Программа Дополнительного образования «Мир театра» для детей от 3 до 7 лет (срок освоения 4 года)
рабочая программа
Пояснительная записка
Данная программа «Мир театра» по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста».
Направленность данной программы: художественно-эстетическое и речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.
Актуальность программы. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться.Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. А также изучение национально-регионального компонента, который интегрирован с федеральным компонентом и используется для знакомства дошкольников с культурой народов Урала, фольклором и произведениями авторов Урала.
Цель программы:формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Екатеринбурга.
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Возраст детей, участников данной программы: от 3 до 7 лет.
Сроки реализации данной программы: 4 года обучения.
Формы и режим занятий данной программы:
Форма занятий: группами по10-12 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН(а), проводится во второй половине дня во время совместной деятельности детей и педагога:
3-4 года: 1 раз в неделю не более 15 минут.
4-5 лет: 1 раз в неделю не более 25 минут.
5-6лет: 1 раз в неделю не более 25 минут.
6-7лет: 1 раз в неделю не более 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_teatra.doc | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВДА № 25»
АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Утверждена
Заведующим МАДОУ
«Детский сад комбинированного
вида № 25» АГО
приказ №______ от_______
Программа
Дополнительного образования
«Мир театра» для детей от 3 до 7 лет
(срок освоения 4 года)
Составитель:
Лагунова Н. П.
воспитатель
1 кв. категории
г. Асбест
2017 г.
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, моралии нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мирадетей…»
(Б. М. Теплов)
Пояснительная записка
Данная программа «Мир театра» по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста».
Направленность данной программы: художественно-эстетическое и речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.
Актуальность программы. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться.Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. А также изучение национально-регионального компонента, который интегрирован с федеральным компонентом и используется для знакомства дошкольников с культурой народов Урала, фольклором и произведениями авторов Урала.
Цель программы:формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Екатеринбурга.
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Возраст детей, участников данной программы: от 3 до 7 лет.
Сроки реализации данной программы: 4 года обучения.
Формы и режим занятий данной программы:
Форма занятий: группами по10-12 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН(а), проводится во второй половине дня во время совместной деятельности детей и педагога:
3-4 года: 1 раз в неделю не более 15 минут.
4-5 лет: 1 раз в неделю не более 25 минут.
5-6лет: 1 раз в неделю не более 25 минут.
6-7лет: 1 раз в неделю не более 30 минут.
Виды театра по возрастным группам
(по Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович)
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
- резиновой игрушки -дымковской игрушки -конусной игрушки - крупной игрушки - мелкой игрушки - кукол -вязанной игрушки | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4.Театр кукол | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4. Верховые куклы на гапите | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках 4. Верховые куклы на гапите |
| 4.Верховые куклы 5.Театр ложек | 5. Театр ложек 6. Театр марионеток 7.Куклы с живой рукой 8.Тростевые куклы | 5. Театр ложек 6. Театр марионеток 7.Куклы с живой рукой 8.Тростевые куклы 9.Перчаточные куклы 10. Люди-куклы 11.Театральные куклы |
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе «Мир театра» с детьми 3-4 лет (1 год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 |
Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет (1 год обучения)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Давайте познакомимся | Ох, уж этот театр! | Для деда, для бабы Курочка- Ряба яичко снесла золотое | Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок») |
Октябрь | Прогулка по лесу | Мы играем и поем | Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить | Про котенка, который забыл, как надо просить есть |
Ноябрь | «Уронили мишку на пол» по стихотворениям А. Барто | Курица с цыплятами | Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет | Мы водили хоровод |
Декабрь | Заюшкина избушка (театр конусной игрушки) | Ох, трудна работа – выгнать лису | Возьмем Мишку на прогулку | Пришел Мишка с прогулки |
Январь | Потеряли котятки по дороге перчатки | Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки! | Встали детки в кружок – закружились как снежок | Как собака друга искала |
Февраль | Собачке грустно. Ей не спится, с кем собачке подружиться | Без друзей нам не прожить ни за что на свете | В гости к сказке (Колобок) | «Колобок на новый лад» по мотивам русской народной сказки |
Март | Весна пришла! | В гости пальчики пришли | Воробей и кот | Хитрый воробышек обманул кота |
