Программа дополнительного образования кружка развития мелкой моторики руки с элементами изобразительной деятельности
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 30 «Малыш»
города Дубны Московской области
Принята на педагогическом совете ДОУ № 30 «Малыш» города Дубны Московской области протокол от 4 августа 2015 г. № 1 Председатель пед. совета ____________________Осотова Н.С. | Утверждена приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 30 «Малыш» города Дубны Московской области от 4 августа 2015 г. № 156 |
Программа дополнительного образования
развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности
на 2015 - 2016 учебный год.
Составила воспитатель Акиндинова А.А.
г. Дубна , 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАН РАБОТЫ 5
2.1 Учебный план
2.2 План работы с родителями
ПРИЛОЖЕНИЯ 16
Приложение 1. Конспекты занятий.
Приложение 2. Пальчиковые игры.
Приложение 3. Консультации для родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность дополнительного образования по направлению развитие мелкой моторики рук с элементами изодеятельности заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Программа носит комплексный характер, включает в себя изучение различных приемов работы с материалами, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают поделки своими руками , но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды деятельности.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, мышление, восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость.
Работа по программе направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста .
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (ладошками, пальчиками, ватными палочками, губками, кисточками, пластилином, закрашивание);
- аппликация, пластилинопластика, тестопластика.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года.
Форма работы – групповая.
Занятия проходят во второй половине дня. Для этих целей оборудован специальный кабинет с индивидуальными местами для каждого ребенка, песочницами.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.Вводная часть- выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием .
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности.
Работа с родителями
Предусматривает проведение родительских собраний, оформление консультаций для родителей, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с работой кружка, оформление выставок детских работ.
II.ПЛАН РАБОТЫ.
2.1. Учебный план.
№ занятия | образовательная деятельность | источник |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Пальчики» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Лепка из глины «Тяп-ляп и готово»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 19 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Пальчики» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков грецким орехом ( круглым камешком). 3.Рисование ладошками «Ладошки»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» стр. 45 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Моя семья» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях). 2.Лепка из пластилина«Вот такой пластилин»
| Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» стр. 15 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Моя семья» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком. 2.Рисование ладошками «Птички»
| Приложение 1 |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Сорока- белобока» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой). 3.Рисование тампоном «Тучка»
| Приложение 1 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Сорока - белобока» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков грецким орехом ( круглым камешком). 3.Лепка из глины «Покормим птиц»
| Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» стр. 14 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Прятки» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Лепка «Листопад»
| Приложение 1 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Прятки» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 3.Рисование красками «Дождик, чаще, кап-кап-кап!»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 32 |
НОЯБРЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Капустка» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Катаем карандашики » ( катание карандашей по столу 2-мя руками). 3.Рисование пальчиками «Дождик»
| Приложение 1 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Капустка» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях). 3.Лепка из пластилина «Пластилиновая мозаика»
| Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года» стр. 16 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Повстречались» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков грецким орехом. 3.Рисование фломастерами «Вот ёжик- ни головы, ни ножек!»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 39 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Повстречались» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой). 3.Рисование красками «Спрячь зайку»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» стр. 39 |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Замок» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком. 3.Рисование красками «Снег порхает кружится»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 40 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Замок» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 3.Лепка «Вот какая елочка!»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 43 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Жил-был зайчик» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях). 3.Рисование пальчиками «Нарядим елочку»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» стр.44 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Жил-был зайчик» (Приложение 2 ) 2. Массаж пальчиков «Катаем карандашики ». 3.Аппликация в технике бумажной пластики «Праздничная ёлочка»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 43 |
ЯНВАРЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Чистая водичка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков грецким орехом. 3. Раскрашивание в книжках раскрасках.
