Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана»
Краснова Альбина Рафисовна
воспитатель
Лениногорск, 2020
Цель: Формировать интерес к истории Республики Татарстан посредством ИКТ («Виртуальная экскурсия»).
Задачи:
Развивающие:
- развитие познавательного интереса детей в процессе ознакомления с городами Республики Татарстан и формирование интереса к историческим местам;
- закрепление и обобщение знаний детей о государственных символах Татарстана: флаг, герб, гимн;
- актуализация знаний детей о родном городе Лениногорске, его достопримечательностях.
- развитие коммуникативных навыков и создание условий для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом.
Воспитывающие:
- воспитание у детей уважения к настоящему и прошлому.
- воспитание любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.
Обучающие:
- уточнение представлений о Родине, символике Республики Татарстан, о природных богатствах родного края.
- ознакомление детей с городами родного края: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Альметьевск и их достопримечательностями.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: коммуникация, восприятие художественной литературы, музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений), двигательная.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана», пробирка с нефтью, выставка фабричных изделий (макароны, носки, конфеты и т.д.)
Методы и приёмы: наглядный, вопросы к детям, ситуативный разговор, словесная и дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, дифференцированный подход.
Игры, упражнения и задания:
- дидактическая игра «Найди флаг Республики Татарстан»;
- дидактическая игра «Угадай животное на гербе Республики Татарстан»;
- физкультминутка «Наша Родина»;
- загадки о часах;
- дидактическая игра "Что куда"
Структура ООД:
I. Вводная часть - 3 минуты (организационный, постановка цели занятия).
II. Основная часть – 25 минут (виртуальная экскурсия)
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
Ход виртуальной экскурсии
I. Вводная часть.
Воспитатель: (читает стихотворение Абдуева Марата)
Республика трех тысяч рек,
Мой необъятный Татарстан!
Ты милый дом, для миллионов человек
И для любого гостя теплый стан.
Родительница множества традиций,
Многонациональная земля.
Наполнена энергией амбиций
Татария — республика моя…
Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о Татарстане.
Воспитатель: Все верно ребята, а вы знаете, что в этом году наша республика будет отмечать свое 100-летие? (ответы детей)
Воспитатель: 17 мая 1920 года был подписан документ об образовании ТАССР. Я хочу вам предложить виртуальную экскурсию по нашей замечательной республике.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я
Не теряя ни минутки,
Приглашаю я вас в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, отправиться в виртуальное путешествие мы сможем тогда, если угадаем какой из 4 флагов является флагом Республики Татарстан (слайд №1. На слайде 4 флага, один из них флаг – символ Татарстана).
Дидактическая игра «Найди флаг Республики Татарстан».
Воспитатель: Все верно, это государственная символика Республики Татарстан. Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска. Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.
- А какое животное изображено на гербе Татарстана?
(слайд №2. На слайде изображены животные, среди них – белый барс)
Дидактическая игра «Угадай животное на гербе Республики Татарстан»
Дети: это Ак барс.
Воспитатель: На государственном гербе республики Татарстан изображен- белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс- это богатство и сила. На боку у барса- круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок- долгую жизнь. Крылатый белый барс- он защищает нашу республику, что- бы не было войны. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зелёного кольца золотом вытесан татарский орнамент- это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан- любимый элемент орнамента татарского народа.
Воспитатель: Ребята, а как называется главная песня любого государства?
Дети: гимн.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У каждого государства есть гимн. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. В нашей республике музыка гимна написана талантливым, выдающимся татарским композитором Рустемом Яхиным. Предлагаю вам его послушать (звучит гимн РТ).
Воспитатель: Как называют главный город Татарстана?
Дети: Это город Казань.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Казань – это город с тысячелетней историей. Здесь живут люди разных национальностей. Они подарили городу свою культуру и традиции. Поэтому Казань славится своим гостеприимством. В Казани много исторических мест и достопримечательностей.
Чтобы поближе познакомиться с Казанью предлагаю Вам совершить экскурсию по городу.
(слайд №3 с видеофрагментом о Казани: достопримечательности - Казанский Кремль, Храм всех религий, Кул-Шариф, Парк Тысячелетия, Чёрное озеро, театр кукол Экият, центр семьи Казан, улица Баумана, Фуксовский сад, Пирамида, Мост Миллениум и т.д.)
