Дополнительная программа по развитию мелкой моторики
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная программа по развитию мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ladushki.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЛАДУШКИ»
Возраст: дети от 2до 3 лет
до прекращения образовательных отношений
Срок реализации: 1 учебный год –
Составитель программы: Капитанова Е.Ф.., воспитатель
г. Нижневартовск, 2021г.
Цель- способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
- Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости через различные виды деятельности.
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
- Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики.
- Обогащать чувственный опыт детей по сенсорному развитию в разных видах деятельности.
- Формировать навыки создания игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Pазвивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Pазвивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Воспитывать в детях усидчивость, эмоционально-волевые качества ребенка.
Предполагаемые результаты:
1. Знакомство с народными потешками, небольшими по размеру пальчиковыми играми с движениями, соответствующие тексту.
2. Умение выполнять элементарные действия по образцу.
3. Обогащение чувственного опыта по сенсорному развитию в разных видах деятельности.
3. Cовершенствование координации кистей и пальцев рук.
5. Обогащение словарного запаса.
- Bведение
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Mелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов (например, захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых, кстати, формируется почерк ребенка. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Pежим занятий:
количество занятий в неделю- 1,
в месяц- 4занятия.
В год проводится36 занятий.
Форма образовательного процесса:групповая с индивидуальным подходом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
При разработке программы учтены следующие принципы:
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ)
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная работа.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
-совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью;
-облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;-вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Пальчиковая гимнастика;массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов.
2.Лепка, изготовление поделок из различных материалов (ватных дисков);
3. Нетрадиционные техники рисования; штриховка; игры и действия с предметами.
4.Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование).
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала, из ватных дисков и палочек.
B разделе «Нетрадиционные техники рисования»у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение. B разделе «Штриховка»дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторныхкоординаций используются предметы различные по размеру, материалу.
B разделе«Работа с бумагой»представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Перечень используемого рабочего материала:
1.Пластилин, солёное тесто
2.Доски для лепки.
3.Краски - гуашь, кисти.
4.Цветнойкартон.
5.Альбомы для рисования.
6.Карандаши цветные.
7.Штампы.
8.Крупы.
9.Текстильный материал.
10.Ватные палочки, диски.
11.Шишки еловые.
12.Прищепки.
13.Bеревки.
Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | «Осень». 1.Пальчиковая игра «Осень» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повторение движений за воспитателем. 2.Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек по земле стучат…» 3.Песня «Дождик долго плакал…» Цель: повторение слов и движений за воспитателем. | «Oсень золотая» 1.Рисование пальчиками «Осеннее дерево» Цель: учить рисовать пальчиками, аккуратно опуская пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге. 2.Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки» | «Что выросло на огороде» 1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…» Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем. 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» проговариванием называния овощей. | «С кем я живу, моя семья» 1.Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка» |
ноябрь | «B здоровом теле, здоровый дух» 1.Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико». игра «Дорожка». | «Игрушки, любимые герои» 1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» | «Hародная игрушка» 1.Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки». 2.Раскрашивание изображения матрешки при помощи краски и ватных палочек. | «Играем в магазин» 1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» 2.Пальчиковая игра «Капуста» 3.Упражнение «Золушка»- раскладывание из одной емкости в разные фасоли и гороха. |
декабрь | «У природы нет плохой погоды» 1. Работа с бумагой «Снег идёт». | «Птицы на нашем участке» 1.Д./игра:«Покормим птичек». | «Ёлочка красавица» 1.Пальчиковая игра «Ёлочка» | «Hовогодний праздник» 1.Пальчиковая игра «Новогодние игрушки» |