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 49 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Чистая водичка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Рисование красками «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
| Приложение 1 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Ёжик» ( Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой). 3.Раскрашивание картинок
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 49 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Ёжик» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях). 3.Лепка из пластилина «Снеговики играют в снежки»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 46 |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Человечек» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком. 3.Аппликация «Снеговик великан»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 47 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Человечек» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 3.Рисование кисточками «Снежок порхает, кружится!»(коллективная композиция)
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 41 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Барабанчики» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков шариком «Су-Джок» 3.Лепка из соленого теста «Угощение для игрушек»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 52 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Барабанчики» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков - катание карандашей по столу. 3.Рисование красками «Одежда для игрушек»
| Т. В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет» стр. 48 |
МАРТ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Апельсин» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков шариком «Су-Джок» 3.Лепка из пластилина «Цветы»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» стр.40 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Апельсин» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 3.Рисование ладошками «Солнышко»
| Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование.» |
3 | 1.Пальчиковая игра «Белочка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Рисование штампами «Гусеница»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» стр.60 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Белочка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков шариком «Су-Джок» 3.Лепка из пластилина «Солнышко»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» стр.36 |
АПРЕЛЬ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Черепаха»» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 3.Аппликация в стиле бумажная пластика «Колобок катится по дорожке»
| Приложение 1 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Черепаха» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков шариком «Су-Джок» 3.Рисование ватными палочками «Распускаются листочки на деревьях»
| Приложение 1 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Теремок» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях). 3.Рисование «Вот какие у нас цыплятки»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 73 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Теремок» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Лепка из пластилина «Червячки для цыпленка»
| Приложение 1 |
МАЙ | ||
1 | 1.Пальчиковая игра «Часы» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 3.Рисование пальчиками «Бабочка»
| Приложение 1 |
2 | 1.Пальчиковая игра «Часы» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков шариком «Су-Джок» 3.Лепка «Вот какой у нас салют»
| И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» стр. 76 |
3 | 1.Пальчиковая игра «Мышка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях). 3.Рисование пальчиками «Ягоды»
| Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» стр.43 |
4 | 1.Пальчиковая игра «Мышка» (Приложение 2) 2. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 3.Аппликация в стиле бумажная пластика «Неваляшка»
| Приложение 1 |
2.2. План работы с родителями.
СЕНТЯБРЬ |
Родительское собрание.
|
ОКТЯБРЬ |
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3лет)» «Рисование нетрадиционными способами» |
НОЯБРЬ |
Оформление выставки детских творческих работ. |
ДЕКАБРЬ |
Консультация на тему «Рисование нетрадиционными способами» Проведение мастер- класса по одному из направлений работы. |
ЯНВАРЬ |
Консультация на тему «Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей» |
ФЕВРАЛЬ |
Оформление выставки детских творческих работ. |
МАРТ |
Консультация на тему «Рисуем вместе с ребенком» Проведение мастер- класса по одному из направлений работы. |
АПРЕЛЬ |
Проведение открытых занятий для родителей в рамках недели открытых дверей. |
МАЙ |
Проведение итогового родительского собрания. Оформление выставки детских творческих работ. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Конспекты занятий.
Занятие № 1 «Птички»
Вид деятельности: рисование ладошками.
Цели занятия:
- развитие мелкой моторики рук, воображения;
- знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование ладошками;
- воспитание аккуратности.
Материалы: картинка с изображением птицы, листы белой бумаги, тарелочки с краской, клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картину с изображением птицы.
В-ль: Детки посмотрите какая птичка изображена на картинке. Покажите где у нее хвостик? А где клювик?
(дети показывают на картинке клювик и хвостик)
В-ль: Детки давайте с вами поиграем с нашей птичкой.
Дидактическая игра «Спрячь птичку»
В-ль:Молодцы! А теперь приготовьте ваши ручки и будем играть.
Пальчиковая игра «Шла кукушка мимо рынка…»
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
В-ль: Молодцы ребятки! А теперь давайте нарисуем птичек.
Воспитатель показывает детям способ рисования ладошками. Помогает детям, испытывающим затруднения. Затем дорисовывает фломастером птичкам глазки и клювики и рассматривает вместе с детьми получившиеся работы.
Занятие № 2 «Тучка»
Вид деятельности: рисование тампоном.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения;
- знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой- рисование тампоном;
- воспитание интереса к изобразительной деятельности, аккуратности.
