Экологическое воспитание. Календарно-тематический план подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_podgotovitelnaya.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное планирование Подготовительная группа Экологическое воспитание
Период | Тема | Цели \ Программное содержание | ||
Сентябрь | ||||
1 неделя | Комплектование группы, диагностика | Определение уровня экологической воспитанности детей в начале учебного. | ||
2 неделя | Занятие «Земля в опасности» | Дать детям представление о том,что планета Земля-это громадный шар. ( Большая часть земного шара покрыта водой-океанами и морями. Кроме воды, есть материки-твердая земля-суша, где живут люди. Таких материков 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. На земном шаре есть и 2 полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные, живут люди). Объяснить детям, что о планете нужно заботиться. (Всем живым существам нужны чистая вода, земля, воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться). | ||
Занятие « Начинаем читать книгу «Экология в картинках»» | Познакомить детей с книгой В.Танасийчука «Экология в картинках» , дать представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Учить слушать познавательные книги, правильно понимать содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Развивать умение рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других | |||
3 неделя | Цикл наблюдений за природой и работа с календарем. | Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы. | ||
Занятие «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях». | Дать детям представление о том, что лягушки-это обитатели сырых мест, которые часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. | |||
Занятие «где зимуют лягушки»? | Закреплять представление о жизни лягушек в природе, особенности их питания, передвижения, появление новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях. | |||
Октябрь | ||||
1 неделя | Занятие «Простые и драгоценные камни» | Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (Крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.) Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими ( их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами, морские камни всегда округлой формы, гладкие-такими их сделали морские волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений). Рассказать о камнях, которые используются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (жен.украшения, броши, браслеты и пр.). | ||
Занятие «Обитатели уголка природы» | Уточнить виды растений и животных, которые именуются в уголке природы. Формировать представление о том, что растения и животные-живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. (Растениям нужно тепло, свет, вода, питательная почва; животным-пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети): заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.). | |||
Наблюдение «Кто живет в аквариуме?» | Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения). Уточнить их названия. Отметить красоту, привлекательность аквариума. | |||
Наблюдение «Что есть в аквариуме»? | Выяснить, какие условия необходимы для жизни обитателям аквариума. | |||
Наблюдение «Что и как едят рыбы»? | Уточнить, что является кормом для рыб, как часто и в каком количестве его надо давать рыбкам. | |||
2 неделя | Занятие «Почему белые медведи не живут в лесу»? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные, сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.). | ||
Наблюдение «Какие наши рыбки»? | Уточнить с детьми особенности внешнего строение рыб (форма тела, окраска, наличие плавников). Обратить внимание на различие и сходство рыбок, живущих в аквариуме. | |||
Наблюдение «Как рыбы плавают»? | Уточнить с детьми, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно: могут плыть в разных направлениях, быстро и медленно. | |||
Наблюдение «Как рыбы отдыхают и спят»? | Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. | |||
3 неделя | Занятие «Беседа о кроте» | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами). | ||
4 неделя | Занятие «Слепые землекопы» | Закреплять представление детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | ||
Наблюдение «Как дышат рыбы»? | Дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. | |||
Наблюдение «Легко ли дышать нашим рыбкам?» | Учить детей по поведению рыб определять их состояние, выяснить, достаточно ли воздуха в воде. | |||
Наблюдение «наведи порядок в аквариуме». | Развивать умение детей замечать изменения в состоянии аквариума; грязь на дне, налет на стеклах, желтые листья и стебли, уменьшение количества воды, пыль и пятна на стеклах. Учить наводить порядок в аквариуме, видеть его красоту. | |||
Занятие «Что человек делает из глины». | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Рассказать о процессе приготовления кирпичей и их значения в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой-дымковской, филимоновской. | |||
Ноябрь | ||||
