Музейная педагогика
консультация

Сайфутдинова Люзия Мансуровна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №73 «Огонёк»

 «Формирование речевой компетентности детей через музейную педагогику»

                                             Выполнила:

воспитатель

Сайфутдинова Л.М.

   

Набережные Челны

2021 год.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем  музейной  коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. 
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 

Музей в детском саду – это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир татарской культуры.

Хотим поделиться с вами о создании мини – музея в детском саду на примере  нашего мини – музея « Быт татарского народа ». Специфика жизни современного города не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках татарского народа. Не все взрослые, а тем более дети были в краеведческом  музее. По этой причине мы решили создать в своем кабинете татарского языка мини-музей . Многие родители поддержали наше начинание и помогали нам. Мамы и папы, сотрудники детского сада не раз были в нашем музее и с большим интересом  наблюдали,  как  создается и развивается наш музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию по всем правилам, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини – музей. Часть слова  мини  в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов  в музее не велики. Важная часть музея: участие детей и их родителей в создании мини – музея. В процессе создания музея нам пришлось попробовать себя  и  в роли  дизайнеров, и в роли экскурсоводов.

Целью  создания данного мини – музея стала:

Формирование  речевой компетентности  дошкольников  через музейную педагогику.

Задачи нашего мини – музея:

1.Познакомить воспитанников, родителей, педагогов с историей татарского народа на примере народных промыслов.  

2.Обогащение предметно – развивающей среды кабинета с помощью создания мини-музея, закладывание культурных ценностей.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность

6. Привлечение родителей к сотрудничеству.

7. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание осознанного интереса к татарской народной культуре.

Ожидаемые результаты нашего мини – музея:

  1. Создание мини – музея
  2.  Повышение качества  воспитательно  – образовательной работы с детьми через создание мини – музея «Быт татарского народа»
  3. Активизация познавательной деятельности детей.

На базе мини – музея проводились - различные виды занятий и развлечений, экскурсий. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями и детьми на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, лепке и ручному труду, в самостоятельной деятельности  детей.

Работа над мини – музеем обеспечила разностороннее развитие детей по основным образовательным областям:

«Здоровье» - дети получили знания об утварях, как для приготовления здоровой пищи.

«Социализация» - развитие игровой деятельности (дидактические игры), театрализованные игры – драматизация (Теремок); (Есть печка)

«Труд» - знакомство с трудом и  с рабочими инструментами.

«Познание» - сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора. Знания о фольклоре, обычаях, их назначении.  

 «Коммуникация» - развитие речи. Речевая активность. Дети рассказывают об экспонатах, расширяют словарный запас, связно и последовательно выражают свои мысли, отвечают на вопросы, придумывают сказки, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного рассказа.

«Чтение художественной литературы» -  подборка сказок, стихов, частушек, пословиц.

«Художественное творчество» - развитие  умений и навыков в детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации) плюс творчество.  Дети получают положительные эмоции при создании работ, учатся воображать, фантазировать.

Этапы работы:

  1. Организационный
  2. Практический
  3. Итоговый
  4. Конечный результат

 Формы  работы с детьми:  

I.Продуктивные виды деятельности

  1. Занятие по аппликациям  
  2. Занятие по рисованию

II. Работа по физическому развитию.

Подвижные игры: «Кто быстрее добежит», «Попади в цель», «Проскачи и не урони», «Кто дальше кинет».

III. Работа по художественно – эстетическому направлению.

Рассматривание иллюстраций

IV. Слушание частушек, сказок,  рассказов, стихов          

 Формы  работы  с  родителями:

  1. Консультации, экскурсии в мини –музей.
  2. Пополнение  экспонатами мини музея с помощью родителей

Создание мини-музея «Быт татарского народа» позволила нам участвовать в городском конкурсе по музеям. И наш  музей вошёл  в брошюру «Путеводитель по музеям образовательных учреждений» под названием «Времён связующая нить».2014 году мы участвовали в межмузейной выставки уникальных экспонатов из музеев образовательных учреждений в рамках года культуры и республиканской акции «Музейная весна Татарстана 2014 года» и получили диплом участника.Своими опытами по музейной педагогике регулярно обмениваемся в различных интернет ресурсах и печатных изданиях республики.

Итог: Создание Мини – музея помогло воспитателям в работе   духовно – нравственного  воспитания, развития речи детей, формирования речевой компетентности через музейную педагогику, расширению их кругозора. Дети познакомились с историей  народных промыслов.

 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...