Статья «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы»
статья (старшая группа)

Долинина Анастасия Александровна

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долинина Анастасия Александровна

МАДОУ «Детский сад №332 «Берёзка»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

Воспитатель.

 «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы»

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Л. А. Каменевой, Т. А. Куликовой, П. Г. Саморуковой и др., показали, что уже на ступени дошкольного возраста у детей можно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников изучались на разном содержании, но особую ценность приобретают исследования, посвященные развитию у дошкольников познавательного интереса в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы. Эффективность развития у дошкольников познавательного интереса в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы доказана в исследованиях Л. А. Каменевой, Н.Н Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Наблюдения в природе способствуют накоплению у дошкольников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности.

Наблюдения за объектами и явлениями природы предполагают "открытие" детьми новых представлений. Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски укрепляет и развивает познавательный интерес и познавательную активность ребенка. Старшие дошкольники приобщаются к прекрасному в природе, познают ее красоту, делают заключения о жизнеспособности наблюдаемого объекта природы, общаются на тему природы, испытывают потребность в изобразительно-творческом отражении своих впечатлений, знаний и представлений.

Поэтому в своей педагогической практике мною активно используются наблюдения за объектами и явлениями природы. В связи с этим был разработан цикл наблюдений за объектами и явлениями природы, который решает ряд задач: создание положительного эмоционального отношения детей к объектам и явлениям окружающего мира; побуждение детей к самостоятельному поиску информации в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы; получение экологических знаний детьми в процессе наблюдений и активное применение их в различных видах деятельности. Так же был составлен перспективный план наблюдений, в котором просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач. Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет дошкольнику чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

К перспективному плану составлена картотека наблюдений. В ней отражены следующие моменты: тема наблюдения; цель наблюдения; вопросы и описание; художественное слово или эксперимент; труд в природе. Работа с детьми в рамках образовательной деятельности осуществлялась с применением индивидуальной и групповой формы работы.

Мною использовались следующие типы наблюдений.  

С использованием раздаточного материала. Раздаточный материал в качестве объекта для наблюдения позволял всем воспитанникам получить более точные представления об изучаемом явлении. По ходу работы задавались наводящие вопросы, которые подводили ребят к выводам. А наличие у всех ребят комплектов с материалами давало возможность каждому ребёнку проявить активность в обсуждении. В качестве «информационного сырья» для работы выступали: части растений (листья, стебли, семена, плоды, ветви); овощи, фрукты. Например, когда я просила детей выделить общие черты класса бобовых, для этого раздавала плоды гороха, фасоли, чечевицы.

Экскурсии. С помощью экскурсии дети получали представления о существующих в окружающей природе взаимосвязях В ходе такого типа наблюдения я старалась привлечь внимание ребят к основным признакам тех или иных явлений и предметов. Например, во время весенней экскурсии обращала внимание детей на то, что по дороге им встречаются и деревья, ещё не выбросившие почки, и те, на которых уже появились маленькие листочки. Всё это приводило к выводу о разной скорости цветения растений.

Прогулки. Во время прогулки дети получали сведения о тех явлениях, которые требуют длительного наблюдения: таяние снега, цветение деревьев и кустарников, появление травы и пр. 

Наблюдения в экологическом уголке. Дети поливали цветы, наблюдали за ходом и особенностями развития растений.

Особенность внимания дошкольников состоит в том, что оно непродолжительно. Более того, у всех ребят эти сроки различны, так как зависят от типа темперамента, усидчивости, степени заинтересованности и пр. Поэтому потребовалось приложить все усилия для того, чтобы максимально долго удерживать внимание воспитанников. Для этого мною использовался целый ряд приёмов.

Беседа. Беседа осуществлялась не только как вопросно-ответная система взаимодействия с детьми в процессе рассматривания, сравнения предметов, но и рассказ, пояснение увиденного. Загадки, стихотворения и сказки. Так, в процессе рассматривания деревьев леса детям давались загадки о деревьях. Также во время наблюдений часто использовалась поэзия- чтение стихов о различные явления природы.

Сбор материала. Дети с удовольствием собирали природоведческий материал (листья, жёлуди, камешки, веточки и т.п). Этот приём не только концентрирует и удерживает внимание ребят на наблюдаемом объекте, но способствует воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.

Игры. В процессе наблюдений использовались следующие игры: «Угадай по описанию», «Раз, два, три – к дереву беги!», и др. Так же широко применялись игры — путешествия, в которых дети попадают в подземное царство, на Северный полюс, в пустыню, на морское дно и т. д.

Трудовая деятельность. В зависимости от цели наблюдений ребята поливали, рыхлили землю, подкармливали растения в цветнике, на огороде. Этот приём позволял комбинировать групповую работу (посадку семян, сбор урожая) с работой в мини-группах (подготовка земли, рыхление, сбор семян и т. д.).

Опыты. Ведение дневника наблюдений. Вместе с детьми фиксировались изменения в состоянии живой и неживой природы в процессе наблюдения за ней.

С целью закрепления знаний, полученных во время наблюдения за объектами и явлениями природы мною, были изготовлены дидактические игры: «Времена года», «Наблюдаем за природой», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Рябина в разное время года», «Явления природы».

Важным условием развития познавательной активности у детей является организация предметно – развивающей среды. В группе оборудован природный уголок, в котором есть растения, природные материалы, дидактические материалы, календарь и дневник наблюдений, сюжетные картинки, лэпбуки, оборудование для экспериментальной деятельности и опытов.

Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по теме о роли наблюдения за природой, как средством развития познавательного интереса. Разъясняется значимость наблюдения за природой, подчеркивается его весомость при формировании познавательной активности детей. С родителями проводятся экологические акции, совместные экскурсии, деловые игры.

Данные формы и методы работы позволили значительно повысить познавательный интерес детей. Дети стали более любознательны, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения.

Список используемой литературы:

  1. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г. И. Щукина. — М. 2011.
  2. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.– Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001.
  3. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками

Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....