Воспитатель: Конечно, мы с вами увидели только небольшую часть нашей красивой столицы. Нам пора отправляться по другим городам нашей Республики. Сейчас мы поплывем по реке Кама. (слайд №4 с видеофрагментом обзора реки Кама). Мы приплыли в город Набережные Челны.
(слайд №5 с видеофрагментом о достопримечательностях города Набережные Челны).
Город Набережные Челны гордится своим автомобильным заводом КАМАЗ, выпускающий большие автомобили, которые нужны нашей промышленности, на стройках, в сельском хозяйстве.
КамАЗ – это гордость всей нашей страны.
Имя КамАЗ – это слава всей нашей страны
Челнинцы КамАЗом гордиться должны
Для этого надо Россию крепить
Камазовской дружбой всем дорожить!
Сейчас наши КамАЗы разъезжают по всей стране. Участвуют в мировых автогонках и занимают первые места.
(слайд №6 с видеофрагментом об участии Камазов в ралли «Париж-Дакар»).
Физкультминутка «Наша Родина».
Для того, чтобы продолжить нашу экскурсию, предлагаю сделать зарядку.
Исходное положение - стоя | |
Территория нашей республики очень большая | руки в стороны |
По многоводным рекам плывут красивые корабли | руками изображают волны |
В лесах растут высокие деревья | руки вверх |
В чаще леса живут косолапые медведи | изображают медведей – тяжёлый шаги, зайцы- прыжки на месте, лисицы- мягкие шаги |
На полях порхают разноцветные бабочки | изображают бабочек – машут руками, прыгают как кузнечики с продвижением вперёд |
Вот она моя Республика! | Руки вверх |
Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие. Следующей нашей остановкой будет древний и красивый город на берегу реки Камы - Елабуга.
«Над рекой разгорается радуга,
Бьется волной о древние камни
Здравствуй, город Елабуга
Древняя столица Прикамья!»
(слайд №7 с видеофрагментом о достопримечательностях Елабуги).
Тут можно найти множество исторических достопримечательностей. Город расположен среди лесов на высоком правом берегу реки Кама. Ребята, а вы знаете, что Елабуга означает в переводе? (ответы детей)
Существует несколько версий или легенд:
1) Шестаков П.Д., русский педагог, учёный и общественный деятель, почётный член Императорского Казанского университета считает, что Елабуга происходит от финского слова «ела» - молочный, «Буг» - пена.
2) Озеро за Тоймой – окуневое, татары называли Алабугой.
3) Профессор Казанского университета Эрбман П.Ф. считает, что Елабуга получила свое название от того места, которое находилось в реке и представляло опасность для навигаторов из-за подводного камня «быка».
Елабуга подарила России великого русского художника-живописца Ивана Ивановича Шишкина. Он рисовал нашу могучую природу: леса сосновые, дубовые, недаром художника называли богатырем русского леса. Его картины известны всему миру. Это картины: «Сосновый бор», «Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «На севере диком», «Родник в лесу», «Утро в сосновом бору». Его кисти принадлежат более 500 картин. Во многих музеях России хранятся его работы.
(слайд №8 «Картины И. Шишкина»).
Воспитатель: город Чистополь - один из старинных городов Татарстана, речной порт.
(слайд №9 с видеофрагментом о достопримечательностях Чистополя).
Здесь находится крупный судоремонтный завод. И ещё есть один завод, а что он выпускает, отгадайте сами.
"Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать." (Часы)
"Две сестрицу друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час." (Стрелки часов)
Часы разных видов, хронометры выпускает Чистопольский часовой завод.
Дидактическая игра "Что куда"
(Цель: распределить часы: наручные, настенные, настольные, будильники)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Догадайтесь по фотографиям – в какой город Татарстана мы отправляемся дальше?
(слайд №10 с фотографиями города Альметьевск).
Правильно, это замечательный город Альметьевск. По преданиям на месте современного Альметьевска в первой четверти 18 века основал поселение мулла Альмухамет. Население занималось земледелием и животноводством. Сегодня Альметьевск – центр юго-востока Татарстана.
(слайд №10 с видеофрагментом о городе Альметьевск).