Материалы: листы белой бумаги, краска серого цвета в мисочках, тампоны (поролоновые, ватные)» салфетки, макеты солнышко и тучка для игры (по количеству детей).
Ход занятия:
В гости к детям приходят туча и солнышко. Воспитатель поднимает над головой солнышко, подводит к нему силуэт тучки, прикрывает солнышко тучкой и читает стихотворение В. Берестова.
Туча с солнышком опять
В прятки начала играть.
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется.
Воспитатель предлагает детям "поиграть" с солнышком в прятки.
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель поднимает солнышко вверх, и читает стихотворение
Если туча солнце прячет,
Значит, в небе кто-то плачет.
Если солнышко вернется -
Значит, кто-то улыбнется. (А. Усачев)
Дети прячут солнышко по-очереди своими тучами.
В-ль: молодцы ребятки, а теперь приготовьте ваши пальчики и мы поиграем с вами в игру.
Пальчиковая игра: «Солнышко и тучки»
Вышло солнце из-за тучи
(Руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны.)
Смотрит в нашу комнату.
(Ладонью правой руки делаем "козырек" - приставляем ко лбу.)
Все захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
(Хлопаем в ладоши)
В-ль: А теперь мы с вами попробуем нарисовать тучки.
Воспитатель показывает детям прием получения изображения с помощью поролонового (ватного) тампона и предлагает детям самим нарисовать тучки, помогает детям, у которых возникли затруднения.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми получившиеся работы, хвалит детей, предлагает им вытереть руки салфеткой и пойти вымыть их с мылом.
Занятие № 3 «Листопад»
Вид деятельности: налеп из пластилина.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук, воображения;
- формирование умения отрывать мелкие кусочки от целого куска пластилина и наклеивать на лист бумаги;
- воспитание внимательности и аккуратности.
Материалы: картина с изображением листопада, лист белой бумаги с нарисованным на нем деревом(по количеству детей), пластили желтого, красного и оранжевого цветов, досочки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картину с изображением листопада.
В-ль: Ребята посмотрите какую чудесную картину я вам сегодня принесла. Кто знает какое время года на ней изображено?( ответы детей)
В-ль: Правильно осень. А теперь посмотрите на листочки,которые лежат на земле, что с ними случилось? Они упали. А упали они знаете почему, потому что осенью листочки с деревьев опадают и наступает листопад.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Рябинка «Листопад, листопад…»
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
В-ль: Ребятки, а давайте и мы с вами изобразим листопад, только сначала поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
В-ль: Ребятки, а теперь берем в ручки пластилин и будем с вами делать листопад. Воспитатель показывает детям как нужно отрывать маленькие кусочки пластилина и делать налеп на лист, помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении задания. Потом вместе с детьми рассматривает получившиеся работы и хвалит детей.
Занятие № 4 «Дождик»
Вид деятельности: рисование пальчиками.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения;
- знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой- рисование пальчиками;
- воспитание интереса к изобразительной деятельности, аккуратности.
Материалы: картина с изображением дождя; заготовки тучки сделанные педагогом; краска синего цвета в мисочках; салфетки.
Ход занятия:
В-ль: ребята посмотрите на картинку,что на ней изображено?( дети рассматривают картину с изображением дождя)
В-ль: на картинке нарисован дождик. Давайте мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
В-ль: молодцы ребята! Вам понравилась игра? (ответы детей)
В-ль: детки, а вы хотите нарисовать как капает дождик?(ответы детей)
Хорошо, я очень рада, но сначала я хочу поиграть с вами в игру, приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая игра:
Тук - тук,кап - кап -кап Изображаем на ладошке, как стучит дождик.
Дождик по дорожке
Ловят дети капли эти Изображаем как ловим дождик.
выставив ладошки.
В-ль: Ну, а теперь можем изобразить дождик у нас на листиках. Посмотрите перед вами на столике стоит краска, нам нужно пальчик макнуть в краску посмотрите, как буду делать я. И из тучки (на листах заранее нарисована тучка) я рисую дождик. Вот так макаю пальчик в краску, и вот так рисую как капает дождик.
В-ль: Ну а теперь вы сами попробуйте нарисовать дождик.
