Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.odt | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
Педагог:
Гарнатка А.А
г. Мегион
Организация кружковой работы
Пояснительная записка
«Систематическое занятие с ребенком оригами –
гарантия его всестороннего развития и успешной
подготовки к школьному обучению»
Цитата из книги «Оригами и развитие ребенка»
Тарабарина Т.И.
Проходит шесть-семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь.
подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через систематические занятия с детьми.
Цель: Развитие у детей подготовительной к школе группе способностей, сочетающих в себе активную работу рук и ума, новизну, ощущение игры, а также развитие речи (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга), в процессе приобщения к искусству оригами.
- Познакомить детей с различными базовыми формами и научить их делать.
- Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами:
3. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги:
- бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги;
- прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом;
- сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
4. Развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику;
5. Воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству - оригами.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Ожидаемые результаты:
к концу года дети должны:
- ориентировать на листе бумаги;
- знать и выполнять три правила складывания бумаги при выполнении оригами;
- работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
- уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Срок реализации программы: Сентябрь 2015 года – август 2016 года
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
тема | Цель занятия | Методы обучения | Приемы обучения | Дидактический материал | Итог | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Сентябрь | |||||||
Диагностика детей | Выявить знания детей | Словесный, наглядный, практический | Беседы, игра | Схемы, бумага, ножницы , квадрат | |||
«Сказка-оригами» «Осенние листья» | Учить работать по схеме; закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям; воспитывать интерес к японскому искусству. | Схема, квадрат двусторонней бумаги веточка, образец, клей | Выставка «Осенний букет» | ||||
«Гриб» | Учить выполнять поделку по схеме; упражнять в ориентировке на листе бумаги; приучать детей выполнять правила складывания бумаги; воспитывать аккуратность. | Загадка, рассматривание схем поэтапного складывания, выполнение по объяснению, подсказка, поощрение | Елка-оригами, грибок, 2 цветных квадрата, полянка | Выставка «Грибная поляна» | |||
Октябрь | |||||||
Игрушка-наперсток «Заяц», «Лиса» («Игрушки и забавы оригами») | Учить складывать игрушку-наперсток, работая по схеме совместно с воспитателем, воспитывать терпение и желание украсить свою поделку, добавляя недостающие детали | Словесный, наглядный, практический | Демонстрация образца, схема поэтапного складывания, разбор схемы со словесным объяснением и показом | 2 цветных квадрата, фломастеры | Придумывание и обыгрывание сказки | ||
Игрушка-наперсток «Внучка», «Бабушка» («Игрушки и забавы оригами») | Учить складывать игрушку-наперсток, работая по схеме самостоятельно, воспитывать усидчивость, и аккуратность | Демонстрация образца, схема поэтапного складывания, разбор схемы со словесным объяснением и показом | 2 белых квадрата, фломастеры | Придумывание и обыгрывание сказки | |||
Ноябрь | |||||||
Волчонок» «Лиса» | Учить складывать игрушку по схеме, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Словесный, наглядный, практический | Показ образца, рассматривание схемы, объяснение ние, поощрение, подсказка | Квадраты серого и оранжево цвета | Оформление выставки «животные в лесу» | ||
«Пингвин» (Т.Сержантова «366 моделей оригами») | Познакомить с базовой формой воздушный змей, учить складывать поделки этой формы, закреплять знания детей о правилах складывания бумаги. | рассматривание схемы, совместное поэтапное выполнение, показ | квадрат | выставка |
Декабрь
«Елочка» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Словесный, наглядный, практический | Стихотворение К.Чуковского “Ёлка”, показ образца, рассматривание схемы поэтапного выполнения | Зеленый квадрат, ножницы | Выставка «Зимний лес» |
«Снеговик» | Продолжать учить выполнять поделку пользуясь схемой, знать и выполнять три правила складывания бумаги при выполнении оригами | Загадки, показ выполненной игрушки,рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы | 3 квадрата, фломастеры | Оформление выставки | |
Январь | |||||
«Снегуроч-ка» (Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» с.163) | Учить выполнять поделку пользуясь схемой самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников, развивать творческие способности детей | Словесный, наглядный, практический | Загадки, показ выполненной игрушки, рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Большой и маленький квадраты, фломастеры | |
