Песочная терапия
статья
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» (Константин Дмитриевич Ушинский)
Истоки песочной терапии лежат в основе методики, разработанной детским психиатром Лондонского института Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Д.Кальфф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как здоровьесберегающая технолгия
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» (Константин Дмитриевич Ушинский)
ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
Что же такое здоровье? «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (По определению Всемирной организации здравоохранения).
Одним из средств решения проблем по оздоровлению дошкольников становятся здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни.
Рассмотрим один из видов здоровьесберегающей технологии - песочную терапия.
Песочная терапия — это вид современной арт – технологии, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.
История возникновения
Истоки песочной терапии лежат в основе методики, разработанной детским психиатром Лондонского института Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Д.Кальфф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.
Значение песочной терапии:
- Обобщение и расширение представлений ребенка об окружающем мире;
- Интенсивное развитие познавательных психических процессов (речи, восприятия, памяти, внимания, мышления);
- Развитие творческих (креативных) способностей;
- Совершенствование тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- Снятие мышечного напряжения, двигательных стереотипов;
- Создание условий для достижения положительного эмоционального благополучия, уменьшение проявлений отрицательных эмоций;
- Снятие уровня нервно-психического напряжения, стресса, раздражительности, агрессивности, плаксивости;
- Совершенствование коммуникативных навыков;
- Осуществление самовыражения ребенка (выражение чувств, эмоций, переживаний).
Классификация игр с песком:
- Проективные (осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие детей);
- Познавательные (с их помощью познается многомерность мира);
- Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка).
Шаги для правильной организации песочной игры с ребёнком:
1. Демонстрация песочницы. (Педагог говорит, что у песочницы есть голубые борта, они символизируют небо, а голубое дно - это вода. Педагог объясняет ребенку, что он может создать море или океан, еще может с помощью воды превратить сухой песок во влажный.)
2. Демонстрация коллекции фигурок. (Педагог обращает внимание ребенка на разнообразие фигурок, предлагает рассмотреть их и подержать в руках; объясняет ребенку, что он может создать свой мир, используя любые фигурки.)
3. Знакомство с правилами игр на песке.
Песок сыпучий материал, поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность. Для этого с ребенком нужно проговаривать правила.
Правила игры с песком:
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.
- У детей всегда должны быть чистые ручки. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладони взрослому.
- Все игрушки любят, когда их ставят на место.
4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. (Вся необходимая информация преподносится через сказочного героя (например, песочную Фею), они помогают контролировать весь игровой процесс)
5. Завершение занятия. (Ребенок разбирает свою постройку и расставляет игрушки на место.)
Оновные противопоказания:
- Aллepгичecкиe peaкции нa пыль и мелкие частицы;
- Легочные заболевания;
- Кожные заболевания и порезы на руках.
Что необходимо для организации игр с песком?
- Кинетический песок;
- Контейнер для песка (песочница, ящик, столик (без подсветки или с ней));
- Набор игрового материала (лопатки, сито, миниатюрные предметы и игрушки);
- Природный и бросовый материал (камешки, ракушки, пуговицы, ленточки).
Игра с песком выступают:
1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);
2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);
3) В качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Песочная терапия станет особенно полезной в работе с детьми с ОВЗ, для детей, имеющих сложности связанные с изменениями в семье, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, повышенную тревожность, страхи, агрессию, нарушения в развитии высших психических функций, отсутствие мотивации, при подготовке руки к овладению письмом.
Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Нужно полностью исключить негативную оценку действий ребенка и максимально поощрять ребенка.
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточно развитой речи, бедности представлений или задержки развития. В таком случае пескотерапия выступает в качестве средства невербальной коммуникации.
Песочная терапия для дошкольников – это прежде всего игра, которая доставляет им огромное удовольствие. Это возможность для ребенка быть самим собой. Ведь дети более полно выражают себя именно в процессе игры.
Примеры игр и упражнений с песком
- «Знакомство».
Цель: знакомство дошкольников со свойствами песка.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок, нарисовать волны или змейки; выполнить рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.
- «Песочный дождик».
Цель: регуляция мышечного тонуса.
Ход игры. Ребенок сначала медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого и на свою ладонь. Педагог говорит: «В нашей стране пошёл необычный дождь, песочный».
- «Необыкновенные следы».
Цель: совершенствование воображения.
Ход игры. Педагог предлагает нарисовать «следы», которое оставляли различные животные: "идут медвежата" - ребенок надавливает на песок; "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка; "ползут змейки" - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
- «Угадай на ощупь».
Цель: развитие тактильного восприятия.
Ход игры. Ребенок отворачивается, а педагог в это время прячет в песок небольшую игрушку. Задача ребенка - найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем педагог меняется ролями с воспитанником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...