Роль игры в развитии математических способностей детей.
статья
В статье говорится о значимой роли дидактических игр в развитии математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспалова Ольга Геннадьевна , воспитатель
ГБДОУ детский сад№25 Калининского района
г. Санкт-Петербург
Роль игры в развитии математических способностей детей
В. А.Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда развлекающим».
Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Для развития математических способностей детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры.. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия и преодоление трудностей приносит им удовлетворение.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются различные виды дидактических игр, например:
1. Игры с предметами:«Собери матрешку», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? »,«Раздели по форме», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика»,«Найди предмет квадратной формы » «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине и многие другие.
4.«Задумай число »«Число, как тебя зовут? »«Кто первый назовет чего не стало? » и многие другие развивают у детей внимание, память, мышление. Игра «Считай не ошибись» или «Какое число рядом? » помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч.
5. «Найди дорожку », «Отвези овощи с поля на склад », «Помоги муравью попасть в муравейник » и т.д. эти игры способствуют развитию пространственных ориентировок у детей.
6«Найди нестандартную фигуру? », «Продолжи ряд », «Кого не хватает » «Танграм », и т.д. Эти игры развивают логическое мышление.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость
Дидактические игры широко используются при планировании занятий по математическому развитию или отдельных его элементов, а также при организации индивидуальной работы с детьми.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры упрощают усвоение программы, так как игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, способствую развитию психических процессов дошкольника, а также дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Литература
1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,Просвещение, 1990
3.Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста...
«Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»...

Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
laquo;Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...