1 неделя | Занятие « Сравнение рыб и лягушек» | Формировать обобщенные представления о рыбах и лягушках : рыбы-водные обитатели, лягушки-обитатели воды и суши; рыбы и лягушки - быстроплавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней труднее передвигаться, строение водных обитателей приспособлено к этому. | ||
Занятие «сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать для поделок. Познакомить с песочными часами, развивать чувство времени. | |||
2 неделя | Занятие «влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие растения ( с плотными толстыми листьями и стеблями) засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. | ||
Занятие «где у саксаула листья» | Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где мало растительности, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. Познакомить с важным законом природы : все растения и животные живут в тем местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить представление детей о приспособленности к условиям обитания знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб. | |||
3 неделя | Прогулка «растет ли у нас саксаул?» | Выяснить, какие деревья растут на участке детского сада | ||
4 неделя | Занятие «Беседа об осени» | Сформулировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года ( заметно меняются условия жизни для живых существ ( укорачивается день, становится холоднее и др.) растения и животные приспособились к этим изменениям; лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать состояние погоды. | ||
Декабрь | ||||
1 неделя | Занятие «Тот, кто заботится о природе, творит добро» | Показать на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Объяснить, что юный эколог-это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | ||
Наблюдение «Чем ель не похожа на другие деревья?» | Рассмотреть с детьми ель, уточнить характерные особенности ее строения. | |||
Наблюдение «Как различить ель, сосну и лиственницу?» | Рассмотреть и сравнить хвойные деревья. | |||
Наблюдение «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?» | Сравнить живую и искусственную ели. | |||
2 неделя | Занятие «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. Вызывать интерес о жизни леса. Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках. | ||
Занятие «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку-красавицу наших лесов»». | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Формировать стремление беречь природу. | |||
Наблюдение «Сколько лет елке»? | Учить детей определять возраст молодой ели. | |||
Наблюдение «Как себя чувствует сломанная елка»? | Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее. | |||
Наблюдение «Ель очень красивое и полезное дерево» | Развивать эстетическое восприятие природы. | |||
3 неделя | «Экскурсия в зимнем лесу» | Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. Учить соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать эстетическое восприятие природы. | ||
Занятие «Солнце, земля и другие планеты» | Дать детям элементарное представление о строении солнечной системы. | |||
4 неделя | Наблюдение «Какая вода течет из крана»? | Знакомить детей со свойствами воды. | ||
Наблюдение «Как из снега получить воду»? | Учить детей превращать снег в воду | |||
Январь | ||||
1 неделя | Наблюдение «Снег-он какой?» | Знакомить детей со свойствами снега | ||
Наблюдение «Можно ли пить талую воду» | Учить детей определять чистоту снега | |||
Наблюдение «Если воду заморозить…» | Учить детей превращать воду в лед | |||
2 неделя | Наблюдение «Что такое пар, и когда его можно увидеть»? | Знакомить детей со свойствами пара. | ||
Наблюдение «Пар не всегда можно увидеть» | Учить детей обнаруживать пар | |||
Наблюдение «Куда делась вода из аквариума» | Развивать умение детей замечать изменения в аквариуме Учить наблюдать, размышлять | |||
Наблюдение «Когда из тарелки с едой идет пар?» | Учить детей наблюдать и размышлять | |||
Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | |||
3 неделя | Наблюдение «Что бывает с паром при охлаждении»? | Знакомить детей со свойствами пара и условиями его превращения в воду. | ||
Наблюдение «Снежинки очень красивые» | Развивать эстетическое восприятие | |||
Наблюдение «Зимние узоры на окне» | Развивать эстетическое восприятие. Учить детей наблюдать | |||
Наблюдение «Следы на снегу» | Учить распознавать следы на снегу. | |||
Занятие «Земля-живая планета». | Уточнить представление у детей о солнечной системе. Дать представления об уникальности Земли. (На земле разные условия, но везде есть жизнь). И т.п. | |||
4 неделя | Занятие «Волк и лиса-лесные хищники» | Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2-3 дня голодать, долго выслеживать добычу)); характерном для них поведении. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | ||
Занятие «Сравнение белого и бурого медведей» | Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения-устанавливать различия и сходства. | |||
Февраль | ||||
1 неделя | Наблюдение «Выращивание лука» | Уточнить представление детей о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия (посадить в воду и поставить в теплое и светлое место). | ||
