Проект «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем»
проект (подготовительная группа)

Римская Ирина Викторовна

Цель: создать благоприятные условия для поддержки детской инициативы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  1. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  2. Создавать мотивацию для проявления детьми активности, самостоятельности, инициативности;
  3. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.

Идея проекта в создании условий для проявления детьми инициативы и оценки уровня ее развития в данной группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_igrushek_ne_skuchaem_-_sami_ih_izobretaem.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

Проект «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем»

г. Гусь-Хрустальный, 2022г.

Сведения об авторах:

Римская Ирина Викторовна

Дата рождения: 28.10.1971г.

Адрес: г. Гусь-Хрустальный, Теплицкий проспект д.10, кв 47

Телефон: 8-4922-22920

Должность: воспитатель

Трунова Карина Романовна

Дата рождения: 23.09.1996г.

Адрес: г. Гусь-Хрустальный, Старых Большевиков д.28, кв. 18

Телефон: 8-4922-22920

Должность: старший воспитатель

Детская инициатива как важное условие развития естественно-научных представлений

Проект «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем»

Участники: родители, дети, воспитатели.        

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения: с 6 по 8 декабря 2021

Вид проекта: творческий

Итоговое событие: «День без игрушек»

Актуальность и новизна проекта:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности является одним из главных психолого - педагогических условий ФГОС ДО. Придерживаясь этого условия, педагоги отражают уважение к личности воспитанника, поддержку положительной самооценки и собственных возможностей ребенка. Предоставляя ему возможность выбора, мы помогаем принимать решения в его детской жизни и нести за них ответственность. Поддержать инициативу - не отстраниться от детей и педагогического процесса, а оказать ненавязчивую помощь детям в различных видах деятельности.  Задачей педагога становятся стимулирование и мотивация детей к самостоятельному решению тех или иных задач, а также творческое применение уже имеющихся умений в новых ситуациях.

В старшем дошкольном возрасте происходит активная подготовка ребенка к будущему обучению в школе, при этом возрастно-психологические и педагогические особенности на данном возрастном этапе соответствуют необходимому уровню для такой подготовки, которая предполагает активное участие ребенка в образовательной деятельности с применением проявления инициативы и развитыми способностями к обучению.

В зависимости от того или иного способа организации поддержки инициативы (например, непродуктивная или продуктивная деятельность) в классической педагогической науке выделяют такие методы, как:

• объяснительно-иллюстративный метод, в котором педагог предоставляет образец знания, а далее требует от дошкольников и младших школьников воспроизведения этих знаний, заданий и действий в соответствии с данным образцом;

• частично-поисковый метод, при котором обучающиеся участвуют частично в поиске существующих путей решения задачи. При этом педагог разделяет поставленную задачу на определенные части, частично показывает обучающимся пути решения различных образовательных и воспитательных задач, но при этом часть задач дети решают самостоятельно;

• исследовательский метод представляет собой способ организации творческой деятельности дошкольников и младших школьников при решении новых для них проблем.

В рамках работы педагога по поддержке детской инициативы в условиях дошкольной образовательной организации и начальной школы чаще всего наблюдается комбинация указанных методов.

Ведущая педагогическая идея заключается в поддержке инициативы детей при целенаправленном педагогическом влиянии на способности детей дошкольного и младшего школьного возраста путем внедрения ориентированных на их развитие заданий. В организованную образовательную деятельность целесообразно включать игры и упражнения на развитие различных способностей детей. Это способности к запоминанию, правильному построению речи, к логическому и образному мышлению и др. Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте способствует более эффективному построению образовательного процесса и лучшему усвоению образовательной программы детьми.

Детская инициатива имеет важное значение в формировании естественно-научных представлений. Инициативный ребенок может свободно выбирать вид деятельности, активно участвовать в совместной деятельности, самостоятельно принимать решения, легко выражая свои мысли.

Для успешной реализации преемственности в естественнонаучном образовании детей необходимо:

  • вовлекать в такие активные «пограничные» виды деятельности (игровую, учебную), которые соответствуют их возрасту;
  • создавать условия для развития познавательного интереса к различным областям знания и окружающего мира, постепенно преобразуя его в потребность учиться;
  • побуждать развиваться творчески, чему будет способствовать введение элементов проблемности в образовательно-воспитательный процесс, включение поисковых и исследовательских видов деятельности, заданий на активизацию детского воображения и мышления;
  • создавать в процессе работы с воспитанниками благоприятный климат, ситуацию успеха, способствующих поддержанию и сохранению их психического здоровья;
  • строить образовательный процесс, учитывая жизненный опыт, представления детей, который будет соответствовать их возрастным особенностям.