Молодцы, аккуратно макаем пальчик в краску и рисуем капельки, молодцы. Воспитатель помогает тем, у кого возникли трудности.
Хвалит за выполненную работу.
После окончание работы предлагает и показывает как нужно вытереть пальчики а затем предлагает пойти помыть. Воспитатель хвалит каждого ребёнка за отличную работу.
Занятие № 5
«На деревья, на лужок тихо падает снежок»
Цель:
- рaзвивать у детей способность понимать инструкции взрослого,
- учить ритмично располагать мaзки на земле, на деревьях, создaвать интерес к образу зимы.
Мaтериалы и оборудование:
листы бумаги, на которых aппликативно изображены деревья, белая земля, дома; гуaшь белaя, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Снег, снег кружится, белая вся улица!
Собралися мы в кружок, завертелись как снежок.
Воспитатель делaет круговые движения кистями рук и кружится. Предлaгает детям превратится в снежинок, дaет в руки белые платочки. Снова читает стихотворение, и дети повторяют зa воспитателем движения снежинок. Воспитатель покaзывает детям панораму, где снегa нет. Просит ритмичными движениями нaрисовать белый снежок.
Занятие № 6 «Колобок катится по дорожке»
Вид деятельности: аппликация из мятой бумаги.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления;
- упражнение в технике наклеивания мятой бумаги на заготовку;
- воспитание аккуратности, внимательности.
Материалы: картинка с изображением колобка, настольный театр «Колобок», лист белой бумаги с нарисованной на нем дорожкой, бумажные салфетки, тарелочки с клеем, клеенки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением колобка.
В-ль: Детки посмотрите внимательно на картинку. Кто на ней изображен? (ответы детей)
В-ль: Правильно! Колобок. Сейчас я вам расскажу сказку «Колобок».
Воспитатель рассказывает детям сказку «Колобок» с использованием настольного театра.
В-ль: Понравилась вам сказка?
(ответы детей)
В-ль: Детки посмотрите на свои листочки, что там нарисовано?
(ответы детей)
В-ль: Правильно, дорожка. А кто в сказке катился по дорожке?
( ответы детей)
В-ль: Правильно, Колобок! Давайте посадим Колобка на нашу дорожку, но сначала поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Слепи колобка».
Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобка)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями)
В-ль: Молодцы, хорошего колобка слепили. А теперь давайте с вами сделаем колобка.
Воспитатель показывает детям прием смятия бумаги и прием наклеивания «колобка» на дорожку и помогает детям, испытывающим затруднения в выполнении задания.
По окончании работы воспитатель рассматривает с детьми получившиеся работы, хвалит детей и напоминает, что по окончании работы нужно вытереть руки салфеткой.
Занятие № 7 «Распускаются листочки на деревьях»
Цель:
- учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, используя зеленую краску;
- учить рисовать точки («листочки») на веточках деревьев;
- развивать мелкую моторику;
- создать радостное настроение .
Материалы и оборудование:
Игрушка заяц, листки бумаги с изображением деревьев на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь зеленого цвета, салфетки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение В. Данько
Листики проснулись
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
Раздается стук в дверь, входит грустный зайчик. Приветствует детей. Зайчик принес с собой нарисованные деревья без листиков.
Воспитатель спрашивает у детей какое время года наступило (дети отвечают - весна, предлагает рассмотреть изображения деревьев и сказать, чего не хватает (дети отвечают – листиков). Воспитатель спрашивает каким цветом листочки на деревьях (дети отвечают – зеленым) .
Зайчик говорит детям о том, что хотел бы, чтоб его лес тоже был весенним и на деревьях распустились листочки.
Воспитатель спрашивает детей что нужно сделать, чтоб на деревьях распустились листочки (ответы детей)
- Давайте нарисуем листочки на деревьях! Посмотрите, как будем рисовать. Показ рисования с объяснением. Затем дети садятся за столы и рисуют на своих листочках.
- Ребятки, давайте все ваши деревья покажем зайке. Посмотрите на него, как он радуется, ему все рисунки понравились, и он хочет показать их своим друзьям из леса!
