Взаимодействие с родителями в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
статья

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Сотрудничество ДОУ и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактор позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_her.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие с родителями в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

 

Процесс взаимодействия детского сада и семьи следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
  2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  3. Повышение педагогической культуры родителей.
  4. Развитие интереса к культурному наследию.
  5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Принципы, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

  • Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье.  
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Книга – самый первый и добрый помощник семьи в художественно-эстетическом воспитании ребёнка. Сначала ребенок всего лишь зритель и слушатель книги, которую ему читают взрослые. Они показывают ему картинки, читают вслух, дают пояснения. И очень важно, чтобы родители отбирали для чтения ребёнку умные и добрые книги, чтобы то доверие к взрослому, которое рождается у ребёнка при совместном общении с книгой, не обрывалось и дальше.

Изобразительное искусство – ещё один мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития в семье. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас, взрослых? Да. Ведь в детских рисунках порой проявляется острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное, искренняя увлечённость, взволнованность.

Родители должны понимать необходимость для ребёнка всестороннего развития – духовного, эстетического, умственного, а занятие рисованием развивает мыслительные способности человека, так как занятие изобразительным искусством приучают ребёнка думать, анализировать, заставляют пребывать в состоянии активного творческого мышления, развивая его память, оттачивая восприятия, обогащая эмоциональный мир

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям.

1.Наглядно-информационное направление включает в себя:

- семейные и групповые альбомы;

- библиотека-передвижка,

- фотомонтажи;

- фотовыставки.

В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством репродукций картин, книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

2. Информационно-аналитическое направление:

- Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями, направленная на выявление интересов, запросов родителей.

- Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить информационную помощь на личной странице в социальной сети ВКонтакте и родительский чат в Вацап-мессенджере. На моей личной страничке ВКонтакте содержится информация для родителей о проведенных занятиях, рекомендации по работе с детьми по той или иной теме. В родительском чате происходит виртуальное общение родителей с воспитателями детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о проведенной работы.

3. Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному направлению относятся

- мастер-классы;

- совместные организованные мероприятия: регулярными стали конкурсы на лучшее оформление участков в летнее время, зимних построек из снега;

-совместные проекты (дети-родители-воспитатели).

4. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.

- Совместные досуги (фотоотчет о проведенном тематическом досуге дома).

- Праздники (со стороны родителей подготовка костюмов, атрибутов для мероприятия).

- Организация творческих выставок семейных работ (выставки поделок, рисунков).

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Благодаря работе по этим направлениям мы, педагоги, имеем возможность узнать более сильные, и слабые стороны семей. И способствовать развитию тем семьям, которые в этом нуждаются.

Из опыта художественного воспитания по системе С. Лупан.

Проблемы художественного развития детей в семье рассматриваются не только педагогами России и других стран. Интересна система воспитания в семье предлагаемая Сесиль Лупан. Она считала, что для гармоничного развития в ребенке необходимо воспитывать художественный вкус. Обучение следует начинать в первые два года жизни ребенка.

Основные принципы автора:

  • Родитель – мама или папа – лучший учитель и воспитатель.
  • Процесс обучения должен основываться на игре.
  • Никаких оценок, сверки с образцом.
  • дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им могут дать только их родители.

С. Лупан предлагает самую легкую, занимательную и интересную область знаний, с которой можно познакомить малыша. Начиная с полутора лет, дети с живейшим интересом рассматривают картинки. Эта область ускоренного обучения очень быстро дает очевидные результаты по очень простой причине: картинки – наиболее красивые вещи в мире, и дети чувствуют это инстинктивно!

Методика Глена Домана

По методике американского учёного Глена Домана дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Принципы обучения по Доману:

  • К процессу обучения можно приступить с 3-х месяцев.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.

Система Мартено

Госпожа Мартено разработала систему обучения детей рисованию, начиная с 5-6-летнего возраста. Система Мартено:

  • Научить чертить кривые линии.
  • Понятие о планах (передний и задний план).
  • Используемые материалы.
  • Смягчение тона (рисовать начинать со скелета).
  • Яйцеобразная форма.
  • Силуэты рыб и птиц.
  • Кисточки.
  • Цвета.
  • Переход к изображению объема.
  • До пяти лет – импровизация.

Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.

Список литературы

  1. Воспитание дошкольников в семье: (вопросы теории и методики) / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2008.
  2. Волынин В.И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников.: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  3. Воспитателю о работе с семьёй: пособие для воспитателей д/с / под ред. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по музыкально-зстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлена личная разработка  план по ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ  С РОДИТЕЛЯМИ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. План создан с учетом возрастных особенностей детей и и...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...