Семинар – практикум «Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду»
консультация по коррекционной педагогике
Семинар -практикум для воспитателей на тему : "Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_giperaktivnye_deti.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум на тему:
«Гиперактивные дети и особенности работы с ними в детском саду»
План проведения семинара:
- Введение в семинар
- Упражнение «Здороваемся руками»
- Актуализация темы семинара. Просмотр видеоролика «Как Петя Пяточкин слоников считал»
- Мозговой штурм «Гиперактивность – это…»
- Работа в малых группах «Составить портрет гиперактивного ребёнка»
- Мини-лекция «Что такое гиперактивность?
- Практическая часть.
Ход семинара-практикума:
1. Вступление
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре! Сегодня мы поговорим с вами о гиперактивных детях и об особенностях работы с такими детьми. Давайте начнем нашу встречу с упражнения.
2.Упражнение «Здороваемся руками»
Ваша задача за 1 минуту успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку и обязательно называть свое имя. Так же необходимо подсчитать количество людей, с которыми вы поздоровались.
По завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?» Выявляются несколько лучших.
Ведущий: -С каждым годом детей с гиперактивностью становится всё больше. Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает.
-Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические особенности не позволяют ему сделать это.
-Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять.
-А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?
Ведущий: Предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, который поможет нам настроиться на тему нашего семинара. (Просмотр мультфильма)
3.Актуализация темы семинара. Просмотр видеоролика «Как Петя Пяточкин слоников считал»
Вопросы для обсуждения:
• Кто главный герой мультфильма?
• Какие симптомы гиперактивности можно увидеть у Пети?
• Какие трудности возникают у воспитателя в работе с детьми?
• Какой нетрадиционный способ воздействия на поведение ребенка использовала воспитатель?
-Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания.
4. Мозговой штурм «Гиперактивность - это ...»
-Предлагаю вам продолжить предложение: «Гиперактивность - это ...»
«Гипер...» (от греч. hyper—превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».
Гиперактивность - это комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек. Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад. В большинстве случаев, если у ребенка присутствует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.
5.Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
Цель: определить характерные особенности гиперактивного ребенка.
-Гиперактивные дети есть в каждом детском саду. Вспомните, какие они, как ведут себя, чем выделяются на фоне других детей. Попробуйте составить портрет гиперактивного ребенка.
- Теперь зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.
6. Мини-лекция
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% воспитанников проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.
В настоящее время среди педагогов и родителей все ещё бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист, врач – невропатолог. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксаций излишней двигательной активности ребенка.
Гиперактивность это очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей - цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. в этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. затем умственная деятельность восстанавливается. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потом трудноисправляемая. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.
В коллективе такой ребенок служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль шута. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.
Особенности таких детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, обычно ребенок сам не рад тому, что вытворяет, он не способен контролировать свое поведение и эмоции, тем самым создавая проблемы не только взрослым, но и самому себе.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности?»
Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.
Обычно, по мере взросления ребенка признаки гиперактивности идут на спад, у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30 – 70 % случаев клинические проявления гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
«Причины гиперактивности»
Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной до сих пор не существует.
Причины гиперактивности у детей:
1. Генетические причины, наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена.
2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.
3. Беременность, протекающая с осложнениями: токсикозом, стрессом, заболеваниями внутренних органов матери. Также на центральную нервную систему будущего ребенка влияет нехватка витаминов, аминокислот, применение во время беременности лекарственных препаратов: снотворного, гормональных препаратов, транквилизаторов. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.
4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.
5. Алкоголизм или наркомания родителей.
6.Инфекция и интоксикация организма ребенка в первые годы его жизни.
7. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.
8. Социальные факторы: вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка.
Однако на современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:
— генетические факторы;
— повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;
— негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми.
Работа с гиперактивными детьми сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.
В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
- Развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Психотерапевтическая помощь. Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
- Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Всю свою работу с гиперактивным ребёнком необходимо строить , опираясь на два «не».
Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.
1.Снятие напряжения и излишней двигательной активности.
Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда).
Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. Старайтесь, чтобы гиперактивные дети всегда сидели на занятиях за первым столом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт («глаза в глаза»).
Но вот нашему «урагану» уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. «Непоседа» успокаивается на какое-то время.
Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Мы прижимаем его к себе: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.
В качестве лечения детям с гиперактивностью показана физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребёнка, помогает выработать правильную координацию движения, восстановить поведенческие реакции.
