Песочная терапия
статья

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» (Константин Дмитриевич Ушинский)

Истоки песочной терапии лежат в основе методики, разработанной детским психиатром Лондонского института Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Д.Кальфф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия как здоровьесберегающая технолгия

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» (Константин Дмитриевич Ушинский)

ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

Что же такое здоровье? «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (По определению Всемирной организации здравоохранения).

Одним из средств решения проблем по оздоровлению дошкольников становятся здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни.

Рассмотрим один из видов здоровьесберегающей технологии - песочную терапия.

Песочная терапия — это вид современной арт – технологии, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.

История возникновения

Истоки песочной терапии лежат в основе методики, разработанной детским психиатром Лондонского института Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Д.Кальфф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.

Значение песочной терапии:

  • Обобщение и расширение представлений ребенка об окружающем мире;
  • Интенсивное развитие познавательных психических процессов (речи, восприятия, памяти, внимания, мышления);
  • Развитие творческих (креативных) способностей;
  • Совершенствование тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • Снятие мышечного напряжения, двигательных стереотипов;
  • Создание условий для достижения положительного эмоционального благополучия, уменьшение проявлений отрицательных эмоций;
  • Снятие уровня нервно-психического напряжения, стресса, раздражительности, агрессивности, плаксивости;
  • Совершенствование коммуникативных навыков;
  • Осуществление самовыражения ребенка (выражение чувств, эмоций, переживаний).

Классификация игр с песком:

  • Проективные (осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие детей);
  • Познавательные (с их помощью познается многомерность мира);
  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка).

Шаги для правильной организации песочной игры с ребёнком:

1. Демонстрация песочницы. (Педагог говорит, что у песочницы есть голубые борта, они символизируют небо, а голубое дно - это вода. Педагог объясняет ребенку, что он может создать море или океан, еще может с помощью воды превратить сухой песок во влажный.)

2. Демонстрация коллекции фигурок. (Педагог обращает внимание ребенка на разнообразие фигурок, предлагает рассмотреть их и подержать в руках; объясняет ребенку, что он может создать свой мир, используя любые фигурки.)

3. Знакомство с правилами игр на песке.

Песок сыпучий материал, поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность. Для этого с ребенком нужно проговаривать правила.

Правила игры с песком:

  • Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.
  • У детей всегда должны быть чистые ручки. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладони взрослому.
  • Все игрушки любят, когда их ставят на место.

4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. (Вся необходимая информация преподносится через сказочного героя (например, песочную Фею), они помогают контролировать весь игровой процесс)

5. Завершение занятия. (Ребенок разбирает свою постройку и расставляет игрушки на место.)

Оновные противопоказания:

  • Aллepгичecкиe peaкции нa пыль и мелкие частицы;
  • Легочные заболевания;
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Что необходимо для организации игр с песком?

  • Кинетический песок;
  • Контейнер для песка (песочница, ящик, столик (без подсветки или с ней));
  • Набор игрового материала (лопатки, сито, миниатюрные предметы и игрушки);
  • Природный и бросовый материал (камешки, ракушки, пуговицы, ленточки).

Игра с песком выступают:

1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений);

2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение);

3) В качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Песочная терапия станет особенно полезной в работе с детьми с ОВЗ, для детей, имеющих сложности связанные с изменениями в семье, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, повышенную тревожность, страхи, агрессию, нарушения в развитии высших психических функций, отсутствие мотивации, при подготовке руки к овладению письмом.

Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Нужно полностью исключить негативную оценку действий ребенка и максимально поощрять ребенка.

Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточно развитой речи, бедности представлений или задержки развития. В таком случае пескотерапия выступает в качестве средства невербальной коммуникации.

Песочная терапия для дошкольников – это прежде всего игра, которая доставляет им огромное удовольствие. Это возможность для ребенка быть самим собой. Ведь дети более полно выражают себя именно в процессе игры.

Примеры игр и упражнений с песком

  1. «Знакомство».

Цель: знакомство дошкольников со свойствами песка.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок, нарисовать волны или змейки; выполнить рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

  1. «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного тонуса.

Ход игры. Ребенок сначала медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого и на свою ладонь. Педагог говорит: «В нашей стране пошёл необычный дождь, песочный».

  1. «Необыкновенные следы».

Цель: совершенствование воображения.

Ход игры. Педагог предлагает нарисовать «следы», которое оставляли различные животные: "идут медвежата" - ребенок надавливает на песок; "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка; "ползут змейки" - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

  1. «Угадай на ощупь».

Цель: развитие тактильного восприятия.

Ход игры. Ребенок отворачивается, а педагог в это время прячет в песок небольшую игрушку. Задача ребенка - найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем педагог меняется ролями с воспитанником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...