проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему : "В царстве воды"
проект (средняя группа)
Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa_voda.docx | 155.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Авторский долгосрочный проект
Средняя группа №10
На тему: «В царстве воды»
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы 2021г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: (сентябрь 2021г-апрель 2022г).
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети средней группы «Звездочки», педагог, родители воспитанников.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта: экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суше в озерах, прудах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах. Ети на прогулках часто задают вопросы такие как: «Почему идет дождь?», «как вода превращается в снег, лёд?», «Кто живет в воде?» и т.п. Поэтому, я решила путем экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам родины.
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- Ознакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет).
- Ознакомить детей с состоянием воды.
- Расширить представления о воде, о ее необходимости.
- Развивающие:
- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
- Развивать уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
- Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Первый этап – подготовительный (сентябрь): определение направленности проекта, целей и задач; подбор игр (подвижных, дидактических, игр с водой); подбор сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта; предварительная работа с детьми и родителями.
Второй этап – основной (ноябрь-март): реализация проекта: проведение с детьми НОД по теме проекта, организация бесед, развивающие, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экспериментирования. Чтение-художественной литературы (стихов, загадок, песен). Пополнение предметно-развивающей среды группы, решение проблемных ситуация, рассматривание энциклопедий, книг о воде. Занятия по художественному-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация).
Третий этап – заключительный (апрель). Подведение итогов проведенной работы, презентация проекта, открытое занятие по теме проекта.
Предполагаемый результат:
В ходе проекта дети узнают о том, что:
- вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
- Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).
- Дети получат представление о водоёмах; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
- Дети приобретут практические навыки, научатся экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую).
- Научатся контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
Перспективное планирование по реализации проекта
на 2021-2022учебный год
Месяц | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Цель | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Беседа на тему: «Что мы знаем о воде», «Для чего нужна вода» Наблюдения за водой: Где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы ее используем Нод: «Свойства воды» (три состояния воды) П/И «Дождик, дождик посильней…» | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет запах, текучесть), развивать любознательность, мышление и речь Научить детей аккуратно обращаться с водой, формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей. Совершенствовать движения и выполнять их в соответствии с текстом. | Знакомство родителей с задачами проекта. Вовлечение родителей в проектную деятельность |
Октябрь | Нод «Откуда вода попадает в дом» П/И «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз» Чтение сказки Н.А Рыжовой «Жила-была река» | Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру Развивать творческие и коммуникативные способности, фантазию, находчивость, внимание. С помощью сказки учить детей бережно относиться к природным ресурсам, в частности к воде | |
Ноябрь | Беседа на тему: «Кому нужна вода»
Художественно-эстетическое развитие (прослушивание аудиозаписи): «Шум прибоя, журчание ручья, шум дождя» Д/И по теме проекта «Кто живет в воде» Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если закончилась вода» | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе, понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого Формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи, учить искать выход из проблемных ситуаций | Консультация «Опыты с водой дома» |
Декабрь | Беседа на тему: «Дождь» Художественно-эстетическое развитие «Снеговик» (Рисование ватными палочками) Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели» | Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей Прививать бережное отношение к окружающей природе, учить внимательно слушать литературное произведение | |
Январь | Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Семья снеговиков» Опытно-экспериментальная деятельность «Цветные льдинки» Игра со снегом П/И «Снежки» | Продолжать развивать умение передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины, развивать чувство формы, старательность. Знакомство детей с процессом изготовления цветных льдинок, формировать представления, что вода замерзает на холоде | Проведение опытов с детьми дома «Наблюдения за испарением воды» |
Февраль | Нод «Море и его обитатели» Познавательная беседа: «Вода нужна растениям» Просмотр презентации «Морские обитатели» | Обогатить знания детей о морских животных, об их особенностях. Обобщить знания детей о воде в жизни растений и морских обитателей | Консультация «Берегите воду» |
Март | Рисование пальчиками «Море», рисование поролоном: «Облака» Художественно-эстетическое развитие (рисование мятой бумагой) «Льдинки» Загадки о воде, водоемах, водных обитателях | Формировать представление о явлениях неживой природы-появлению облаков, создание задуманного рисунка в технике нетрадиционного рисования | |
Апрель | НОД «Ходит капелька по кругу» (круговорот воды в природе) Опытно-экспериментальная деятельность «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно» | Расширить знания детей о свойствах воды, познакомить детей с круговоротом воды в природе. Приобщать к навыкам экспериментирования, высказывать предположения, делать выводы, тяжелые предметы тонут, а легкие плавают | |
Май | Открытое занятие на тему: «Волшебная водичка» Выставка детских работ «Чудо вода» | Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Расширять знания о воде | Беседа о правилах поведения на водоемах |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Конспект организованной образовательной деятельности по
Познавательному развитию
«Что мы знаем о воде. Какая бывает вода»
(Средняя группа)
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы, 2021г.
