Сообщение на педагогическом совете. "Знакомство детей с миром профессий"
консультация
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_professiy.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская общеобразовательная школа» корпус 1-27
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых»
Сообщение
«Знакомство детей с миром профессий»»
Провела: воспитатель
Воронова Т.А.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, о значение труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и предметов, созданных их трудом, играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая поспособствует прогрессивному развитию личности и поведению дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще.
Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми и дидактическими играми, наглядным материалом. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.
Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика).
В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными методами (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова - дяди Степы-милиционера.
Без внимания нельзя оставить наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое знание требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку дети проявляли активность в диалоге, интерес к профессиям.
Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И во время ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы: Экскурсия в библиотеку, ателье, процедурный кабинет, мастерскую; беседа с медсестрой детского сада, парикмахером, швеёй.
Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание правильного формирования представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.
- воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должна тесно между собой переплетаться.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на педагогическом совете "Знакомство старших дошкольников с ценностной категорией "Семья"
В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными...
Педагогический совет "Знакомство педагогов с методами ТРИЗ технологии
Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «...значительные проблемы, стоящие перед нами,...
Сообщение на педагогическом совете "Социализация детей с ОВЗ"
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;2) способ...
Выступление на педагогическом совете «Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»
систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»...
Выступление на педагогическом совете: "Знакомство с цветом"
Научить детей воспринимать цвет, развивать эмоциональную чувственность.- Дать представление детям о природных красках;- Приобщать детей к элементам эксперимен...
Паспорт педагогического проекта на тему: «В мире профессий»
В педагогическом проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников. Цели и задачи работы с родителями, педагогами и детьми....
Тема выступления на педагогическом совете «Знакомство с семейным бюджетом как основой планирования и распределения доходов и расходов семьи»
В данной презентации раскрывается актуальная тема ребёнок и финансы....