Экологическое воспитание. Календарно-тематический план подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Соколик Лариса Викторовна
Экологическое воспитание. КТП по программе "От рождения до школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_podgotovitelnaya.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование Подготовительная группа Экологическое воспитание

Период

Тема

Цели \ Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Комплектование группы, диагностика

Определение уровня экологической воспитанности детей в начале учебного.

2 неделя

Занятие «Земля в опасности»

Дать детям представление о том,что планета Земля-это громадный шар. ( Большая часть земного шара покрыта водой-океанами и морями. Кроме воды, есть материки-твердая земля-суша, где живут люди. Таких материков 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. На земном шаре есть и 2 полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные, живут люди).

Объяснить детям, что о планете нужно заботиться. (Всем живым существам нужны чистая вода, земля, воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться).

Занятие « Начинаем читать книгу «Экология в картинках»»

Познакомить детей с книгой В.Танасийчука «Экология в картинках» , дать представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей.

Учить слушать познавательные книги, правильно понимать содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.

Развивать умение рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других

3 неделя

Цикл наблюдений за природой и работа с календарем.

Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы.

Занятие «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях».

Дать детям представление о том, что лягушки-это обитатели сырых мест, которые часто встречаются вблизи пруда, озера, болота.

Занятие «где зимуют лягушки»?

Закреплять представление о жизни лягушек в природе, особенности их питания, передвижения, появление новых лягушек, образе жизни в разные сезоны.

Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях.

Октябрь

1 неделя

Занятие «Простые и драгоценные камни»

Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (Крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)

Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими ( их легко узнать: речные  камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами, морские камни всегда округлой формы, гладкие-такими их сделали морские волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений).

Рассказать о камнях, которые используются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (жен.украшения, броши, браслеты и пр.).

Занятие «Обитатели уголка природы»

Уточнить виды растений и животных, которые именуются в уголке природы.

Формировать представление о том, что растения и животные-живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. (Растениям нужно тепло, свет, вода, питательная почва; животным-пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети): заботятся о них, ухаживают.  В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.).

Наблюдение «Кто живет в аквариуме?»

Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения). Уточнить их названия.

Отметить красоту, привлекательность аквариума.

Наблюдение «Что есть в аквариуме»?

Выяснить, какие условия необходимы для жизни обитателям аквариума.

Наблюдение «Что и как едят рыбы»?

Уточнить, что является кормом для рыб, как часто и в каком количестве его надо давать рыбкам.

2 неделя

Занятие «Почему белые медведи не живут в лесу»?

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные, сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.).

Наблюдение «Какие наши рыбки»?

Уточнить с детьми особенности внешнего строение рыб (форма тела, окраска, наличие плавников).

Обратить внимание на различие и сходство рыбок, живущих в аквариуме.

Наблюдение «Как рыбы плавают»?

Уточнить с детьми, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно: могут плыть в разных направлениях, быстро и медленно.

Наблюдение «Как рыбы отдыхают и спят»?

Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне.

3 неделя

Занятие «Беседа о кроте»

Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами).

4 неделя

Занятие «Слепые землекопы»

Закреплять представление детей о кротах.

Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

Наблюдение «Как дышат рыбы»?

Дать детям представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух.

Наблюдение «Легко ли дышать нашим рыбкам?»

Учить детей по поведению рыб определять их состояние, выяснить, достаточно ли воздуха в воде.

Наблюдение «наведи порядок в аквариуме».

Развивать умение детей замечать изменения в состоянии аквариума; грязь на дне, налет на стеклах, желтые листья и стебли, уменьшение количества воды, пыль и пятна на стеклах.

Учить наводить порядок в аквариуме, видеть его красоту.

Занятие «Что человек делает из глины».

Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда).

Рассказать о процессе приготовления кирпичей и их значения в строительстве.

Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду.

Познакомить детей с народной глиняной игрушкой-дымковской, филимоновской.

Ноябрь

1 неделя

Занятие « Сравнение рыб и лягушек»

Формировать обобщенные представления о рыбах и лягушках : рыбы-водные обитатели, лягушки-обитатели воды и суши; рыбы и лягушки - быстроплавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней труднее передвигаться, строение водных обитателей приспособлено к этому.

Занятие «сравнение песка, глины и камней»

Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать для поделок.

Познакомить с песочными часами, развивать чувство времени.

2 неделя

Занятие «влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие растения ( с плотными толстыми листьями и стеблями) засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к  засухоустойчивым или влаголюбивым.

Занятие «где у саксаула листья»

Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где мало растительности, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди.