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств с ней.
Задачи:
Образовательные: закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Используемый материал: компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, трубочки, кисточки и баночки с краской по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, символы, обозначающие свойства воды, медальки «капельки»
Ход образовательной деятельности
- Вводная часть
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
- Основной этап
Воспитатель: ребята, когда я шла утром в детский сад, то встретила капельку, она плакала и была очень грустная и мне рассказала свою историю, что дети в другом саду кран закрыть забыли и все капельки уплыли, а я говорю ей в ответ, что детей таких у нас здесь нет, воду попусту не льем, мы водичку бережем! (Правда ребята?), мне в ответ капелька заулыбалась, и в саду у нас осталась. Хочет с вами поиграть, о воде все рассказать.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).
Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
Читаю стихотворение Н. Рыжовой
(стихотворение сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки, дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (Чтобы они росли), нужна рыбам; для чего? (Они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию». И мы сейчас с вами станем капельками (одеть каждому ребенку «медальки капельки». Ребята, давайте закроем глазки и хлопнем в ладоши, чтобы оказаться в лаборатории.
- Опытно-экспериментальная часть.
Воспитатель: мы сейчас с вами будем учеными, и будем проводить опыты с водой.
Опыт 1.
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. У всех льется?
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой? Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешиваю знак, который означает что вода-это жидкость). Что означает этот знак? (Дети отвечают).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2.
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешиваю на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха). Что означает это знак?
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (Ответы). Правильно. У воды нет вкуса. Она какая? безвкусная. (Вывешиваю знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (Вкуса).
Опыт 4.
Воспитатель: ребята, возьмите камушки и бросьте их в стакан с водой. Вы видите камушек? (Ответы детей), значит вода какая? (Прозрачная, чистая). Но вода, ребята, может и поменять свой цвет. Возьмите кисточку и опустите в краску, и помойте ее в своих стаканчиках. Посмотрите, что случилось с водой? (Она изменила свой цвет). Вывод: вода прозрачная, но может изменить свой цвет. (Вывешиваю на доску знак, который обозначает, что вода прозрачная).
Физкультминутка «Тучка».
Воспитатель: Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).
В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.
Мы будем весело шагать (шагают на месте)
И улыбаться (показывают руками на улыбку).
Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)
И наклоняться (наклон).
Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)
И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных).
Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)
И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её).
Воспитатель: Вам понравилась игра? А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч). Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.). А хотите узнать тайну дождя. Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки. У нас на столе лежит губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие), потому что в них нет ни капельки воды. А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать дождик. Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.
Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.
- Итог занятия.
Молодцы ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? Какими же свойствами обладает
вода? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней.
- Рефлексия.
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой? И капельки очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Беседа на тему: «Для чего нужна вода».
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы, 2021г.
Цель: Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям).
Задачи:
Образовательные: Ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие: Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?» плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду?»
Ход занятия.
1. Вводная часть
Воспитатель: -Дети, отгадайте загадку.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
-Что это? (Вода.)
-Что вы представляете под словом «вода»? (Ответы детей.) А для чего нужна вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива).
-Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?»
Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»
Предлагаю детям карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить кому из них нужна вода и объяснить для чего.
-Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.
- Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)
- Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)
Игровое упражнение «Буль-буль»
Буль, буль, буль – журчит водица, (Показывают, как открывают кран)
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли. (Потирают руки)
Нос и щёки не забыли. (Трут ладонями нос и щёки)
Не ленились вымыть уши. (Растирают ладонями уши)
После вытерлись посуши.
Мы помылись, как большие, (Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони
Вот мы чистые какие! вверх-вниз)
2. Основная часть
- Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая).
-Но для питья вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно.
- А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная.
- А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода. Но сначала вода проходит через водоочистительную станцию, там люди прилагают немало усилий для того, чтобы в воде не было грязи, песка, мусора, чтобы из наших кранов текла чистая и безопасная для нашего здоровья вода.