Наблюдение «Какие бывают попугаи» | Уточнить внешние признаки птиц. Обратить внимание детей на красоту птиц. | |||
Наблюдение «Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни»? | Обратить внимания на условия, которые нужны птицам для жизни. | |||
Наблюдение «Как себя чувствуют попугаи»? | Учить детей видеть проявления хорошего и плохого самочувствия птиц. Уточнить чем питаются попугаи. | |||
Занятие «Цепочки в лесу» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса-растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга | |||
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении»? | Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение ; его можно почувствовать кожей (легкий ветерок). | |||
Наблюдение «Воздух есть во всех предметах» | Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах (его легко обнаружить если опускать предметы в воду). | |||
2 неделя | Наблюдение «Выращивание лука». | Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре. | ||
Наблюдение «Как птицы относятся друг к другу» | Обратить внимание детей на то, как птицы относятся друг к другу. | |||
Наблюдение «Как птицы строят гнездо». | Учить детей самостоятельным наблюдениям. | |||
Наблюдение «Какие перья у попугаев»? | Учить замечать красоту птиц. | |||
Занятие «Кто главный в лесу»? | Уточнить представление детей о взаимосвязи лесных обитателей, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу-растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает их от беды. | |||
Наблюдение «Воздух упругий» | Познакомить детей с тем, что воздухом можно задувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные -приобретают форму. | |||
Наблюдение «Дуем-играем» | Показать детям, что с воздухом можно по разному играть, если научиться сильно дуть. | |||
3 неделя | Наблюдение «Выращивание лука». | Продолжать учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц; связывать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Развивать умение сравнивать луковицы и обнаружить различие в их состоянии: зарисовывать результаты наблюдения. | ||
Наблюдение «Как птицы отдыхают и спят»? | Показать детям, что птицы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе. | |||
Наблюдение «Как попугаи лазают»? | Показать детям приспособительные особенности поугаев, позволяющие им лазать по клетке. | |||
4 неделя | Наблюдение «Выращивание лука» | Учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды. | ||
Наблюдение «Почему не видно самочки»? | Учить детей самостоятельным наблюдениям. | |||
Занятие «Пройдет зима холодная» | Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Увидеть красоту природы (заснеженные деревья, сверкающий на солнце снег и т.д) Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов-стихи. | |||
Наблюдение «Воздух нужен для жизни» | Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся в грудной клетке, что без воздуха человек жить не может. Обратить внимание детей на то, что в проветренном помещении воздух становится свежим, в таком помещении легко дышать, играть, работать, спать. | |||
Наблюдение «Чем пахнет воздух»? | Учить детей различать запахи. | |||
Март | ||||
1 неделя | Наблюдение «Выращивание лука» | Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, вызванную неодинаковыми условиями. Обобщить результаты проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все необходимые условия (воду, тепло, свет). | ||
Наблюдение «Ветки в вазе» | Показать детям, какие условия необходимы для срезанных веток ( теплое помещение, вода, свет, на первых порах не нужен). Учить зарисовывать ветки в вазе, точно передавая особенности их строения. | |||
Наблюдение «Какая наша черепаха»? | Уточнить с детьми особенности внешнего строения черепахи. | |||
Занятие «Подарок любимому человеку на 8 марта». | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям; учить выражать его (сделать что то приятное, например, изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день). Продолжать знакомить с произведениями искусства. Развивать эстетическое восприятие природы; учить выражать свои впечатления изобразительными средствами, доводить работу до конца. | |||
Наблюдение «Есть ли в воде воздух»? | Уточнить представление детей о том, что воздух есть везде, даже в воде (особенно его много в чистой воде). | |||
2 неделя | Наблюдение «Ветки в вазе» | Учить замечать изменения в состоянии веток (набухшие почки). Уточнить, какие условия необходимы для жизни веток (поставить их на свет, добавить питательные вещества). Продолжать учить зарисовывать ветки. | ||
Наблюдение «В каких условиях живет наша черепаха» | Уточнить, что для черепахи созданы условия, соответствующие ее потребностям. | |||
Наблюдение «Как черепаха ходит» | Показать, что черепаха своеобразно передвигается | |||
Занятие «что мы знаем о птицах»? | Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.(Птицы летают потому что у них : широкие крылья и хвост; легкие перья с полым стержнем; плотные и жесткие маховые перья ; птицы легкие, так как едят понемногу и часто). | |||