Познакомить с важным законом природы : все растения и животные живут в тем местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома.

Уточнить представление детей о приспособленности к условиям обитания знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб.

3 неделя

Прогулка «растет ли у нас саксаул?»

Выяснить, какие деревья растут на участке детского сада

4 неделя

Занятие «Беседа об осени»

Сформулировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года ( заметно меняются условия жизни для живых существ ( укорачивается день, становится холоднее и др.) растения и животные приспособились к этим изменениям; лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся, перелетные птицы улетают в теплые края).

Учить по значкам и рисункам календаря описывать состояние погоды.

Декабрь

1 неделя

Занятие «Тот, кто заботится о природе, творит добро»

Показать на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки.

Объяснить, что юный эколог-это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Наблюдение «Чем ель не похожа на другие деревья?»

Рассмотреть с детьми ель, уточнить характерные особенности ее строения.

Наблюдение «Как различить ель, сосну и лиственницу?»

Рассмотреть и сравнить хвойные деревья.

Наблюдение «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?»

Сравнить живую и искусственную ели.

2 неделя

Занятие «Беседа о лесе»

Уточнять и расширять представление детей о лесе.

Вызывать интерес о жизни леса.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках.

Занятие «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку-красавицу наших лесов»».

Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения.

Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его.

Формировать стремление беречь природу.

Наблюдение «Сколько лет елке»?

Учить детей определять возраст молодой ели.

Наблюдение «Как себя чувствует сломанная елка»?

Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Наблюдение «Ель очень красивое и полезное дерево»

Развивать эстетическое восприятие природы.

3 неделя

«Экскурсия в зимнем лесу»

Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

Показать многоярусность смешанного леса.

Учить соблюдать правила поведения в лесу.

Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Развивать эстетическое восприятие природы.

Занятие «Солнце, земля и другие планеты»

Дать детям элементарное представление о строении солнечной системы.

4 неделя

Наблюдение «Какая вода течет из крана»?

Знакомить детей со свойствами воды.

Наблюдение «Как из снега получить воду»?

Учить детей превращать снег в воду

Январь

1 неделя

Наблюдение «Снег-он какой?»

Знакомить детей со свойствами снега

Наблюдение «Можно ли пить талую воду»

Учить детей определять чистоту снега

Наблюдение «Если воду заморозить…»

Учить детей превращать воду в лед

2 неделя

Наблюдение «Что такое пар, и когда его можно увидеть»?

Знакомить детей со свойствами пара.

Наблюдение «Пар не всегда можно увидеть»

Учить детей обнаруживать пар

Наблюдение «Куда делась вода из аквариума»

Развивать умение детей замечать изменения в аквариуме

Учить наблюдать, размышлять

Наблюдение «Когда из тарелки с едой идет пар?»

Учить детей наблюдать и размышлять

Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

3 неделя

Наблюдение «Что бывает с паром при охлаждении»?

Знакомить детей со свойствами пара и условиями его превращения в воду.

Наблюдение «Снежинки очень красивые»

Развивать эстетическое восприятие

Наблюдение «Зимние узоры на окне»

Развивать эстетическое восприятие.

Учить детей наблюдать

Наблюдение «Следы на снегу»

Учить распознавать следы на снегу.

Занятие «Земля-живая планета».

Уточнить представление у детей о солнечной системе.

Дать представления об уникальности Земли. (На земле разные условия, но везде есть жизнь). И т.п.

4 неделя

Занятие «Волк и лиса-лесные хищники»

Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2-3 дня голодать, долго выслеживать добычу)); характерном для них поведении.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Занятие «Сравнение белого и бурого медведей»

Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним.

Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения-устанавливать различия и сходства.

Февраль

1 неделя

Наблюдение «Выращивание лука»

Уточнить представление детей о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия (посадить в воду и поставить в теплое и светлое место).

Наблюдение «Какие бывают попугаи»

Уточнить внешние признаки птиц.

Обратить внимание детей на красоту птиц.

Наблюдение «Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни»?

Обратить внимания на условия, которые нужны птицам для жизни.

Наблюдение «Как себя чувствуют попугаи»?

Учить детей видеть проявления хорошего и плохого самочувствия птиц.

Уточнить чем питаются попугаи.

Занятие «Цепочки в лесу»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса-растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении»?

Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение ; его можно почувствовать кожей (легкий ветерок).

Наблюдение «Воздух есть во всех предметах»

Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах (его легко обнаружить если опускать предметы в воду).

2 неделя

Наблюдение «Выращивание лука».

Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.

Наблюдение «Как птицы относятся  друг к другу»

Обратить внимание детей на то, как птицы относятся друг к другу.