А кто знает, чем славится Альметьевск? (ответы детей) Новый этап в жизни города связан с открытием в крае Ромашкинского месторождения. Началась новая история развития Альметьевского края. В 1953 году рабочий поселок Альметьево преобразован в город Альметьевск. Этот край очень богат нефтью, которую называют черным золотом (показывает пробирку с нефтью). И поэтому город называют городом нефтяников. Самый значимый памятник в городе – памятник в честь работников нефтяной промышленности, а именно буровиков, которые выкачивают нефть. Памятник стал символом города Альметьевск. Монумент был открыт в честь добычи 2 миллиардной тонны нефти Татарстана.
А ещё Альметьевск славен своими заводами: газоперерабатывающий завод, железобетонный завод, трубный завод. Есть фабрики: макаронная, кондитерская, чулочная (воспитатель обращает внимание на выставку ассортимента фабричных изделий).
Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по родному городу – Лениногорску.
Лениногорск - маленький уютный городок, расположенный на юго-востоке Татарстана, в верховьях реки Степной Зай. Он романтичен и спокоен, свеж и полон зелени, и, конечно же, достоин того, чтобы его отметили. Город был основан в XIII веке. Тогда это было село Новая Письмянка. В 1948 году было открыто и разработано Ромашкинское месторождение нефти. В связи с этим на месте старого села образовался рабочий поселок. А Лениногорском город стал именоваться с 1955 года.
Звучит «Песня о Лениногорске» музыка и слова А. Володина.
Лениногорск - один из красивейших и обустроенных городов республики. Здесь прекрасные улицы, огромный лесопарк, каскады прудов, фонтаны. А вы знали, что в 2000 году Лениногорск был признан лучшим городом России по оформлению и благоустройству?
(слайд №10 с видеофрагментом о достопримечательностях Лениногорска)
У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это огромный Дом Культуры, библиотеки, парки отдыха, скверы, краеведческий музей и музей нефти.
Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Родины и наших земляках.
Яркая достопримечательность Лениногорска - Аллея героев. Она расположена на одном из оживленных проспектах города - на проспекте "50 лет Победы".
Аллея заслуженных нефтяников- гордость Лениногорска. Здесь можно узнать фамилии тех, кто связал свою жизнь с нефтяной промышленностью, стоял у его истоков, внес в ее развитие неоценимый вклад.
Лениногорск - город чистой родниковой воды. Мощные и холодные ключи, бьющие из-под земли, целебные и вкусные, поступают в каждую квартиру лениногорцев. Кроме того, город окружен красиво обустроенными родниками.
Лениногорск - город спортивный. Круглый год работают лыжные трамплины, спорткомплекс, два крытых бассейна, Ледовый дворец, легкоатлетический манеж, теннисный холл, площадки для экстремальных видов спорта. Не раз наши спортсмены становились олимпийскими призерами. А хоккейная команда "Нефтяник" успешно выступает в высшей лиге.
Сегодня Лениногорск - благоустроенный современный город.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Наша экскурсия по Республике Татарстан подошла к концу и я хочу спросить вас: вам понравилось путешествие?
- Что вам запомнилось больше всего? Что интересного узнали?
- Какие памятные места нашей республики мы сегодня посетили?
- Кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?
Есть еще красивые города: Менделеевск, Заинск, Нижнекамск…и много еще городов, где можно увидеть много интересного.
Предлагаю поделиться впечатлениями и нарисовать то, что больше всего запомнилось из нашей экскурсии по городам нашей любимой Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «В мире профессий».
Программное содержание:-Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик, водитель, почтальон, художник, пожарный ), закреплять пред...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"
Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...
Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 4-5 лет по образовательной области социально- коммуникативное развитие тема: «Волшебные слова»
Цель: Знакомство с многочисленными способами приветствия и прощания, благодарности и извинения.Задачи:Образовательные:1. Формиро...
Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 4-5 лет по образовательной области социально-коммуникативное развитие тема: ««Мой собственный образ. Я и моя семья»
Цель: развитие представлений ребенка о себе самом, осознание своего собственного образа, свое отношение к окружающему. Задачи:* Формировать понятие о семье, семейных и родственных отношениях...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»
Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения ориентироваться в окру...
Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема «Мойдодыр» Образовательная область : Социально-коммуникативная
Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.Задача: Создать условия для формирования навыков личной гигиены....