Рассматривание плаката «Откуда пришла к нам вода?»
-Откуда же приходит к нам вода? (Из рек.) Что помогает очищать воду? (Водоочистительные станции.)
- Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. Воду нужно беречь, чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран, устранять неполадку с протечкой воды в трубах. (Карточки с картинками «Берегите воду».)
-Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей)
- Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб.)
Прозрачная, чистая,
Струйкой льется.
Плещется в море,
Мерцает в колодце.
Зверей и людей,
И растенья напоит
И дождиком чистым
Всю землю умоет.
В реке, в океане
Прохладой ласкает,
Под душем и в ванне
Теплом согревает.
Нужна она всем на земле и всегда
Прозрачная, чистая эта вода!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Конспект организованной образовательной деятельности по
Развитию речи
Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»
(Средняя группа)
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы, 2021г
Цель: познакомить с содержанием сказки Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
Задачи:
Образовательные:
Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.
Развивающие:
Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».
Интеграция с образовательными областями: художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие мои детишки
Положите в сторонку книжки
Подождет вас немного игра,
Заниматься пришла пора.
Воспитатель: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?
А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы? А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.
Как люди речку обидели
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
В-ль: Почему так нельзя поступать?
В-ль: Что бы ты сделал на месте Кости?
В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.
В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.
В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?
В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).
В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?
В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вам будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»
В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.
В-ль: Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. Раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.
В-ль: Послушайте и отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
(Вода)
В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (Да).
В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.
В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (В одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)
В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (В чистой)
В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.
В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (Одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.
Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Критерии уровня знаний детей средней группы по теме:
«В царстве воды»
(На начало и конец года)
Вопросы для собеседования по выявлению экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста:
- Кто живет в воде?
- Кому нужна вода?
- Для чего мы используем воду?
- Почему надо беречь воду?
Критерии:
Высокий уровень;
Средний уровень;
Низкий уровень.
1-й уровень (высокий). Ребёнок понимает суть всех вопросов, отвечает развёрнуто, используя простейшие причинно-следственные связи. Самостоятельно делает умозаключения.
Во время проведения экспериментальной деятельности:
Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объёме. Активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам её решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия. Направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.
2-й уровень (средний). Ребёнок, отвечая на поставленные вопросы, использует развёрнутые и односложные формы ответов. В целом понимает, что такое вода, кому она нужна и почему надо её беречь.
Во время проведения экспериментальной деятельности:
Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативны по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.
3-й уровень (низкий). Ребёнок плохо понимает суть вопросов (требуется дополнительное разъяснение), односложно отвечает, не проявляет интерес к беседе.
Во время проведения экспериментальной деятельности:
Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.
Сводные диаграммы на 2021-2022 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Беседа на тему: «Дождь».
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы, 2021г.
Цель: Познакомить детей с природным явлением «дождь».
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей представление об образовании дождя; Научить детей делать анализ о прослушанном материале.
Развивающие:
Развивать умение наблюдать и делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе.
Материалы и оборудование: картинки с изображением дождливого осеннего дня и радуги, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребятки, чтобы вы поняли на какую тему мы с вами сегодня будем беседовать, я загадаю вам загадки, а по отгадкам все будет понятно.
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Тогда слушайте загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это …….(Дождь).
Дети: Мы поняли, это дождь.
Воспитатель: Правильно ребята, это дождь.
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идешь?
Зонт возьми - там льётся……(Дождь).
Дети: Дождик.
Воспитатель: Да, это дождь. Наша беседа будет о дожде.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
-Если светит солнце, день -(солнечный). -Если дует ветер, день - (ветреный.) -Если на небе тучи, день - (облачный). –Если идет дождь, день - (дождливый).
-А вам нравится, когда идет дождь?. Почему?. Значит, дождь – это хорошо или плохо?.
-А вот, представьте себе, что сейчас очень жарко, цветочки все завяли, собака, кашка и другие животные спрятались от жары в тень и вдруг…пошел дождь. Как вы думаете, они рады дождю?. Почему?.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года?
Дети: Сейчас лето.
Воспитатель: Правильно, лето. А какая погода бывает летом? И как вы думаете, что такое дождь?
Дети: На улице тепло, ярко светит солнышко, а дождь это вода.