Занятие «Сравнение домашних и диких животных» | Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных- создает им все необходимые условия для жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких-они не приспособлены самостоятельно жить в лесу; не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут защитить себя от врагов. Учить детей сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | |||
Наблюдение «Чем дышат рыбы в аквариуме» | Показать детям, что рыбы, как и люди, дышат воздухом, который имеется в воде. Напомнить, что о рыбах в аквариуме надо заботиться : менять часть воды-отливать старую и доливать свежую воду комнатной температуры | |||
Наблюдение «Что такое компрессор?» | Уточнить представление детей о том, что рыбки дышат воздухом, растворенным в воде. Познакомить с компрессором- прибором, который нагнетает воздух в аквариум, обогащает воду воздухом и облегчает рыбкам дыхание. | |||
3 неделя | Наблюдение «Ветки в вазе» | Учить замечать изменения, происходящие с ветками в вазе (раскрывающиеся почки цветов, листьев). Уточнить, какие условия необходимы для жизни веток (добавить подслащенной воды). Отметить красоту букета: приятный вид и аромат цветов. Продолжать учить делать зарисовку веток. | ||
Наблюдение «Долго ли живет черепаха»? | Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря (годичным кольцам; каждый рубец- это прирост одного года). Учить создавать хорошие условия для жизни черепахи (протирать панцирь от пыли, выносить в теплую солнечную погоду на улицу). | |||
Занятие «Сравнение кроликов и зайцев» | Уточнить представления детей об образе жизни зайцев и кроликов. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни; показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных. | |||
4 неделя | Наблюдение «Ветки в вазе» | Замечать изменения, происходящие с ветками в вазе ( появление цветов, листьев, корешков). Учить наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом. Продолжать учить зарисовывать ветки. | ||
Наблюдение «Как черепаха маскируется»? | Уточнить окраску и форму тела черепахи; показать, что они делают ее незаметной на буро-желтом (песчаном) фоне, среди камней, особенно когда она неподвижна. | |||
Наблюдение «Как черепаха копает грунт»? | Показать, что черепаха может раскапывать грунт передними ногами, хорошо приспособлены к рытью (они повернуты в стороны, широкие, с крепкими тугими когтями). | |||
Занятие «Когда в природе нарушается равновесие»? | Уточнить представление детей о том, как в природе создаются пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Познакомить с причинами нарушения равновесия в цепочке (резкие изменения в погоде, действия людей). | |||
Занятие «Олени и хищники». | Уточнять и расширять представление детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочка питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка). | |||
Апрель | ||||
1 неделя | Наблюдение «Где растет мать-и-мачеха» | Найти на участке детского сада места, где появилась мать-и-мачеха. Определить, в каких местах растет мать-и-мачеха (солнечные места на газонах). | ||
Наблюдение «Где можно найти божью коровку»? | Уточнить представления детей о внешних особенностях божьей коровки. Определить, какие места она предпочитает. | |||
Занятие «Зеленая служба Айболита-весенний уход за комнатными растениями». | Учить детей определять состояние растений по внешним особенностям, выявлять недостающие для их роста условия; определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения (светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная- теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды). | |||
Занятие «Как черепахи живут в природе?» | Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных условиях (особенности питания, выведения потомства, приспособленность к защите от врагов, перенесению жары и холода). | |||
2 неделя | Наблюдение «Мать-и-мачеха». | Отметить изменения в росте растения: цветов стало больше; оно выросло, стало выше; мать и мачеха появилась на новых местах. | ||
Наблюдение «Как ползает и летает жучок»? | Уточнить представления детей о том, как передвигается божья коровка. | |||
Наблюдение «Что ест божья коровка»? | Дать представление о том, что божья коровка питается еще более мелкими, чем она сама, насекомыми, которые сосут сок из растений и приносят большой вред плодовым садам и многим растениям. | |||
Занятие «Морские коровы и Красная книга». | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных (например, морские коровы- животные, которых никогда больше не будет на Земле). Познакомить детей с красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение. | |||
Занятие «Лес в жизни человека». | Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. (В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. В лесу человек собирает грибы, ягоды, орехи. Из древесины делают разные предметы, мебель, бумагу, строят дома.) Учить заботится о лесе (правильно вести себя на отдыхе, не нарушать условия жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в небольшом количестве, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.) | |||
