Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»
материал (старшая группа) на тему
Этот мастер-класс позволит решить комплекс развивающих задач. Это повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей, создание новых семейных традиций в жизни ребёнка, а также стимулирование родителей на совместное творческое сотрудничество с детьми.
А помогут нам в этом маленькие куколки – Мартинички. Уже из названия видно, что делали их в марте. На самом деле мартинички — это две сплетенные друг с другом в шнур нитки – белая и красная. Белая нить– символ зимы, снега; красная – весны, ласкового солнышка, возрождения природы. Поэтому, сажайте рядом с собой своих детей и начинаем кртутить Мартиничек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_semeynyh_traditsiy_1.docx | 214.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.
Задачи:
-Расширять знания родителей о роли семьи, семейных традиций в жизни ребёнка.
-Заинтересовать родителей в развитии и создании семейных традиций.
Материалы и оборудование: мольберт, макет солнца и дерева, ленточка. Нитки и бумага красного и белого цвета. Кондитерские палочки, декоративная проволока, ножницы, алгоритм выполнения мартиничек на каждого участника и закличка весны, мартинички, сундук, старинная фотография, ёлочная игрушка, карточка из игры лото, чашка с блюдцем, старинные часы, презентация, памятка для родителей.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители, мы хотим предложить вам для обсуждения на наш взгляд интересную тему, а для определения её предлагаем вам видеозапись итервью « Дети о семейных традициях».
Воспитатель: Как Вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт речь? (Ответы из зала).
Воспитатель: Да, вы правы речь пойдёт о семейных традициях.
1 слайд по щелчку:
В ряде основных нормативных документах( Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), семья впервые обозначена в качестве самостоятельного субъекта образовательной системы. Это существенно укрепляет статус семьи, нормативно закрепляет её позиции в образовательной среде. Роль дошкольной организации -в поддержке родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей в образовательную деятельность. Для этого мы и собрались сегодня, чтобы научиться всем вместе специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения с детьми. Мы надеемся, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится у вас дома в семье, потом возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Давайте постараемся разобраться, что такое семейные традиции.
2 слайд (разнообразие семейных традиций):
Воспитатель: слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.Чтобы вспомнить какие семейные традиции существуют у Вас, мы предлагаем игру «Солнечные лучи»
Воспитатель: Уважаемые взрослые у кого оказался жёлтый лучик, пройдите, пожалуйста, к столу.
(Предлагается участникам пройти к столам).
Напишите, пожалуйста, любимую традицию, которая имеется в вашей семье. Теперь, озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепите лучи к солнышку.
Воспитатель: Сегодня мы постараемся пополнить разнообразие семейных традиций.
3 слайд (Весенний пейзаж):
Воспитатель: Весна на пороге – радость в душе! А на радостях-то всегда подарочки дарили: и Весне-красне с поклонами да приговорами, и родным-близким на счастье и удачу. Подарки-то не затейливы, но любы да дороги! Куколок нитяных дарили, к примеру! Делать-то было легко их да просто, зато дарились они от всего сердца, потому и оберегами считались. Давайте сделаем к началу весны таких куколок! Для всей своей семьи, чтоб крепче была, чтоб удача не покидала дом ваш! С давних пор о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6.В родной семье и … ( каша вкуснее.)
7.Семья сильна когда над ней крыша…( одна.)
8.В недружной семье – добра…( не бывает.)
9.В прилежном доме густо, а в ленивом …(пусто.)
10 В семье, где лад, счастье дорогу( не забывает).
11. Семья – ключ к … (счастью).
И закончим мы эту игру пословицей «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
В каждом роду, семье свои традиции, которые как «кованые сундуки с приданым» передаются от старших младшим. Эти «фамильные драгоценности», и воплощаются в слова, действия, вкус, запах, цвет. Именно поэтому Новый год пахнет мандаринами, хвоей, а в День рождения мы загадываем желания, задувая свечи на торте. Давайте и мы заглянем в такой сундук и выскажем свои ассоциации.
Старинная фотография-традиция ведения семейного альбома
Блюдо с едой – традиция застолья. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.
Ёлочная игрушка - семейные праздники, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице.
