Проект и самообразование
проект (средняя группа)
Проект - Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической по достижению намеченных целей.
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоритических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Русская берёза" | 130.92 КБ |
Самообразование на тему "Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста" | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Баргузинский детский сад «Соболёнок»
Познавательно-исследовательский проект
«Русская береза»
(средний дошкольный возраст 4-5 года)
Выполнила Воспитатель:
Любовникова Г.А.
С. Баргузин
2022г.
Цель проекта:
Формировать представления детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, эмоциональные восприятие образа русской
березки. Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить представления детей об образе берёзы, о значении березы в жизни человека:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания. Узнавать новое
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края
Участники проекта: дети 4- 5 лет, родители, воспитатель.
Реализация проекта: 1 год
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, кратковременный
Ожидаемый результат:
Дети: Должны иметь представление об образе берёзы, иметь представления о значении березы в жизни человека.
проявлять любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
эмоционально откликаться на средства музыкально-художественной деятельности.
Педагоги: Готовят подбор дидактических игр, иллюстраций, подбирают чтение художественной литературы, загадок, стихов,
народных примет.
Родители: Принимают активное участие в творческой деятельности проекта, приняли участие в оформлении альбома «Мамины сказки».
План проекта:
1. Просмотр иллюстраций.
2. Загадки, стихи, народные приметы.
3. Чтение сказки о берёзке.
4. Наблюдение «Рассматривание берёзы»
5. Игровое упражнение «Кто быстрее найдет берёзу»
6. Рисование «Берёза летом»
7. Лепка «Листик березы»
Проблема:
Недостаточно знаний об образе берёзы, о значении березы в жизни человека.
Актуальность темы:
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего
не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый
должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
Берёза издревле считается символом России. Фактически это единственное дерево с белой корой, поэтому в загадках, песнях про березу
очень часто упоминают этот факт. Береза — основной житель российских лесов. Ее использовали в качестве лекарственного и
косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на
организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Был произведен подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижные игры, дидактических игр, пальчиковая гимнастика «Берёзка».), были разработаны беседы, занятия.
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская:
С детьми проводились дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?»
чтение художественной литературы - пересказ сказки «Как коза избушку построила»; вместе с детьми сочинили сказку о березе,
заучили стихотворения - А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С Есенина «Береза белая»;
Так же загадывали загадки о березе.
Рассматривание репродукций картин: С детьми рассмотрели иллюстрации «Береза –русская краса»,. Была проведена беседа «Береза- символ России»
Музыкальное развитие: пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Береза белоствольная».
Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Русская береза»; лепка «Листик березы»
Физическое развитие: Кто быстрее найдет берёзку? «Беги к березе».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: компьютер, фотоаппарат
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (сентябрь 2022г – май 2023г)
№ | Этапы и сроки | Формы работы | Методы работы |
1 | Подготовительный этап (01.09.2020 – 16.09.2022) | 1.Постановка цели и разработка содержания учебно- воспитательного процесса 2. Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности 3. Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе 4. Подбор подвижных игр, дидактических игр 5. Подбор иллюстраций, картин 6. Разработка проблемных и учебных вопросов для детей | |
2 | Основной этап Познавательно-исследовательский (19.09.2022 – 07.10.2022) | 1. Наблюдение: "Рассматривание березки": целевая прогулка по территории д/ сада 2. Чтение стихотворения Александр Прокофьев Люблю берёзку русскую 3. Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса" 4. Настольная игра «Сложи картинку» 5. Игровое упражнение. "Кто быстрее найдет березку, ель, рябинку" 6. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы. | Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. |
(10.10..2022 – 28.10.2022) | 1. Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» 2. Конспект занятия «Люблю березку русскую» 3 поговорка- Березой обогреешься, а не оденешься. 4. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» | ||
(31.10.2022 -18.11.2022 ) | 1.чтение «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке 2. Загадки (2-3) Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. Береза Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. Берёзка Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Берёза 3. Дидактическая игра «С какого дерева листок» 4. Народные приметы если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету. 5. Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги 6. Самостоятельная деятельность детей и родителей Фото-сессия «Белая берёза под моим окном» | ||
(21.11.2022.- 9.12.2022) | 1. Конспект занятия по аппликации «Во поле березка стояла. » 2. Слушание: «Ах ты, береза» Раухвергера, «От чего так в России березки шумят», «Березовый сок». 3. Составление описательных рассказов о березе. Цель: Закреплять знания о березе, развивать связную речь детей, воспитывать бережное отношение. 4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза». 5. Самостоятельная деятельность детей и родителей Подбор иллюстраций и произведений на тему «Берёза» | Цель: закрепить приемы вырезания (способ симметричного вырезания силуэтов деревьев по контуру, способ плавного срезания углов, вырезая круглую форму) ; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать бережное отношение к природе Цель учить внимательно слушать, определять настроение песни, сопереживать Цель учить детей составлять описательные рассказы по иллюстрациям, развивать речь, фантазию, память Цель | |
(12.12.2022 – 30.12.2022) | 1.чтение- Татьяна Герасимова Гимн березе 2.загадки- Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Береза Стоят столбы белы, На них шапки зелены. Берёза 3. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» 4.Рассказ воспитателя о березе- Значение и применение | ||
(10.01.2023 – 03.02.2023) | 1. Самостоятельная деятельность детей и родителей Придумывание сказки о березе 2. Хороводы «Ай, да березонька» Г. Вихарева 3. Виктор Боков Не руби березы! - чтение 4.разучивание игры - «Плетень» | ||