3 неделя | Поход «В лесу» | Обратить внимание детей на пробуждающуюся природу- первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, распускающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: тепло, увеличение дня (количество света), изобилие влаги. Уточнить представления об охраняемых растениях. Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею. Учить соблюдать правила поведения в лесу. | ||
Комплексное занятие «Земля, с днем рождения тебя!» | Уточнить представления детей о жизни на земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура) Показать, что в разных местах разные условия: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная температура воздуха), а есть горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно; человек (растения и животные приспособились жить почти везде). Воспитывать чувство гордости за свою планету-она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Побуждать желание делать приятное для Земли- сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке. | |||
Праздник «Посвящение в юные экологи» | Воспитывать бережное отношение к природе. | |||
4 неделя | Занятие «Птичий город на деревьях». | Дать детям представление о заповедниках. Познакомить с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море обитает много редких, очень интересных птиц (в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше). Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках. | ||
Занятие «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». | Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы той местности, где расположен детский сад; побуждать желание побывать в этих местах. Воспитывать чувство гордости за свой край. | |||
Май | ||||
1 неделя | Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик». | Обнаружить изменения в состоянии мать и мачехи (появление семян, начало отрастание листьев). Сравнить мать и мачеху с появляющимися цветами одуванчика, выявить различия между растениями. | ||
Занятие «Кому нужна вода»? | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя. | |||
Экскурсия «Возле нас есть река (озеро, пруд, ручей). | Дать детям представление о том, что река-это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.) , приспособившихся к жизни в воде. ( Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду) , им нужно много воды.) Дать представление о том, что на берегу растут растения ( травы, деревья ), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Учить соблюдать правила поведения на природе. | |||
2 неделя | Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик». | Показать красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зеленой травы. Сравнить одуванчики с мать и мачехой, установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать и мачехи, понаблюдать, как они летают от дуновения ветра. | ||
Занятие «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером» | Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей ; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое появилось благодаря усилиями людей ( воспитателей и детей). Упражнять в умении устанавливать цепочку питания, сравнивать естественный и искусственный водоемы. | |||
Занятие «Море бывает в беде». | Дать детям представление о море, его разных состояниях, обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море ( от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.) | |||
3 неделя | Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик». | Сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать и мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотреть нижнюю и верхнюю стороны листьев, выявить различия, объяснить название растения ( мать- теплая и мягкая сторона листа, мачеха- холодная и гладкая его сторона ). | ||
4 неделя | Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик». | Познакомить детей с тем, что мать и мачеха и одуванчик- лекарственные, полезные травы. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по музыкальному воспитанию в детском саду...
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы
Календарно-тематическое планирование музыкальных занятий для подготовительной группы....
Примерное календарно-тематическое планирование для подготовительной группы (область "Музыка")
данный материал поможет начинающим музыкальным руководителям в оформлении календарно-тематического планирования....
Приложение к календарно-тематическому планированию в подготовительной группе на тему "В лес на зимнюю прогулку"
План-конспект (приложение 8) Аппликация на тему: «В лесу родилась елочка»(оригами). Цель: Закреплять умения составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги(орига...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе
В материале представлено ежедневное календарно- тематическое планирование в подготовительной группе на ноябрь....
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группе.
Календарно - тематическое планирование для подготовительной группы....
Календарно-тематическое планирование (планы) старшая группа.
Планы для старшей группы....