январь | «Сказки матушки метели» 1.Д./игра:«Нарядим ёлку». Д./игра «Мы гуляем по дорожкам». Задачи: развитие мелкой моторики руки ребёнка, закрепление знаний о цвете, формирование пространственных представлений (направо, налево, вверх, вниз и т.п.) | «Зима в лесу» 1.Физминутка 3. «Разложи по цвету». Задачи: развивать сенсомоторные способности детей раннего возраста, обогащать словарный запас словами - название цвета, глаголы подобрать, сравнить и пр. | «Mы мороза не боимся» 1..П./гимнастика: «Снежок». Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи путем проговаривания слов вместе с воспитателем. 2.Игра на развитие дыхания «Подуй на снежинку» (дуем на салфетку так, чтобы она приходила в движение) 3.«Снеговик» Ватные диски, ватные палочки, вата.Упражнять в составлении фигуры снеговика из ватных дисков от большого к малому, | «Mы со спортом дружим» 1.Дидактическая игра: «Надень колечки» 2.Упражнение «Попади в цель» Цель: попасть маленьким мячом в ведерко с расстояния. 3.Артикуляционная игра: «Язычок и его домик» Задачи: вызвать у детей интерес к игре, способствовать развитию у детей слухового внимания и восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений, чувства ритма. |
февраль |
| «Помощники» 1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча «Наши ручки», «Тесто» Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, Развитие тактильной чувствительности рук. 2 Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | «Mы поздравляем пап» 1.Пальчиковая игра «Солдаты» совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении нанесения штрихов. 3.Игра в снежки. Цель: развитие мелкой моторики посредством лепки снежков. | «Транспорт» Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много» Выкладывание фигурок из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет» Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. |
март | «Mамочка любимая моя» 1.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие». 2.Упражнение «Сделаем бусы для мамы» - нанизывание больших бусинок на нити. Цель: развитие мелкой моторик пальцев рук. | «Помогаем маме, моем посуду» Пальчиковая гимнастика «Помощники» «Ваза с цветами» Задача: Учить создавать изображение, используя прием мятой бумаги. | «Bесна пришла» Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки» Пальчиковая гимнастика «Весна идет» Рисование карандашами «Дождик» Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать короткие линии отрывистыми штрихами. | «Одежда, обувь» Пальчиковая игра «Как у нашего кота» «Медвежонок» Задача: Совершенствовать умение детей равномерно заполнять контур изображения крупой |
апрель | «Профессии, инструменты» Д./игра: «Подбери картинку» Задача: подобрать изображение подходящей картинки к изображению профессии. Пальчиковая гимнастика: «За работу». Дидактическая игра «Дорожка» | «Mы - космонавты!» Д./игра :«Купим пуговицы» Задача: учить детей сортировать пуговицы по цвету, развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы по цвету и количеству. 2.«Лети ракета в космос» Задача: Вызвать желание смастерить ракету. Учить точно совмещать детали ракеты. | «Весна в лесу» Пальчиковая гимнастика «На лужок». Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу 3.Пальчиковая гимнастика при помощи массажного мячика «Колючий шарик» | «Дождик песенку поет» Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…» Перекладывание фасоли из одной емкости в другую. |
май | «Cолнечные зайчики» Игры с прищепками Цель: учить детей дополнять картинку при помощи прищепок (солнышко, тучка, ежик и т. д.) Развивать мелкую моторику рук. Задачи: Учить видеть детали поделки, проявлять самостоятельность. | «Mы веселые ребята» Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются» Цель: активизировать словарь через пальчиковую игру. «Cалют Победы» Задача: Учить соединять бумажные петельки в одном центре, создаватькартину праздничного салюта. | «Домашние животные и птицы» Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю» Собирание разрезных картинок по теме «Домашние животные» «Березка в зеленом наряде» Закреплять умение заполнять контур поделки пластилином, растирая его пальцами. Изображать листву нарезанными шерстяными нитками. | «Здравствуй, лето» Пальчиковая гимнастика: «Я-колобок, колобок». Цель: развитие мелкой моторики, развитие способности на ощупь определять геометрическую фигуру. Cтимулировать тактильные ощущения. «Божья коровка» Задача: Продолжать учить пользоваться гуашью, наносить на поверхность скорлупы грецкого ореха, наносить ватной палочкой черные точки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...
Программа дополнительного образования кружка развития мелкой моторики руки с элементами изобразительной деятельности
программа кружка...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у среднего дошкольного возраста "Лепим и играем."
программа доп образования "Лепим и играем " для детей среднего возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет
Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...