Воспитатель предлагает детям поиграть с зайчиком в игру «Зайка».
Дети выполняют движения под слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать!
Зайка говорит детям о том, что ему очень понравилось в гостях и он обещает прийти еще в гости. Он достает мешочек и угощает детей конфетами. Благодарит их и уходит.
Занятие № 8 «Червячки для цыпленка»
Вид деятельности: лепка из пластилина.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения;
- формирование умения раскатывать колбаску из пластилина прямыми движениями руки;
- воспитание аккуратности, доброты, отзывчивости.
Материал: игрушка- цыпленок; кусочки пластилина коричневого и желтого цвета, дощечки, салфетки.
Ход занятия:
В-ль: Детки посмотрите, а кто это к нам в гости пришёл? Правильно цыплёнок. А как цыплёнок говорит, послушайте (пи-пи-пи).А вы так умеете? Давайте все вместе повторим за цыплёнком.
В-ль: Детки посмотрите наш цыпленок очень грустный, он потерял маму. Давайте поможем цыпленку найти маму.
Дидактическая игра «У кого какая мама?»
В-ль: Детки, какие вы молодцы! Помогли найти цыпленку маму, посмотрите какой радостный стал наш цыпленок. А как цыплёнок говорит, послушайте (пи-пи-пи).А вы так умеете? Давайте все вместе повторим за цыплёнком.
В-ль: Ребята, а скажите мне, что же наш цыплёнок любит кушать.(ответы детей могут быть разными). Правильно. А вы знаете ещё цыплёнок любит кушать червячков?
(ответы детей)
Давайте с вами поиграем в игру, приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая игра: «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем
по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Воспитатель предлагает детям взять кусочки пластилина и слепить червячков, показывает детям приемы как правильно раскатывать «червячка» между ладонями, предлагает помощь детям, у которых возникли затруднения в выполнении задания.
Воспитатель рассматривает с детьми получившиеся работы и хвалит детей.
В-ль: Вот какие замечательные червячки у нас получились, нашему цыпленку они очень понравятся.
Воспитатель предлагает детям вытереть руки об салфетку и пойти вымыть руки с мылом.
Занятие № 9 «Бабочка»
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- упражнять в технике рисования пальчиками;
- развитие воображения;
- воспитание аккуратности, внимательности.
Материал:
Гуашь, влажная тряпочка, лист бумаги с печатной основой — бабочка.
Демонстрационный материал:
Сюжетная картинка «Бабочка».
Ход работы:
Воспитатель собирает малышей на ковре, где стоит мольберт с сюжетной картинкой «Бабочка», и начинает свой рассказ:
—Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела бабочка. Давайте вместе скажем: «Ба-боч-ка» /дети проговаривают/. Я расскажу вам сказку про неё.
Жила была на свете бабочка у неё были очень яркие крылья все восхищались её красотой. На улице была хорошая погода светило солнышко, пели птички. Бабочка сидела на ромашке и собирала нектар напевая весёлую песенку, но вдруг подул сильный ветер на небе появились тучки, и пошёл дождь. Собрав нектар бабочка полетела домой но ее крылышки очень быстро намокли, стали тяжелыми, красивые узоры с крыльев куда то исчезли. Бабочка очень расстроилась ведь её крылья были прекрасные а теперь они стали мокрыми и без узора кто будит восхищаться её красотой. Стоит грустная-грустная и думают: «Кто же мне поможет? »
Воспитатель: Не грусти мы с ребятами тебе поможем, будешь у нас прекрасней прежнего.
Воспитатель предлагает малышам сесть за столы:
— Садитесь за столы, дети, а я покажу вам, как надо «помочь бабочке» (показ воспитателя). Когда задание выполнено, воспитатель предлагает вытереть пальчик о влажную тряпочку и подводит итог занятия:
Молодцы! Посмотрите какая красавица у нас получилась.
Приложение 2. Пальчиковые игры.