«Игрушка по желанию» | Учить выполнять поделку самостоятельно пользуясь схемой | рассматривание схемы и рассказывание поэтапного выполнения | Цветная бумага | ||
Февраль | |||||
«Сердечко»с кармашком Т. Сержантова "Оригами для всей семьи» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Словесный, наглядный, практический | Рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Красный квадрат | Подарок на день Святого Валентина |
«Катерок-пароход» (Т.Сержантова «оригами для всей семьи» с.122) | Продолжать учить самостоятельно выполнять игрушку базовой формы треугольник; развивать творческие способности; самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников. | Загадки, показ выполненной игрушки, рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Белый квадрат, фломастеры, карандаши, ножницы | Игры с водой | |
Март | |||||
«Поздрави-тельная открытка с голубем» (С.Афонькин «Игрушки» с 70) | Познакомить с «практическим оригами», соблюдать правила складывания бумаги, развивать творческие способности детей, мелкую моторику, аккуратность | Словесный, наглядный, практический | Рассматривание образца, схемы выполнения, совместное выполнение и объяснение | Прямоугольный лист 1:3 | Поздравительная открытка |
«Одуванчик» (Т.Проснякова «Забавные фигурки модульное оригами» ) | Упражнять в модульном оригами, учить делать поделки используя модули, соединяя модули между собой, составлять поделку самостоятельно | Рассматривание схемы, показ складывания модуля, совместное выполнение | прямоугольники желтого цвета | Открытка для бабушки | |
Апрель | |||||
«космонавт» | Закрепить умение делать поделки базовой формы «водяная бомба» по показу и словесному объяснению | Словесный, наглядный, практический | показ выполненной игрушки, совместное выполнение по словесному объяснению, поощрение, подсказка | Квадрат, фломастеры | Оформление выставки «Космос» |
«Журавлик» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой, развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику | показ выполненной игрушки, совместное выполнение по схеме, словесному объяснению, поощрение, подсказка | квадрат | подарок | |
Май | |||||
«Кролик» (надувной) (С.Афонькин «Игрушки» с 66) | Учить делать поделки базовой формы «водяная бомба» , развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. | Словесный, наглядный, практический | Загадки, показ выполненной игрушки, совместное выполнение по словесному объяснению, поощрение, подсказка | Квадрат, фломастеры | Вы Обыгрывание, выставка кроликов ставка |
«Домик» | Продолжать учить делать поделку, работая самостоятельно, точно соблюдая инструкции, воспитывать усидчивость | Рассматривание игрушки, схемы поэтапного выполнения, объяснение, подсказка | квадрат | Выставка «Улица города» | |
Июнь | |||||
«Кукла» | Учить выполнять поделку по словесному объяснению без показа, уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи | Словесный, наглядный, практический | Загадки, показ выполненной игрушки, поощрение, подсказка | коричневый кв. 6х6 см, 2 ярких кв. 3х3 см, прямоугольник 7.5х15 см, клей | Обыгрывание в с/р игре |
Цветок «Лилия» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой знать и выполнять три правила складывания бумаги при выполнении оригами, воспитывать усердие, желание сделать приятное своим близким | Рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | квадраты | оформление букета «Лилии» | |
Июль | |||||
«Самолет» «Парашют» | Учить выполнять игрушку по схеме, развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику | Словесный, наглядный, практический |
Стихотворение А. Барто “Самолёт” Альбом “Виды транспорта”. | квадрат | Соревнование “Чей самолёт улетит дальше”, оформление открытки. |
Двигающиеся игрушка «Ворона» («Игрушки и забавы оригами») | Познакомить с базовой формой треугольник, учить складывать двигающуюся игрушку, упражнять в понимании терминов «долина», «гора», воспитывать усердие тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба. | Чтение стих. «Ворона», разбор схемы со словесным объяснением, совместное выполнение, помощь | Образец | Подарок малышам | |
Август | |||||
диагностика | Выявить полученные знания детей | Словесный, наглядный, практический | беседа, игра | Схемы, бумага, ножницы, квадрат | |
диагностика | Предложить сделать игрушку , выбрав схему из книг «оригами» | беседа, игра | Схемы, бумага, ножницы, квадрат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы) ………………&hel...
Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.
Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...
Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»
Цель программы – способствовать развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, леп...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для развития мелкой моторики и артикуляции «пальчик, ручка, язычок»
Кружковая работа по развитию речи с детьми от двух до четырёх лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Ладушки-ладошки»
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому,...