Воспитатель: Мои вы молодцы! Все правильно говорите. Ребята, дождь - это капельки воды. Скажите, а летом бывает дождь?
Дети: Да, бывает!
Воспитатель: Ребята, а летом дождь идет какой холодный или теплый?
Дети: Теплый.
Воспитатель: Правильно, теплый. А теплый он потому, что на земле вода в реках, озерах и прудах нагревается от теплых лучей солнца, потом вода испаряется в атмосферу и выпадает в виде осадков, мы называем эти осадки дождём. Гулять в такую погоду нельзя, сразу намокнешь и простудишься. А вот для растений - деревьев, травы, цветов дождь очень нужен.
Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте и скажите о чем оно.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
Сразу радуга смеётся.
Воспитатель: Вы внимательно слушали ребята? Про что это стихотворение?
Дети: Стихотворение про дождь, про солнышко и радугу.
- Ребята, а вы любите дождик? (Ответы детей)
- Какой бывает дождик? (Ответы детей)
- Можно ли гулять, когда идет дождь? (Ответы детей)
- Ребята, я вам предлагаю взять зонтики и украсить их. (Самостоятельная творческая деятельность детей)
- Молодцы, какие у красивые зонтики у вас получились!
Воспитатель: Ребятки, а давайте отдохнем и сделаем физкультминутку.
Дети: Ура! Давайте.
Физкультминутка «Дождик, дождик»
Дождик скачет по дорожке, (Прыжки на месте).
Как мальчишка озорной,
Громко хлопает в ладошки (Хлопают в ладоши).
Летний дождь - всегда веселый. (Прыгают и смеются).
Он как друг хороший всем. (Руки на поясе, повороты влево и право).
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх и наклоны вперед).
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой).
Небосвод стал синий – синий
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, делают «фонарики»).
Воспитатель: Ребятки, а под чем можно укрыться от дождя человеку?
Дети: Под крышей дома, в машине, под деревом.
Воспитатель: Все правильно ребята, но вы не назвали еще одну вещь, под которой можно спрятаться от дождя.
Дети: А-а-а, мы поняли, это зонт.
Воспитатель: Правильно! Под зонтом можно укрыться, когда идем в магазин или просто гуляем.
Воспитатель: Отгадайте загадку ребята.
Если дождик моросит
И асфальт дождем залит,
Ты с собой его берешь
И на улицу идешь,
Ты под ним всегда сухой,
В непогоду он с тобой. (Зонт).
Дети: Зонт это!
Выходя из дома в дождь,
Мы меня всегда берешь.
Стоит солнцу появиться –
Мне опять в углу пылиться. (Зонт).
Дети: Зонтик.
Итог
Воспитатель: Молодцы ребята, но наше беседа на тему «Дождь» подходит к завершению. Я предлагая вам нарисовать совместный рисунок дождливой погоды, изобразить капельки дождя. Нарисовать зонт и все ярко раскрасить.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Конспект организованной образовательной деятельности по
Художественно-эстетическому развитию (рисование)
«Снеговик»
(Средняя группа)
Выполнила:
Набиулина Юлия Сергеевна
I квалификационной категории
г.о. Люберцы, 2021г.
Цель: научить детей рисовать снеговика с помощью тычка (ватной палочки).
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов; закрепить у детей навыки рисования по контуру, не выходя за него.
Развивающие:
Передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок ватной палочкой; доводить предмет нужного образа с помощью ватных палочек.
Воспитательные:
Воспитывать желание самостоятельно украсить образ; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: игрушка снеговика, картинка с изображением снеговиков, лист тонированной бумаги, белая гуашь, ватные палочки, салфетка – на каждого ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Зимние забавы». Д/и «Собери снеговика», «Какого цвета снеговик»
Ход занятия.
Дети входят в группу встают в круг.
Воспитатель: Ребята послушайте мою загадку и отгадайте:
- Снег на полях, лед на реках,
Ветер гуляет, когда это бывает?
Дети: - Зимой.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите к нам прилетела снежинка, и она не одна.
А с кем, вы должны отгадать загадку, которую вам приготовила снежинка.
Слушайте внимательно:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?
Кто же он такой? (Снеговик).
Правильно снеговик, а вот и он
Чтоб не растаял снеговик, я положу рядом с ним на дорожку снежинку.
Дети, а почему снеговик может растаять?
Дети: потому что в группе тепло.