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока кашку варила,
Деток кормила. (слегка пощекотать ладошку)
Этому дала,(загибает мизинчик)
Этому дала, (загибает безымянный пальчик)
Этому дала, (загибает средний пальчик)
Этому дала, (загибает указательный пальчик)
А этому не дала: (шевелит большой пальчик)
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе каши не дадим! (слегка пощекотать ладошку)
«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать. (Ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.(Загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.(Загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. (Загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (Поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
«Повстречались»
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
«Замок»
На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед-назад)
Мы замочком повертели, (Повертеть "замочком")
Мы замочком покрутили, (Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)
«Черепаха»
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
«Жил-был зайчик»
Жил-был зайчик – длинные ушки. (Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.( Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Отморозил носик, (Трут нос.)
Отморозил хвостик. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
И поехал греться (Трут ручки)
К ребятишкам в гости. (Крутят руль)
«Чистая водичка»
Чистая водичка (Моющие движения.)
Умоет Саше личико, (Поглаживающие движения по щекам.)
Анечке – ладоши, (Интенсивное потирание ладоней.)
А пальчики – Антоше. (Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.)
«Ежик»
Ежик маленький замерз,
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело – Ежик развернулся!
Прижмите пальцы – ежик убрал иголки.Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.
«Человечек»
Посмотрите, какой у меня человечек.
Человечек пошел погулять.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.Покажите, как шагает человечек.Предложите детям повторить упражнения. Игру можно повторять несколько раз.
«Барабанчики»
Вот палочки-пальчики – гремят барабанчики!
Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук.Предложите малышам повторить движения. Затем устройте соревнования на самый громкий барабан. В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.
«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь, кто куда!
Игра проводится за столом.Сложите ладони «чашечкой».Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке. Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец. Разогните указательный палец. Разогните средний палец, Разогните безымянный палец. Разогните мизинец. Разведите руки в стороны.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Погрозите пальцем. Сымитируйте бег пальцами по столу.
"Теремок"
На поляне теремок,(Соединить ладони "домиком".)
Дверь закрыта на замок,(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Из трубы идёт дымок.(Сомкнуть пальцы в "колечки".)
Вокруг терема забор,(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
"Часы "
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол).
Приложение 3. Консультации для родителей.
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3лет)»
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и пр.
Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Игра «КРУТИСЬ, КАРАНДАШ»
Цели: сделать массаж ладоней ребенка.
Материалы: карандаши с ребристой поверхностью.
Ход игры
Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед – назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. ( «Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед – назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».)
Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.
Игра «ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»
Цели: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
«Рисование нетрадиционными способами»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
«Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей»
Мелкой моторикой называют скоординированные действия мышечной, нервной, зрительной и костной систем при выполнении точных и мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Особую важность получает её формирование у детей в раннем возрасте, без которой они потом не смогут адаптироваться в жизни. Чаще всего используются всевозможные игрушки для развития мелкой моторики, которые в обязательном порядке должны быть у каждого ребёнка.
Зачем нужны игрушки для развития моторики?
Почему в жизни ребёнка игрушки для развития моторики должны играть такую важную роль? Неужели без них он не сможет стать полноценным, нормально развитым человеком? Судите сами:
1/3 коры головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, отведена под действия кистей рук: поэтому без таких игрушек невозможно и развитие определённого участка головного мозга;
рядом с этой важной 1/3 частью располагается участок мозга, отвечающий за речь: не развивая у малыша мелкую моторику, вы будете виноваты в нарушениях речи, которые проявятся позднее;
это развивает у крохи ловкость и сноровку: в будущем он будет успешно справляться с различными задачами, начиная от застёгивания пуговиц и заканчивая красивым почерком;
и, конечно, любые игрушки дарят ребёнку хорошее настроение.
Поэтому так важно уделить развитию детской моторики максимум внимания. В отличие от игр и специальных упражнений, игрушки для развития моторики рук доступны детям с самого малого возраста. Значит, надо этим пользоваться.
У грудничков
Как только вы заметите, что ваш малыш начинает активно хватать всё, что попадается ему под руку, не упустите этот важный момент. Пришла пора вводить в его обиход первые игрушки для развития мелкой моторики. Что это может быть?
