Музейная педагогика
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №73 «Огонёк»
«Формирование речевой компетентности детей через музейную педагогику»
Выполнила:
воспитатель
Сайфутдинова Л.М.
Набережные Челны
2021 год.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Музей в детском саду – это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир татарской культуры.
Хотим поделиться с вами о создании мини – музея в детском саду на примере нашего мини – музея « Быт татарского народа ». Специфика жизни современного города не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках татарского народа. Не все взрослые, а тем более дети были в краеведческом музее. По этой причине мы решили создать в своем кабинете татарского языка мини-музей . Многие родители поддержали наше начинание и помогали нам. Мамы и папы, сотрудники детского сада не раз были в нашем музее и с большим интересом наблюдали, как создается и развивается наш музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию по всем правилам, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини – музей. Часть слова мини в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее не велики. Важная часть музея: участие детей и их родителей в создании мини – музея. В процессе создания музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли экскурсоводов.
Целью создания данного мини – музея стала:
Формирование речевой компетентности дошкольников через музейную педагогику.
Задачи нашего мини – музея:
1.Познакомить воспитанников, родителей, педагогов с историей татарского народа на примере народных промыслов.
2.Обогащение предметно – развивающей среды кабинета с помощью создания мини-музея, закладывание культурных ценностей.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность
6. Привлечение родителей к сотрудничеству.
7. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание осознанного интереса к татарской народной культуре.
Ожидаемые результаты нашего мини – музея:
- Создание мини – музея
- Повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми через создание мини – музея «Быт татарского народа»
- Активизация познавательной деятельности детей.
На базе мини – музея проводились - различные виды занятий и развлечений, экскурсий. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями и детьми на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, лепке и ручному труду, в самостоятельной деятельности детей.
Работа над мини – музеем обеспечила разностороннее развитие детей по основным образовательным областям:
«Здоровье» - дети получили знания об утварях, как для приготовления здоровой пищи.
«Социализация» - развитие игровой деятельности (дидактические игры), театрализованные игры – драматизация (Теремок); (Есть печка)
«Труд» - знакомство с трудом и с рабочими инструментами.
«Познание» - сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора. Знания о фольклоре, обычаях, их назначении.
«Коммуникация» - развитие речи. Речевая активность. Дети рассказывают об экспонатах, расширяют словарный запас, связно и последовательно выражают свои мысли, отвечают на вопросы, придумывают сказки, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного рассказа.
«Чтение художественной литературы» - подборка сказок, стихов, частушек, пословиц.
«Художественное творчество» - развитие умений и навыков в детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации) плюс творчество. Дети получают положительные эмоции при создании работ, учатся воображать, фантазировать.
Этапы работы:
- Организационный
- Практический
- Итоговый
- Конечный результат
Формы работы с детьми:
I.Продуктивные виды деятельности
- Занятие по аппликациям
- Занятие по рисованию
II. Работа по физическому развитию.
Подвижные игры: «Кто быстрее добежит», «Попади в цель», «Проскачи и не урони», «Кто дальше кинет».
III. Работа по художественно – эстетическому направлению.
Рассматривание иллюстраций
IV. Слушание частушек, сказок, рассказов, стихов
Формы работы с родителями:
- Консультации, экскурсии в мини –музей.
- Пополнение экспонатами мини музея с помощью родителей
Создание мини-музея «Быт татарского народа» позволила нам участвовать в городском конкурсе по музеям. И наш музей вошёл в брошюру «Путеводитель по музеям образовательных учреждений» под названием «Времён связующая нить».2014 году мы участвовали в межмузейной выставки уникальных экспонатов из музеев образовательных учреждений в рамках года культуры и республиканской акции «Музейная весна Татарстана 2014 года» и получили диплом участника.Своими опытами по музейной педагогике регулярно обмениваемся в различных интернет ресурсах и печатных изданиях республики.
Итог: Создание Мини – музея помогло воспитателям в работе духовно – нравственного воспитания, развития речи детей, формирования речевой компетентности через музейную педагогику, расширению их кругозора. Дети познакомились с историей народных промыслов.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...