Воспитатель: А где должен жить снеговик?
Дети: на улице?
Воспитатель: Правильно на улице. А в какое время года?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из каких частей состоит Снеговик?
Дети: Голова, туловище, руки.
Воспитатель: Дети с чего мы начинаем лепить снеговика (ответы детей)
Правильно. Сначала мы лепим большой ком, потом поменьше – средний, маленький – голова и руки.
Физкльтминутка «Снеговик»
1. Лепим мы снеговика -
(Дети показывают всё, о чём говорят)
2. Шляпу, нос, глаза, бока.
3. Он не мал и не велик
Приседают, встают.)
4. Вышел славный снеговик -
(Руки на пояс ставят, повороты корпусом влево - вправо)
Дети! Представим, что мы с вами на улице и каждый слепит себе снеговика. Начинаем лепить «большой ком снега» так, чтобы поместились остальные, потом поменьше и самый маленький.
Воспитатель: Вот мы с вами слепили снеговиков. Что нам нужно сделать чтобы снеговик не растаял? (Ответы детей)
Правильно, нужно его нарисовать (Объяснение и показ рисования)
Ребята подойдите к столу и выберем себе лист бумаги и краску (на столе лежит тонированная разным цветом бумага и краска)
Подходят к столам. Выбирают лист бумаги и приступайте к рисованию.
Дети приступают к работе.
В ходе работы воспитатель, подсказывает, дает совет.
По окончании рисования раскладывают свои рисунки на столе.
Анализ рисунков. Воспитатель: - Какие красивые снеговики у вас получились! Никита, а какой снеговик тебе больше понравился? Что трудно было? Что нужно сделать чтобы вашим снеговикам не было скучно? (Ответы детей)
Воспитатель хвалит детей, но при этом показывает и недостатк
Сводные диаграммы на конец учебного 2021-2022 года
Картотека игр с водой для детей средней группы
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.
Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игра «Кукольный обед»
Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.
Содержание.
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…
Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
Игра «Переливание воды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Игра «Открывай - закрывай»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.
Содержание.
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
Игра «Фонтан»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
Игра «Бассейн»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"
Игра «Озеро»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.
Игра «Море»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.
Игра «Купание кукол»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.
Игра «Мытье посуды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"
Игра «Мыльные пузыри»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Игра «Плыви, кораблик! »
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
Игра «Бульки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
Игра «Пенный замок»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.
Игра «Праздник на воде»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Содержание.
Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
Игра «Льдинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Содержание.
Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".
Игра «Тает льдинка»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Содержание.
Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.
А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!"
Игра «Разноцветный лед»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Содержание.
Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
Игра «Веселые кораблики»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Содержание.
дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.
Игра «Нырки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание.
Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.
Игра «Ловкие пальчики»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
Игра «Бульбочки»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».
Игра «Тонет - не тонет»
Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.
Содержание.
Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.
Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие внимания, координация движений.
Содержание.
Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
Игра «Веселые зверушки»
Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.
Содержание.
игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.
Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)
Цель: развитие внимания, координация движений.
Содержание.
На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу.
Игра «Поймай льдинку»
Цель: развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».
Игра «Тёплый – холодный»
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».
Содержание.
Воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Капитаны»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Содержание.
Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.
«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П - П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.
Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны
Игра «Переливание воды из кружки в кружку или через воронку»
Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».
Содержание.
Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет).
Игра «Мокрое - сухое»
Цель: закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.
Содержание.
Группа детей стоит около таза с водой.
«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).
Игра «Горячо-холодно»
Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.
Содержание.
Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.
Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.
Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.
Игра «Уточки плавают»
Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».
Содержание.
Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!
А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.
Была одна уточка, а теперь сколько?
После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.
Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
Игра «Вода принимает форму»
Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Содержание.
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра «Чистюли»
Цель: привитие элементарных трудовых навыков.Дать понятие о «грязном» и «чистом».
Содержание.
Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.
В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.
Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.
Игра «Попади в цель»
Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.
Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».
Содержание.
Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.
Игра «Самодельный водопад»
Цель: развитие мелкой моторики.
Содержание.
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»
Конспект познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
План - проект по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Маленькие фантазеры и исследователи» .
План - проект по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Маленькие фантазёры и исследователи"...
Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе. Конспект «В гости к воде»
Наблюдение за водой. Игры и эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Секреты воды»
Городское методическое объеденение на тему "Секреты воды"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...