Наблюдение «Как птицы строят гнездо».

Учить детей самостоятельным наблюдениям.

Наблюдение «Какие перья у попугаев»?

Учить замечать красоту птиц.

Занятие «Кто главный в лесу»?

Уточнить представление детей о взаимосвязи лесных обитателей, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу-растения, которыми питаются различные  животные.

Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает их от беды.

Наблюдение «Воздух упругий»

Познакомить детей с тем, что воздухом можно задувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные -приобретают форму.

Наблюдение «Дуем-играем»

Показать детям, что с воздухом можно по разному играть, если научиться сильно дуть.

3 неделя

Наблюдение «Выращивание лука».

Продолжать учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц;  связывать эти изменения  с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света).

Развивать умение сравнивать луковицы и обнаружить различие в их состоянии: зарисовывать результаты наблюдения.

Наблюдение «Как птицы отдыхают и спят»?

Показать детям, что птицы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе.

Наблюдение «Как попугаи лазают»?

Показать детям приспособительные особенности поугаев, позволяющие им лазать по клетке.

4 неделя

Наблюдение «Выращивание лука»

Учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды.

Наблюдение «Почему не видно самочки»?

Учить детей самостоятельным наблюдениям.

Занятие «Пройдет зима холодная»

Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время.

Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света).

Увидеть красоту природы (заснеженные деревья, сверкающий на солнце снег и т.д)

Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов-стихи.

Наблюдение «Воздух нужен для жизни»

Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся в грудной клетке, что без воздуха человек жить не может.

Обратить внимание детей на то, что в проветренном помещении воздух становится свежим, в таком помещении легко дышать, играть, работать, спать.

Наблюдение «Чем пахнет воздух»?

Учить детей различать запахи.

Март

1 неделя

Наблюдение «Выращивание лука»

Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, вызванную неодинаковыми условиями.

Обобщить результаты проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все необходимые условия (воду, тепло, свет).

Наблюдение «Ветки в вазе»

Показать детям, какие условия необходимы для срезанных веток ( теплое помещение, вода, свет, на первых порах не нужен).

Учить зарисовывать ветки в вазе, точно передавая особенности их строения.

Наблюдение «Какая наша черепаха»?

Уточнить с детьми особенности внешнего строения черепахи.

Занятие «Подарок любимому человеку на 8 марта».

Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям; учить выражать его (сделать что то приятное, например, изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день).

Продолжать знакомить с произведениями искусства.

Развивать эстетическое восприятие природы; учить выражать свои впечатления изобразительными средствами, доводить работу до конца.

Наблюдение «Есть ли в воде воздух»?

Уточнить представление детей о том, что воздух есть везде, даже в воде (особенно его много в чистой воде).

2 неделя

Наблюдение «Ветки в вазе»

Учить замечать изменения в состоянии веток (набухшие почки).

Уточнить, какие условия необходимы для жизни веток (поставить их на свет, добавить питательные вещества).

Продолжать учить зарисовывать ветки.

Наблюдение «В каких условиях живет наша черепаха»

Уточнить, что для черепахи созданы условия, соответствующие ее потребностям.

Наблюдение «Как черепаха ходит»

Показать, что черепаха своеобразно передвигается

Занятие «что мы знаем о птицах»?

Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.(Птицы летают потому что у них : широкие крылья и хвост; легкие перья с полым стержнем; плотные и жесткие маховые перья ; птицы легкие, так как едят понемногу и часто).

Занятие «Сравнение домашних и диких животных»

Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных- создает им все необходимые условия для жизни.

Показать, что домашние животные отличаются от диких-они не приспособлены самостоятельно жить в лесу;  не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут защитить себя от врагов.

Учить детей сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Наблюдение «Чем дышат рыбы в аквариуме»

Показать детям, что рыбы, как и люди, дышат воздухом, который имеется в воде.

Напомнить, что о рыбах в аквариуме надо заботиться : менять часть воды-отливать старую и доливать свежую воду комнатной температуры

Наблюдение «Что такое компрессор?»

Уточнить представление детей о том, что рыбки дышат воздухом, растворенным в воде.

Познакомить с компрессором- прибором, который нагнетает воздух в аквариум, обогащает воду воздухом и облегчает рыбкам дыхание.

3 неделя

Наблюдение «Ветки в вазе»

Учить замечать изменения, происходящие с ветками в вазе (раскрывающиеся почки цветов, листьев).

Уточнить, какие условия необходимы для жизни веток (добавить подслащенной воды).

Отметить красоту букета: приятный вид и аромат цветов.