Однако гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.
Родителям можно посоветовать отдать ребенка на плавание, заняться танцами, хореографией.
Во время прогулки, если «непоседа» перевозбудился, нужно вовлечь его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т.д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.
2.Тренировка внимания.
Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.
В этом хорошо помогают игры с правилами. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т.д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.
Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Как видим, и задания и правила просты, но и они часто вызывают затруднения. Но любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.
Хорошо также тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки лета (осени, зимы, весны,) «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось» и т.д.
Гиперактивного ребенка всегда нужно призывать поддерживать во всём порядок. Беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.
Метод поучений и нотаций в данном случае не годится (ребёнку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Старайтесь быть постоянно рядом с таким детьми. Дети оделись на прогулку. Педагог: «Посмотрите внимательно на себя в зеркало, всё ли в порядке. Посмотрите друг на друга, помогите друг другу». Это с одной стороны воспитывает опрятность, с другой – тренирует внимание. После прогулки привлекайте гиперактивного ребёнка к себе в помощники.
- «Саша, наведи порядок в своём шкафчике, а затем мы с тобой поможем другим детям навести в своих шкафчиках такой же отличный порядок, как у тебя».
Игрушки убираем с гиперактивным ребёнком вместе, при этом даём ему небольшие поручения. «Саша, ты сложи в коробку кубики, а я уберу машинки».
3.Следование за ребёнком.
Гиперактивный ребёнок плывёт по течению. Мысли его хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Важно увидеть тот момент, когда «непоседу» что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее. И вместе с ребёнком постараться их как-то прокомментировать.
Неоценимую помощь в работе оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.
Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.
Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще – повышенное внимание и ваша собственная грамотность.
7. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я уверенна, что у каждого из вас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад. Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с гиперактивностью, но и остальным детям, одногруппникам.
Игра «Сто мячей» (Цель- развитие навыка распределения внимания, установления контакта с окружающими)
Игра проводится в несколько этапов . Условие игры- играть молча.
1 этап. Участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его кому- либо из играющих, предварительно договорившись с ним взглядом. Задача играющих – поймать взгляд партнёра и не допустить падения мяча на пол. Когда навык с одним мячом отработан, можно переходить ко второму этапу.
2 этап. Игра проводится точно также, только ведущий вводит ещё один мяч.
На последующих этапах можно вводить 3, 4, 5 и т.д. мячей.
Игры, развивающие волевую регуляцию.
Игра «Черепаха» (Цель- научиться контролировать своё поведение)
Ведущий встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. «Представьте себе, что все мы черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.
По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».
Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают» «Стоп!». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.
Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.
Игра «Маленький зверек».
Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение.-Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течении его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно три минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции?
Игра «Волшебное число».
С этой игрой могут справиться дети, умеющие хорошо считать и делить в уме, то есть не младше третьего класса. Необходимо несколько участников игры. Они будут считать по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок должен просто назвать число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. В этом случае нужно сказать какое-то волшебное заклинание (например, "абракадабра") и перекинуть мяч следующему человеку. Сложность игры заключается в том, чтобы не сбиться со счета, продолжая четко называть числа, даже после того, как предыдущий игрок произнес "заклинание", а не число.
Упражнение «Прямой эфир».
Цель: оценка усвоенной участниками тренинга теоретической информации.
Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с гиперактивными детьми. Адресуйте свое обращение педагогам (и / или родителям)».
Время в эфире – 2 минуты. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что проблема гиперактивности актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира. Доказательством чему является то, что:
- во первых, гиперактивные дети плохо усваивают школьную программу;
- во вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь;
- в третьих с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;
- в четвертых, вероятность стать алкоголиком или наркоманом у этих людей в 5-6 раз выше;
Уважаемые воспитатели если в вашей группе есть подобные дети, помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз и гиперактивный ребенок нуждается в помощи.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологические и педагогических методов , одни из них игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».
План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ
Одаренные дети и особенности работы с ними...
Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Особенности работы с тревожными детьми"...
Семинар - практикум для педагогов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду» Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»
Семинар - практикум для педагоговпо теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»Тема выступления: «Формирование у детей интереса к подвижным играм»...
Семинар – практикум для педагогов на тему: Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитие детей 4-5 лет.
Цель: Познакомить педагогов с новыми методами работы с детьми 4-5 лет в области «Художественно-эстетическое развитие».Задачи: - Раскрыть значение нетрадиционных техник рисования при работе...