Погремушки, сделанные не только из привычной нам пластмассы, но и из дерева, и из ткани: пусть маленькие пальчики чувствуют различный материал; книжки с мягкими страничками из ткани; развивающий коврик, в который будут вмонтированы и небьющееся зеркальце, и мягкие пружинки, и всевозможные «шуршалки» и «пищалки»;развивающий центр представляет собой яркую панель, на которой будет множество различных ручек, кнопочек, дисков — их все можно вертеть и поворачивать в разные стороны.
Хватательный рефлекс начинает проявляться у детей в 3 месяца, так что всеми этими игрушками запастись нужно уже к этому времени.
От 1 года до 3 лет
Ближе к году вы заметите, что ранее купленные вами игрушки для развития моторики перестают интересовать малыша. И это совершенно правильно. Он уже успел их освоить вдоль и поперёк, поэтому приготовьте для него что-нибудь более трудное и интересное:кубики, из которых можно строить всевозможные конструкции;пирамидки;конструкторы ЛЕГО;сортер — логический куб с отверстиями различной формы, в которые ребёнок должен вложить фигурки;игрушки-матрёшки;фигурки на магнитах; крупные паззлы для самых маленьких.
Помните о том, что как только ребёнок освоит одну игрушку, заменяйте её на другую. Если что-то даётся ему с трудом, не настаивайте на выполнении трудной пока для него задачи. Отложите: через какое-то время вы сможете вернуть его к этой игрушке, и у него всё получится.
От 3 лет и старше
После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки:игрушки-шнуровки подготовят ребёнка к тому, что к школе он уже будет ловко и быстро завязывать шнурки; паззлы;мозаики;куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.
Ответственные родители заранее заботятся о будущем развитии своего ребёнка, выбирая для него не простые, забавные, ничего не значащие безделушки, а именно игрушки для развития мелкой моторики. Они с самого раннего возраста и до школьной скамьи должны стать главным атрибутом жизнедеятельности малыша в этот ответственный период. Облегчите своим детям жизнь — украсьте их детство умными, полезными, нужными вещами.
«Рисуем вместе с ребенком»
Привить ребенку любовь к рисованию - значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что это занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.
Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки и фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают и «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатертях, в тетрадях старших братьев и сестер. Некоторые обожают рисовать на собственных руках и ногах, приводя взрослых в ужас. Любопытство, помноженное на желание экспериментировать, заставляет их с фломастером в руках осваивать все новые территории. Именно поэтому родителям нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются детьми, как запрет: «нельзя рисовать на стене» они понимают как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить простое правило: рисовать на бумаге, гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы (холст, картон, керамику), но для начала большой белый лист - идеальный плацдарм для экспериментов с карандашами и фломастерами. Не бойтесь творить вместе с детьми, им это должно понравиться.
1. Заинтересуйте ребенка рисованием. В три годика ребенок уже может взять в руки кисточку. Для работы с гуашью достаточно выбрать несколько основных цветов и, аккуратно выложив немного краски в блюдца, чуть-чуть развести ее водой. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенком в этом возрасте было достигнуто точное сходство с реальными предметами. 1-3-летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых - показать ему их разнообразные возможности. Кончик карандаша может чертить прямую линию, а может оставлять плавные «волны», острые «молнии», «кудрявые» загогулины. Яркие цветочные пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или что-то еще, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого - в крону дерева, голубого в тучу, из которой накрапывает дождь.
2. Не ограничивайте творчество маленького живописца. Чтобы не ограничивать творчество начинающего живописца рамками форматного листа, расстелите на полу большой лист бумаги (можно использовать также чистую сторону старых плакатов, календарей, обои), по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.
3. Не бойтесь экспериментировать. Для экспериментов с красками могут пригодиться самые неожиданные вещи: катушки от ниток, ластики, пробки - их можно использовать в качестве печатей, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки. Для рабочей спецовки можно выбрать что-нибудь из старых вещей, чтобы не испачкать одежду.
Все остальное зависит только от вашей фантазии и желания заниматься с ребенком.
Удачи на этом поприще!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г.
- Т.В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет». Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст». Творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.
- Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез, Москва 2007 г.
- Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез, Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"
Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...
- Мне нравится (1)