"Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей"
презентация для интерактивной доски
"Метод проектов" - как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raguleva_m.v._2.pptx | 712.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Метод проектов» - как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Базовой технологией, обеспечивающей компетентностный подход в образовании, является «Метод проектов».
Цель технологии «Метод проектов» - направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы.
Задачи технологии : развить в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки; развить познавательный интерес; сформировать самостоятельную (или субъектную) позицию путем создания проблемных ситуаций в образовательном процессе.
Виды проектов: Исследовательское-творческие: дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна и др. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы –Интерактивный спектакль; Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, газеты и др.); Творческие- деятельность участников проекта намечается, развивается, подчиняется жанру конечного результата (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, драматизация и др., например «Театральная неделя».
По продолжительности на мини-проекты, краткосрочные (на нескольких занятиях по программе одной методики), средней продолжительности (1-2 месяца), и долгосрочные проекты ( учебный год и более). По комплексности и характеру контактов на моно и межпредметные проекты.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта Поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Основные этапы технологии «Метод проектов»: Ценностно-ориентированный, конструктивный, практический, заключительный, презентационный оценочно-рефлексивный
Роль ребенка на каждом этапе меняется Выбирает (принимает решения). Здесь важно, чтобы в сознании ребенка закрепилось, что он ответственен за свой выбор. Выстраивает систему Оценивает . На каждом этапе различные объекты оценки (чужой продукт, продукт своей деятельности, себя в процессе этой деятельности
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Ценностно-ориентированный этап Мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. 2.Конструктивный этап Планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Включение в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 3. Практический этап Практическая помощь (по необходимости) Направление и контролирование осуществления проекта. Координация деятельности детей по возникающим вопросам, стимулирование деятельности Поэтапная деятельность по решению проблемы.Формирование специфических знаний, умений, навыков. 4.Заключительный этап Помощь в оформлении проекта, подведение детей к выводам по проблеме проекта Оформление результатов, предоставление продукта деятельности, определение выводов.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 5. Презентационный этап Подготовка экспертов. презентации Организация проведения презентации. Продукт деятельности готовят к презентации Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности, защита позиции. 6. Оценочно-рефлексивный этап Стимулирование детей к самоанализу и самооценке Оценка деятельности по педагогической эффективности. Совместная экспертная оценка Оценка себя в проекте, самооценка собственной деятельности
Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
Методы и приемы технологии: Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), эксперимент, поэтапное выполнение действий . Творческие методы: презентация. Информационные методы: составление модели источников информации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов. Игровые методы:
Условия успеха: « Вспышка интереса». Начинать осуществлять проект, пока не угас интерес, т.к. у дошкольников не сформирована способность работать долго и целенаправленно. Дидактическое, информационное, техническое обеспечение проекта (игрушки, видеокассеты, схемы и т.д.) Использование в ходе выполнения проекта хорошо знакомых знаний в сочетании с новыми (с теми, что предстоит приобрести). Четкое планирование хода проекта Профессионализм педагога (умение выбирать посильные задачи, делегировать ребенку право принятия решения). Исследование должно идти одновременно с обучением. Ребенку важно видеть значимость проекта, ощутить гордость за свою работу. Стратегия руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, постоянная заинтересованность в успехах каждого).
Источники: 1. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста. О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина. Тольятти, ТГУ, 2009г. 2. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. И. Урмина. Т. Данилина. М., Линка-Пресс, 2009. 3. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. Самара, 2003г. 4. Ключевые компетентности детей дошкольного возраста. Научные руководители О.В. Дыбина, , И.В. Груздова, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина. Научно-исследовательская лаборатория «Педагогический поиск». ТГУ, Тольятти, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...
Презентация "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей"
В презентации раскрывается технология метода проектов в детском саду, цель технологии, задачи технологии метода проектов, виды проектов, этапы проектов, а также деятельность воспитателя и детей на все...
Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников
Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...
Метод проектов — эффективная технология формирования патриотических чувств у воспитанников СРЦ. июнь 2018
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня....
"Метод проекта как средство формирование социальной компетентности "
Формирование основ социальной компетентности дошкольника через проектную деятельность в детском саду...
Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современн...