Карточки от игры в лото – семейные игры
Старинная вещь-Хранение семейных реликвий. История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества.
Показ куколки-мартинички.
4 слайд:
Воспитатель: Давняя да сложная история этих куколок: от культовых фигурок до традиционных весенних. И теперь во многих странах люди встречают весну, делая друг другу подарок – двух куколок, связанных одной нитью или пояском, как судьбой самой. МАРТИНИЧКИ их назвали, в честь первого весеннего месяца, воплощение двух образов, мужчины и женщины. Куколка женского образа чаще изготавливалась из белых ниток, а мужского образа – из красных. У разных народов свои легенды, связанные с их рождением и предназначением. На Руси красный цвет всегда считался обережным, цветом весны, любви и преданности. А белый – цвет зимы, чистоты и невинности.
Нитки в руки я возьму
Куклу я крутить начну.
Зима лютая уйди,
Весна - тепло принеси.
Кукла Мартиничка -
Удивительная, как феичка.
Нас любовью согревает
И от всех бед оберегает!
Воспитатель: Мы предлагаем вам схемы создания мартиничек из ниток .
5 слайд:
Воспитатель: Можно предложить современный способ изготовления мартиничек. Достаньте, пожалуйста, из конвертов заготовку в виде гармошки, если её обвить мягкой проволокой, это будут руки, прикрепить голову и палочку, то у нас получится современный вариант мартиничек, которые вы с лёгкостью можете выполнить с детьми.
Легенда рассказывает о том, как Весна вышла в положенное время из лесу и встретила, пробивающийся сквозь нерастаявший сугроб, подснежник. Она решила помочь ему тянуться к солнышку, отодвинув снег и ветки. Увидев это, зима разозлилась и послала вьюгу. Когда Весна стала протягивать руки сквозь колючие ветки, чтобы спасти цветок, она укололась и из пальца капнула кровь прямо на подснежник. Он ожил. Именно противостояние Весны и Зимы и победу новой жизни над вьюгой и метелью символизирует мартинички. Белый и красный цвет обозначают снег и кровь.
Воспитатель: По традиции мартинички развешивались на деревьях, раскачивались и зазывали весну .Мы предлагаем последовать этой традиции.
Участники выбирают предложенные заклички Весны, зачитывают и вешают мартиничку на дерево.
6 слайд:(Хоровод «Проводы зимы»)
Воспитатель: Хоровод водить, это тоже народная традиция. Давайте вместе зарядим мартинички положительной энергией, добром, счастьем и любовью.
Звучит музыка: «Уходи Зима»
Воспитатель: Благодарим за активное участие в мастер-классе, за проявленный интерес к данной теме.
Уважаемые родители. Передавая ленточку друг другу, завяжите узелок, указав, по Вашему мнению, одно из качеств, условий, которые мы сможем дать и воспитать в детях, сохраняя семейные традиции?
(Доброжелательность, толерантность, внимание, взаимопомощь, любовь к Родине, сохранение семейных связей, стабильность, защищенность, безопасность, уют в доме, гостеприимство, оптимизм, радость, благоприятный микроклимат в семье, благополучие)
Воспитатель: Желаем Вам и вашим семьям жить душа в душу, собираться как можно чаще за одним столом в родной семье, чтоб счастье в ваш дом дорогу не забывало. У каждого народа - свой обычай, у каждой семьи - свои традиции. Но для всех нас, людей, должна стать главной традицией - жить по законам добра и справедливости. Пусть в каждой семье главным богатством станет бережное отношение друг к другу, сочувствие и взаимопомощь.
Берегите друг друга, добротой согревайте,
Берегите друг друга. Обижать не давайте.
Берегите друг друга, ссоры все позабудьте
И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте
Раздача памяток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год
В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Приходите к нам лечиться..."(карандаши и фломастеры)
Рисование карандашами и фломастерами ко дню медицинского работника: "Приходите к нам лечиться..."...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»....
Конспект проведения мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»
Пасха - история праздникаКаждый год примерно в середине апреля весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звон...
План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка» План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
План и отчет самообразования воспитателя детей старшего дошкольного возраста....