ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности» за 2019-2020 уч. год
учебно-методический материал
ОТЧЁТ
по самообразованию
на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности»
за 2019-2020 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_zolnikova.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №84 «Капельки»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ОТЧЁТ
по самообразованию
Зольниковой Любови Георгиевны
на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности»
за 2019-2020 уч. год
Нижнекамск, 2020 г.
Как весело рисуют дети Доверчивые чудеса- Не Истину и Добродетель, А человечка или пса... И пёс неистов и оранжев, В зубах зелёное: " Гав-гав!" И, радуги разбудоражив, Конь скачет о шести ногах. А над конём летит сорока, Летит дорога под коня, Хохочет солнце кособоко, И улыбается луна...
И человечек - огуречик , С овальным розовым брюшком Так беззаботен, так доверчив, На том коне сидит бочком. Он твёрдо знает, что доскачет, Застенчивый до немоты, И в руки маленьких циркачек Положит красные цветы... Дитя! От мыслей безрассудных Меня чертою отдели. Пусти, пусти меня в рисунок И в добром мире посели!
(Давид Самойлов)
В этом стихотворении Давид Самойлов очень точно охарактеризовал особенности детского изобразительного творчество. Ведь ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближается к игре. Ребенок от природы - творец, все дети видят окружающий мир по-своему. Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность. Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова и другие. Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.
Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Работая с детьми 3-4 лет выявила ряд проблем:
1. Дети не проявляли интереса к различным видам изобразительной деятельности. Изображения были непонятными.
2.Большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводили начатое дело до конца.
3. Боялись прикасаться к различным материалам, чем демонстрировали неуверенность в себе.
Все дети любят рисовать, когда у них хорошо получается. И огорчаются, если что-то не получается. Я поняла, необходимы какие-то другие способы изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. В течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности, преодолеть чувства страха перед неудачей.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Татьяна Николаевна Доронова, Тамара Семёновна Комарова, Евгений Иванович Игнатьев и других.
Остановила свое внимание на нетрадиционной технике. Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книгах «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Пластилинография для малышей», а книга Анжелики Витальевны Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» может быть хорошим пособием для воспитателей; в работе Рузановой Юлии Владимировны «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» предложены: техники выполнения работ по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов, сгруппированные по лексическим темам, техники раскрашивания бумаги разными способами. Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Выбор этот не случаен. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Актуальность.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждый из нетрадиционных методов - это маленькая игра. Поэтому эта тема актуальна в данное время.
Цель:
Создание условий для развития и совершенствования творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1.Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способов изображения с использованием различных материалов (младший возраст) в старшем возрасте совершенствовать полученные навыки.
2.Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, эстетический вкус.
3.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Предполагаемый результат:
1.У детей сформируются умения и навыки в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.
2. Развито стремление ребенка к творчеству, любознательности, самостоятельности, инициативе.
3. Повысится интерес к рисованию различными нетрадиционными способами, раскрывая талант и творчество ребенка. 4.Повышение педагогической компетентности родителей в области художественно-эстетического развития детей.
Этапы реализации:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
В своей работе используем различные методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); - игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество; - метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); - метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой); - информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); - исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе ее изменила, создала условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала: наборы цветного и белого мела, мольберт односторонний и двусторонний, магнитная доска для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала, сувениры народного, декоративно-прикладного искусства, репродукции произведений живописи, книжной графики, изготовила нетрадиционные инструменты для рисования: тычки, штампы разной фактуры и т.д. Оформила пальчиковые игры, подборку игр и упражнений на развитие творческих способностей детей, составила каталог нетрадиционных техник рисования. Был составлен перспективный план. Учебный материал подбирала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, постепенно происходит усложнение. Начинала работу с детьми с рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, рисование тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, печатки) рисование на песке палочкой, выкладывание рисунка из камушков, льдинок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции, например ягоды, овощи, фрукты и т.д. Забавным стало для детей рисование свечой. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается не закрашенным. Научились мы приему «монотипия» - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует предмет (предметы выбираются симметричные). Лист складывается пополам для получения отпечатка, затем изображение можно украсить. А сейчас у детей появился ещё один интерес это: раскраски по цифрам.
Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Изобразительная деятельность, как часть арт-терапии несет в себе мощный коррекционный эффект в работе с детьми. Потому что творческий процесс стимулирует работу нервной системы, гармонизирует психическое состояние ребенка, способствует снятию страхов; помогает выразить чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах.
Следующим из условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим работам, они берегут их. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе на ленту при помощи прищепки. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание рисовать. В процессе деятельности с детьми учитывала особенности их развития, в большей степени она носила индивидуальный характер – подгруппами по 3-4 человека.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Они вместе с детьми готовили материал для нетрадиционного рисования детей в группе. Взаимодействие с родителями осуществлялось в трех направлениях: 1. Показ родителям способов выполнения техник нетрадиционного рисования; 2. Совместно с детьми закрепление дома техники нетрадиционного рисования; 3. Анкетирование родителей с целью выявления эффективности детской деятельности.
Для родителей подготовила несколько консультаций: 1."Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"; 2. «Как организовать домашнее занятие по рисованию»; 3. «Играем и рисуем с ребёнком!» и т.д.
Мною были подготовлены множество выставок детских рисунков для родителей.
Для педагогов проводила:
-консультации «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ», «Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ», «Рисуем пластилином», «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования», участвовала в педсоветах, выставках детских работ.
Участие в городских, региональных, федеральных конкурсах:
Февраль 2019 г. | Номинация «Творческие работы и методические разработки» Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» | Муниципальный | Диплом |
Апрель 2019 г. | 4 место в Международном творческом конкурсе «Счастливый мир» интернет-сайта «Страна Мастеров» в номинации «Счастливый дом» | международный | Диплом |
Апрель 2019 г. | 4 место в Международном творческом конкурсе «Счастливый мир» интернет-сайта «Страна Мастеров» в номинации «Счастье в наших руках» | международный | Диплом |
Декабрь 2019 г. | Курс «Картина мира» по инновационным методикам преподавания технологии и изобразительного искусства на примере создания учебных художественных панорам | международный | Диплом |
Январь 2020 г. | 5 место в Международном творческом конкурсе «Символ года» в номинации «Праздник народного творчества» | международный | Диплом |
Январь 2020 г. | Участник конкурса макетов экологической направленности «Земля – наш общий дом» | муниципальный | Сертификат |
Март 2020 г. | Рецензия на авторскую дидактическую игру «Теремок» | муниципальный | Рецензия |
За период с сентября 2019 г. по май 2020 г. прослеживается позитивная динамика развития творческих способностей в детей.
Перспектива: 1.Разщирять развивающую среду в группе, для развития художественного – творчества детей; 2. Разработать перспективный план на группу среднего возраста; 3. Организовать выставку детских работ в ДОУ. 4. Принять участие в федеральных конкурсах и фестивалях.
В работе по данной теме испытывала трудности с самого начала работы по моей теме. Она заключалась в том, что дети очень пассивно относились к любым видам изобразительно деятельности. Это выражалось в не умение держать карандаш, кисть, боялись прикасаться к различным материалам, неуверенные, зажатые. Постоянно повторяли «не могу», «не умею». Родители не проявляли интереса к совместной работе. Очень редко хвалили детей за их рисунки и оставляли их на шкафчиках в приёмной.
Таким образом, работа в данном направлении представляется актуальной и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления образовательной системы. Исходя из полученных мной результатов, я считаю, работа в изобразительной деятельности актуальна, полезна, эффективна, интересна, меняет кардинально качество детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Данный проект поможет выявить и развить актёрские способности воспитанников...
Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
Презентация развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...
План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей детей средствами художественной деятельности" на 2019-2021 год
План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей детей средствами художественной деятельности" на 2019-2021 год...