Апрель | В гостях у дедушки Корнея | Два веселых гуся | Жили – были два гуся | Солнышко пригревает |
Май | В гостях у бабушки | Ладушки-ладошки | Пчелки-детки, полетели! | К нам гости пришли! |
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе «Мир театра» с детьми 4-5 лет (2 год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 |
Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет (2 год обучения)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я | Пойми меня. Язык жестов | Игровые упражнения | Игры с бабушкой Забавушкой |
Октябрь | Музыка осени | Присказка | Колобок | Колобок, колобок – румяный бок |
Ноябрь | Колобок не тот, а другой | Речь и движения | В гости сказка к нам пришла | Красная шапочка |
Декабрь | Поможем Красной Шапочке | Речевые фантазии и фантазии движений | Болтливая утка | Звери в гостях у Снегурочки |
Январь | Кукушка | Кукушка | В гостях у козлят | Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» |
Февраль | Волк и семеро козлят | Волк и семеро козлят на новый лад | Вежливые слова | Терем-терем-теремок |
Март | Стоит в поле теремок | Дайте срок, построим теремок | Ох, красивый теремок, очень, очень он высок | Показ сказки «Теремок» родителям своей группы |
Апрель | У меня зазвонил… | Телефон | Только «мяу» где сыскать? | Не вы ли «мяу-мяу» говорили? |
Май | Кто сказал мяу? | Дождик льет, льет, а грибочек все растет | Вот так гриб-великан, всем хватило место там | По следам сказок |
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе «Мир театра» с детьми 5-6 лет (3 год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 |
Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет (3 год обучения)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Что такое театр? | Театральные профессии | Учимся быть артистами | Веселые истории |
Октябрь | Какие бывают театры? | Мы в театре | Мир театра | Встреча с Феей Театра |
Ноябрь | Театр Петрушки | Деревянные и тряпичные куклы | Волшебная корзинка | Театральная афиша |
Декабрь | Репетиция | «Сорока-Белобока» Т.Кирсановой | Сочини сказку | Новогодние игрушки |
Январь | Коза и волк | Болтливая утка | Волк и лиса | Три поросенка |
Февраль | Страшный волк | Дом для поросенка – крепость | Кукольный спектакль «Три поросенка» | Расскажи стихи руками |
Март | Весенняя сказка | Снегурочка с подружками | Гори, гори ясно | Снегурочка |
Апрель | Наше настроение | Вот какие чудеса! | Весна | Играем сказку |
Май | Театр кукол-марионеток | Путешествие по сказкам Корнея Чуковского | «Мы любим сказки». Итоговая викторина с участием родителей | Итоговое занятие «В мире театра» |
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе «Мир театра» с детьми 6-7 лет (4 год обучения)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 |
Перспективно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для детей 6-7 лет (4 год обучения)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Здравствуй, театр! | Кто работает в театре. «Закулисье» | Как вести себя театре | Театр варежек, здравствуй! |
Октябрь | Мимика | Страна «Театралия» | Сила голоса | Импровизация |
Ноябрь | «Игрушка для театрального уголка своими руками». Конкурс Демонстрация театра на фланели | Театр на пальце | Театр теней | Театр на руке |
Декабрь | Мимика и жесты | Конусный настольный театр | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»). Знакомство с куклами бибабо | Зимнее царство |
Январь | Слух и чувство ритма | Театральные игры | Знакомство с куклами-говорунчиками | Знакомство со штоковым театром |
Февраль | Путешествие в волшебный мир театра. Театр марионеток | Театр деревянных фигурок, резиновых игрушек | Магнитный театр. Театр кукол-оригами | Фантастическое путешествие. Спортивно-театрализованный праздник |
Март | Театр масок | Сказки А.С. Пушкина | Театральные фантазии. КВН | КВН по театрализованной деятельности для родителей |
Апрель | Настоящие друзья | Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой | От игры — до спектакля | Водяная – Су Анасы |
Май | «В мире театра». Театрализованная викторина совместно с родителями | Путешествие в страну сказок | Экскурсия в кукольный театр | Театральный калейдоскоп |
Достижения по театрализованной деятельности детей 3-4 лет
(1 год обучения)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- повышение интереса у детей к театральному искусству;
- сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
- дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;
- умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
- пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
- могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
- могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
- умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Достижения по театрализованной деятельности детей 4-5 лет
(2 год обучения)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;
- эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке;
- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
- проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;
- разделяют игровые и реальные взаимодействия;
- умеют планировать последовательность действий;
- проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх;
- взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжет;
- адекватно воспринимают в театре художественный образ;
- в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика).