(06.02.2023 – 24.03.2023) | 1. Пальчиковая гимнастика "Деревья" 2. Беседы на тему «Береза-символ России». «Целебные свойства березы». Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей. 3. Исследование бересты под лупой 4. Пение без сопровождения русская народная мелодия «Во поле березонька стояла» 5.Оформление альбома - сказки о березе (мамины сказки) | Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей | |
(27.02.2023 – 17.03.2023) | 1.занятие- Обрывная аппликация, наша Русская Березка» 2. Чтение сказок о березе: Автор сказок: Ирис Ревю 3. Русская народная игра «Ручеёк» 4. Рассматривание картин русских художников И. Э. Гребаль «Февральская лазурь», И. И. Шишкина «Березовая роща», И. И. Левитана «Березовая роща». | Цель: показать детям красоту русской природы. | |
(20.03.2023 – 07.04.2023) | 1. Рисование «Белая береза под моим окном…» 2. Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса" 3. Д/игра «Найди листок березы», «Закончи фразу», « 4. Подвижные игры: «Беги к березе» | ||
(10.04.2023 – 28.04.2023) | 1. Разучивание народной приметы- если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя 2. Игра м/п «Хорошо -плохо». 3. Просмотр презентации «Люблю березку русскую». 4.Д/игры- Найди дерево по описанию», «Четвертый лишний» | Цель: закрепить знания детей о значимости березы; выделять хорошие и плохие стороны дерева Цель: продолжать формировать знания о березе, как символе страны, расширять кругозор детей. | |
(01.05.2023 – 19.05.2023) | 1.чтение сказки- Березка 2. Викторина про берёзу (с ответами | Цель выявить знания детей полученные в ходе реализации проекта | |
(22.05.2023 – 31.05.2023) | Сценарий праздника «Праздник русской березки» | Цель: продолжать приобщать детей к ценностям народной культуры; создать радостное настроение; воспитывать бережное, заботливое отношение к березе |
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Развлечение «Праздник русской березки»
Используемые технологии, методы:
Игровые, метод проектов.
Форма представления: Презентация проекта «Русская берёза»
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом воспитанники рассматривали березу , узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Список литературы:
- Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы занятий).
- Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез», – М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006– М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,062006
- Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144 с., ил. – (Детский сад: день за днем)
- Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. Кристалл Санкт-Петербург 1997
- Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Предварительный просмотр:
МБОУ Баргузинский детский сад «Соболёнок»
Тема:
«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Выполнила: Воспитатель
Любовникова Г.А.
С.Баргузин
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность темы:
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и традициям наших предков. Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни нарда. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется
собственное мировоззрение.
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков. Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность - русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.
Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.
Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно - исторических традициях русского народа.
Задачи:
1.Приобщение детей к русской народной культуре.
2.Пользование ИКТ для более наглядной демонстрации фольклорных жанров.
3.познакомить с календарно-обрядовыми праздниками, расширять полученные ранее знания
4. Знакомить с жанрами фольклорного творчества.
5. Формировать представления о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии
6.Повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия народа.
7.Формировать основы духовности личности на основе народной культуры.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления работы | Сроки |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. Знакомство и анализ документации. | 01.09.2022-16.09.2022 |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | 19.09.2022-23.09.2022 |
Изучение теории по теме: «Устное народное творчество» Беседа с детьми «О русском народном творчестве» | 26.09.2022-30.09.2022 |
Подбор литературы по теме самообразования Интернет-ресурсы, личная библиотека | 03.10.2022 – 07.10.2022 |
Разработка сценария «Осенняя ярмарка» Подбор материала, интернет - ресурсы, личная библиотека | 10.10.2022 – 28.10.2022 |
Разработка картотеки «Дидактические народные игры» | 31.10.2022-11.11.2022 |
Публикация материала «Осенняя ярмарка» на сайте. Обмен опытом через интернет - ресурсы | 14.11.2022 – 25.11.2022 |
Работа над созданием картотеки «Хороводные народные игры» Интернет-ресурсы | 28.11.2022 – 09.12.2022 |
Работа над созданием картотеки «Колядки, щедровки» Подбор материала по теме, Интернет-ресурсы | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
Разучивание с детьми календарной поэзии «Колядок» Картотека знакомство с календарной поэзией | 19.12. 2022 – 30.12. 2022 |
Колядки с детьми на Старый новый год. Подбор материала. | 02.01.2023- 13. 01.2023 |
Проведение ряда мероприятий с детьми по данной теме «Фольклорные посиделки. Крещенский вечерок» Интернет-ресурсы, личная библиотека | 16.01.2023- 20.01.2023 |
Работа над созданием презентации «Русская народная сказка» Интернет-ресурсы | 23 01.2022 – 31.01.2023 |
Работа над созданием пиктограмм Личная библиотека |
|
Разработка развлечения для детей «Масленица» Подбор материала | 13.02.2023 – 28.02.2023 |
Работа над сценарием для детей «Сороки» Изучение литературы, подбор материала. | 01.02.2023 – 24 .03. 2023 |
Работа над созданием картотеки «Подвижные народные игры» Интернет-ресурсы | 03.04.2023 – 15.04.2023 |
Работа над созданием презентации «Богатыри и витязи Русской земли» | 17.04.2023 – 28.04.2023 |
Работа над созданием методического материала «Заклички», «Приговорки» Подбор методической литературы, интернет - ресурсы, личная библиотека. | 01.05.2023 – 20. 05. 2023 |
Работа над созданием методического материала «Скороговорки», «Загадки», «Пословицы» Подбор методической литературы, интернет -ресурсы, личная библиотека. | 22.05.2023 – 27.05.2023 |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | 29.05.2023 – 01. 09. 2023 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Проект по самообразованию «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования»
Проект по самообразованию....
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"
Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
проект по самообразованию ПДД
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...