Исходя из этого, нами был разработан и внедрен проект по развитию детской инициативы  «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем» (один день без игрушек).

Описание проекта

Цель: создать благоприятные условия для поддержки детской инициативы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  1. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  2. Создавать мотивацию для проявления детьми активности, самостоятельности, инициативности;
  3. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.

Идея проекта в создании условий для проявления детьми инициативы и оценки уровня ее развития в данной группе.

Реализация нашего проекта началась с подготовительного этапа. Нами была проведена предварительная работа, а именно:

  1. Консультация для родителей по теме «Поддержка детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»
  2. Организация помощи родителей в сборе бросового материала (коробки, крышки, ленточки, бутылки и тд.)
  3. Освобождение группы от игрушек

Следующим этапом стало проведение «Дня без игрушек»

В этот день дети, придя в группу, не увидели привычную им обстановку. У них сразу появился вопрос, а куда же делись наши игрушки? Нами была сформулирована идея, что игрушки отвезли на профилактическую обработку, но вместо них у нас есть различный бросовый материал, который они могут использовать.

Дети сразу принялись обсуждать, что же можно изготовить из данного материала. У них была масса идей, которые они стали творчески воплощать.

Так увлеченно и интересно прошел день, дети ни на секунду не отвлекались от своих поделок. В конце дня ребята с огромной радостью стали делиться впечатлениями и результатами своей деятельности. Никто не остался в стороне, каждый ребенок представил свои творческие работы.

В конце дня в родительской группе в мессенджерах педагогу стали приходить восторженные отзывы родителей о рассказах детей о сегодняшнем дне. Дети просили родителей больше не выкидывать домашний бросовый материал и с увлечением продолжали воплощать свои фантазии и дома.

Результат

В результате данного проекта, мы поняли, что у детей хорошо развита познавательная активность. Они с удовольствием проявляют инициативу, самостоятельность, работают в командах и взаимодействуют друг с другом без помощи воспитателя.

После анализа результатов проекта, руководителем и членами творческой группы, было принято решение включить проведение проекта «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем» («День без игрушек») в годовой план образовательного учреждения, как эффективное средство оценки качества развития детской инициативы.

Во время осуществления проекта мы заметили у детей интерес к изучению свойств различных материалов. Ребята из различных вариантов подбирали наиболее подходящий материал для каждой поделки.

Например: Что лучше скрепляет? (клей, скотч или изолента), что прочнее? (бумага, картон или салфетка) и тд.

По окончанию проекта мы продолжили наблюдать, как дети будут использовать поделки в дальнейшем, не пропадет ли у них интерес?

Бурная деятельность у ребят кипела и в центре экспериментирования и в природном уголке. Дети проводили опыты, продолжая изучать свойства различных материалов.

Исходя из этого, делаем вывод, что проект не только имеет функцию диагностики, но и способствует формированию естественно-научных представлений и развивает детскую инициативу.

Информационные ресурсы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное), испр. И доп. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019.-336с.
  3. Позитивная социализация: управленческий и методический аспекты/Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: ТЦ Сфера,2020. – 112с.
  4. Шкатулка ценностей дошкольного образования: управленческий и методический аспекты/Под ред. Л.Н. Прохоровой, Г.Ю. Фоминой – М.:  ТЦ Сфера,2020. – 112 с.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-detskoy-initsiativy-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste

Приложение 1

  1. Фрагменты проведения проекта «Без игрушек не скучаем – сами их изобретаем» (день без игрушек)

https://disk.yandex.ru/i/6mryrJqijGE3BQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный проект «Сиди дома, не скучай! Про здоровье не забывай!» в условиях самоизоляции в средней группе.

Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понят...

Проект "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем "

Познавательно - творческий проект "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем"...

Домашнее задание к проекту "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем "

Домашнее задание к проекту "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем"...

Фотоотчет по реализации проекта "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем "

Фотоотчет по реализации проекта "Сидим дома - не скучаем и таланты развиваем"...

Краткосрочный проект «Всем желаю не скучать, в игры русские играть!»

Краткосрочный проект  по физическому развитию для детей среднего дошкольного возраста...

Музыкально-педагогический проект "Чтобы мама не скучала"

Даный проект приурочен к празднованию Женского дня 8 Марта, по этому он рассчитан на совместную работу педагогов, детей и родителей воспитанников. Мамы и бабушки являются активными участниками этого п...