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей;
- способны самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки;
- имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;
- понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами;
- могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки;
- драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений;
- выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения.
Достижения по театрализованной деятельности детей 5-6 лет
( 3 год обучения)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.);
- эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
- проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста;
- проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли;
- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы;
- проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
- может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение;
- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
- участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);
- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
- различает жанры литературных произведений.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.);
- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
- умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Достижения по театрализованной деятельности детей 6-7 лет
( 4 год обучения)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты игр;
- придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее;
- понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
- участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);
- способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения;
- сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
- умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Способы определения результатов обучения:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год. Форма проведения: наблюдение, концерт, театрализованная постановка.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 3-4 лет (1 год обучения)
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческойдеятельности | Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика детей 3-4 лет (1 год обучения)
Фамилия, имя ребенка | РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ | РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ | |||||
сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения | умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи | проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях | пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге | могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого | способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы | могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии | умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных | |
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 4-5 лет (2 год обучения)
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческойдеятельности | Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика детей 4-5 лет (2 год обучения)
Фамилия, имя ребенка | РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ | РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ | |||||
Умеют взаимодействовать и ладить со сверстниками , проявляют инициативу и предлагают новые роли | Понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние | Могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки | Понимают и употребляют слова-антонимы, умеют образовывать новые слова | Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть любимое стихотворение, считалку | Выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений | Умеют выполнять танцевальные движения | Выполняют движения, отвечающие характеру музыки | |
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 5-6 лет (3 год обучения)
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческойдеятельности | Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика детей 5-6 лет (3 год обучения)
Фамилия, имя ребенка | РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ | РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ | |||||
Эмоционально тонко чувствуют переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй | Придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации | Проявляют умение работать коллективно, договариваются со сверстниками | Могут самостоятельно придумать небольшую сказку, историю на заданную тему | В беседе о просмотренном спектакле умеют высказывать свою точку зрения | Ориентируются в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений | Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх, хороводах | Усеют устанавливать последовательность различных событий | |
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 6-7 лет (4 год обучения)
Высокий уровень:
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческой деятельности | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика детей 6-7 лет (4 год обучения)
Фамилия, имя ребенка | РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ | РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ | |||||
Самостоятельно отбирает, придумывает разнообразные сюжеты игр | Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре | Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения | Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов | Различает жанры литературных произведений | Инсценирует игровые песни | Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разным характером музыки, музыкальными образами | Передает несложный музыкальный ритмический рисунок | |
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
- карточки-пиктограммы на определение основных эмоций;
- иллюстрации;
-пазлы «Эмоции»;
- портреты композиторов, писателей;
- декорации;
- ширма;
-атрибуты;
-костюмы;
-шапочки-маски;
- куклы Би-Ба-Бо;
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
Техническое оснащение:
- ноутбук;
- СD проигрыватель с USB выходом;
- колонки;
- комплект СD дисков для проведения занятий.
Список литературы
- Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/В.Н.Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с.
- Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.
- Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.
- Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003.
- Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных малышей/Е.Г. Ледяйкина Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002.
- Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г.
- Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. - М., 2000.
- Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002.
- Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и к...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...
Программа Дополнительного образования «Мир Театра» для детей от 4 до 5 лет (срок освоения 1 год)
ПрограммаДополнительного образования «Мир Театра» для детей от 4 до 5 лет (срок освоения 1 год)«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, моралии нравственнос...
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 2 младшей группы (3-4 года)
на 2024-2025 учебный год...