Программа Дополнительного образования «Мир Театра» для детей от 4 до 5 лет (срок освоения 1 год)
рабочая программа (средняя группа)
Программа
Дополнительного образования
«Мир Театра» для детей от 4 до 5 лет
(срок освоения 1 год)
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, моралии нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мирадетей…»
(Б. М. Теплов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_mir_teatra.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
детский сад № 31
городского округа города Райчихинска
Амурской области
Принято: Утверждаю:
на Педагогическом совете Заведующая МАДОУ №31
протокол №_________ _________ О.В. Морозова
от«___»_____________2021 г. «___»_____________2022 г.
Программа
Дополнительного образования
«Мир Театра» для детей от 4 до 5 лет
(срок освоения 1 год)
Составила: воспитатель Маевская С.В.
Г. Райчихинск 2022г.
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, моралии нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мирадетей…»
(Б. М. Теплов)
Пояснительная записка
Данная программа «Мир театра» по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста».
Направленность данной программы: художественно-эстетическое и речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.
Актуальность программы. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться.Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. А также изучение национально-регионального компонента, который интегрирован с федеральным компонентом и используется для знакомства дошкольников с культурой народов Урала, фольклором и произведениями авторов Урала.
Цель программы:формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Екатеринбурга.
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Возраст детей, участников данной программы: от 4 до 5лет.
Сроки реализации данной программы: 1 год обучения.
Формы и режим занятий данной программы:
Форма занятий: группами по10-12 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН(а), проводится во второй половине дня во время совместной деятельности детей и педагога:
4-5 лет: 1 раз в неделю не более 25 минут.
Виды театра по возрастным группам
(по Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович)
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4.Театр кукол | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4. Верховые куклы на гапите | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4. Верховые куклы на гапите |
4.Верховые куклы 5.Театр ложек | 5. Театр ложек 6. Театр марионеток 7.Куклы с живой рукой 8.Тростевые куклы | 5. Театр ложек 6. Театр марионеток 7.Куклы с живой рукой 8.Тростевые куклы 9.Перчаточные куклы 10. Люди-куклы 11.Театральные куклы |
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе «Мир театра» с детьми 4-5 лет (1 год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 |
Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет (1 год обучения)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я.» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы | «Пойми меня. Язык жестов.» Имитационные этюды. Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | Игровые упражнения Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | «Игры с бабушкой Забавушкой.» Знакомство с русскими народными костюмами. Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
Ноябрь | «Музыка осени». Отгадывание загадок, с изображением их героев. | «Присказка» Показ и рассказывание сказки воспитателем. | «Скажи о друге ласково». Создание дружественной атмосферы в коллективе. | «Колобок, колобок – румяный бок». Драматизация сказки колобок с участием масок. |
Декабрь | «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» (что такое пантомима). Беседа | «Речь и движения» Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». | «В гости сказка к нам пришла» Формировать у детей простейшие образно выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. | «Красная шапочка». Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. |
Январь | «Поможем Красной Шапочке». Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». | Речевые фантазии и фантазии движений. Учить вживаться в создаваемый образ, распределить роли; совершенствовать интонационную выразительность речи | «Болтливая утка» совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. | «Звери в гостях у Снегурочки». Учить оценивать поступки героев сказки, вживаться в создаваемый образ; совершенствовать умение путѐм изменения темпа и тембра голоса обыгрывание того или иного персонажа; развивать память, выразительность речи. |
Февраль | Кукушка | «Кукушка» Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо) | «В гостях у козлят» Показ и рассказывание сказки воспитателем. | Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. Имитационные упражнения |
Март | «Волк и семеро козлят». Отгадывание загадок, с изображением их героев | «Волк и семеро козлят на новый лад» Ряженье в костюмы | Вежливые слова. Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо) | «Терем-терем-теремок». Знакомство с героями. |
Апрель | Стоит в поле теремок Беседа по содержанию сказки. | «Дайте срок, построим теремок». Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) | «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» Драматизация сказки детьми. | "Мои весёлые пальчики"(пальчиковый театр). активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, выразительность речи. |
Май | «Кто сказал мяу?» Развивать диалогическую и монологическую речь детей; мелкую моторику рук; развивать мимику и пластические способности детей | «Дождик льет, льет, а грибочек все растет» Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». Придумывание и загадывание загадок по сказке. Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним. | «Вот так гриб-великан, всем хватило место там» Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Ритмопластика - пляски героев. | «По следам сказок» Отгадывание загадок по сказкам. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.( фантазии детей) |
Достижения по театрализованной деятельности детей 4-5 лет
(1 год обучения)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;
- эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке;
- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
- проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;
- разделяют игровые и реальные взаимодействия;
- умеют планировать последовательность действий;
- проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх;
- взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжет;
- адекватно воспринимают в театре художественный образ;
- в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика).
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей;
- способны самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки;
- имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;
- понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами;
- могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки;
- драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений;
- выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения.
Способы определения результатов обучения:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год. Форма проведения: наблюдение, концерт, театрализованная постановка.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 4-5 лет (1 год обучения)
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческойдеятельности | Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика детей 4-5 лет (1 год обучения)
Фамилия, имя ребенка | РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ | РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ | |||||
Умеют взаимодействовать и ладить со сверстниками , проявляют инициативу и предлагают новые роли | Понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние | Могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки | Понимают и употребляют слова-антонимы, умеют образовывать новые слова | Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть любимое стихотворение, считалку | Выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений | Умеют выполнять танцевальные движения | Выполняют движения, отвечающие характеру музыки | |
Педагогическая диагностика
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
- карточки-пиктограммы на определение основных эмоций;
- иллюстрации;
-пазлы «Эмоции»;
- портреты композиторов, писателей;
- декорации;
- ширма;
-атрибуты;
-костюмы;
-шапочки-маски;
- куклы Би-Ба-Бо;
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
Техническое оснащение:
- ноутбук;
- СD проигрыватель с USB выходом;
- колонки;
- комплект СD дисков для проведения занятий.
Список литературы
- Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/В.Н.Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с.
- Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.
- Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.
- Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003.
- Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных малышей/Е.Г. Ледяйкина Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002.
- Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г.
- Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. - М., 2000.
- Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002.
- Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и к...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
Программа Дополнительного образования «Мир театра» для детей от 3 до 7 лет (срок освоения 4 года)
Пояснительная запискаДанная программа «Мир театра» по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная де...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...