лиса и кувшин» | Р.Н. игры «Чепуха» «Молчанка» «Холодно-горячо» |
Перспективный план по самообразованию на 2025-2026 учебный год
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Р. Н. сказка « Царевна-лягушка» | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» | Р. Н. скороговорки |
Октябрь | Р.н. сказка «Сивка-бурка» | Латышская сказка «Морская невеста» | Р.Н. потешки и небылицы |
Ноябрь | Японская сказка «Ивовый росток» | Р.н. сказка «Семь Симеонов - семь работников» | Шотландская песенка «Селянин» |
Декабрь | Р.н. сказка «По щучьему велению» | С Маршак «Двенадцать месяцев» | Р.Н.игра «Гори, гори ясно» |
Январь | Р.Н. сказка «Мороз Иванович» | Р. Н. сказка «Два Мороза» | Рождественские колядки |
Февраль | Р.н. сказка «Лиса и рак» | Туркменская сказка «Голубая птица» | Р.Н. небылицы и дразнилки |
Март | Р.н. сказка «Про Иванушку дурачка» | С Аксаков «Аленький цветочек» | Р. н. закличка «Солнышко-колколныщко» |
Апрель | Р.Н. сказка «Чудесные лапоточки» | Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро козлят» | Украинская народная песенка «Веснянка» |
Май | Украинская сказка «Жихарка» | Р.Н. сказка «Золотой гвоздь» | Разучивание считалок |
Перспективный план по самообразованию
на 2026– 2027 учебный год
Раздел плана | сроки | форма | Практический выход |
1.Работа с детьми | В течении года | мониторинг | Проведение итогового мониторинга |
сентябрь | «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» | Изучение методической литературы. Подбор материала. | |
октябрь | Применять потешки в режимных моментах | Создание картотеки потешек для работы с детьми | |
ноябрь | Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек | Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам» | |
январь | «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | |
февраль | «Из какой сказки герой», «Угадай сказку» | Изготовление картотеки русских народных сказок | |
март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки | Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей» | |
апрель | Роль фольклора в развитии детей | Заучивание и проговаривание потешек | |
май | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации) | Самоанализ плана по самообразованию |
Список литературы :
«От рождения до школы» под.ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Н.Е.
1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
10.Загоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир
фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.
11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
№4, 1984г.
15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №
8, 1999г.
18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.
20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...