Продолжать учить делать зарисовку веток.

Наблюдение «Долго ли живет черепаха»?

Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря (годичным кольцам; каждый рубец- это прирост одного года).

Учить создавать хорошие условия для жизни черепахи (протирать панцирь от пыли, выносить в теплую солнечную погоду на улицу).

Занятие «Сравнение кроликов и зайцев»

Уточнить представления детей об образе жизни зайцев и кроликов.

Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни; показать их отличие от зайцев и домашних кроликов.

Уточнить признаки домашних и диких животных.

4 неделя

Наблюдение «Ветки в вазе»

Замечать изменения, происходящие с ветками в вазе ( появление цветов, листьев, корешков).

Учить наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом.

Продолжать учить зарисовывать ветки.

Наблюдение «Как черепаха маскируется»?

Уточнить окраску и форму тела черепахи; показать, что они делают ее незаметной на буро-желтом (песчаном) фоне, среди камней, особенно когда она неподвижна.

Наблюдение «Как черепаха копает грунт»?

Показать, что черепаха может раскапывать грунт передними ногами, хорошо приспособлены к рытью  (они повернуты в стороны, широкие, с крепкими тугими когтями).

Занятие «Когда в природе нарушается равновесие»?

Уточнить представление детей о том, как в природе создаются пищевые связи растений и животных (цепочки питания).

Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.

Познакомить с причинами нарушения равновесия в цепочке (резкие изменения в погоде, действия людей).

Занятие «Олени и хищники».

Уточнять и расширять представление детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочка питания.

Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка).

Апрель

1 неделя

Наблюдение «Где растет мать-и-мачеха»

Найти на участке детского сада места, где появилась мать-и-мачеха.

Определить, в каких местах растет мать-и-мачеха (солнечные места на газонах).

Наблюдение «Где можно найти божью коровку»?

Уточнить представления детей о внешних особенностях божьей коровки.

Определить, какие места она предпочитает.

Занятие «Зеленая служба Айболита-весенний уход за комнатными растениями».

Учить детей определять состояние растений по внешним особенностям, выявлять недостающие для их роста условия; определять способы ухода, которые могут их восполнить.

Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения (светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная- теневыносливые;  растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и  стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды).

Занятие «Как черепахи живут в природе?»

Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах в уголке природы.

Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных условиях (особенности питания, выведения потомства, приспособленность к защите от врагов, перенесению жары и холода).

2 неделя

Наблюдение «Мать-и-мачеха».

Отметить изменения в росте растения: цветов стало больше; оно выросло, стало выше; мать и мачеха появилась на новых местах.

Наблюдение «Как ползает и летает жучок»?

Уточнить представления детей о том, как передвигается божья коровка.

Наблюдение «Что ест божья коровка»?

Дать представление о том, что божья коровка питается еще более мелкими, чем она сама, насекомыми, которые сосут сок из растений и приносят большой вред плодовым садам и многим растениям.

Занятие «Морские коровы и Красная книга».

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных (например, морские коровы- животные, которых никогда больше не будет на Земле).

Познакомить детей с красной книгой, охраняемыми растениями.

Развивать воображение.

Занятие «Лес в жизни человека».

Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. (В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. В лесу человек собирает грибы, ягоды, орехи. Из древесины делают разные предметы, мебель, бумагу, строят дома.)

Учить заботится о лесе (правильно вести себя на отдыхе, не нарушать условия жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в небольшом количестве, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.)

3 неделя

Поход «В лесу»

Обратить внимание детей на пробуждающуюся природу- первоцветы, набухающие почки,  цветущие деревья и кустарники, распускающиеся листья.

Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: тепло, увеличение дня (количество света), изобилие влаги.

Уточнить представления об охраняемых растениях.

Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения.

Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею.

Учить соблюдать правила поведения в лесу.

Комплексное занятие «Земля, с днем рождения тебя!»

Уточнить представления детей о жизни на земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура)

Показать, что в разных местах разные условия: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная температура воздуха), а есть горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно;  человек (растения и животные приспособились жить почти везде).

Воспитывать чувство гордости за свою планету-она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь.

Побуждать желание делать приятное для Земли- сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.

Праздник «Посвящение в юные экологи»

Воспитывать бережное отношение к природе.

4 неделя

Занятие «Птичий город на деревьях».

Дать детям представление о заповедниках.

Познакомить с Астраханским заповедником.

Показать, что в местах впадения Волги в море обитает много редких, очень интересных птиц (в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше).

Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках.

Занятие «Мой родной край: заповедные места и памятники природы».

Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы той местности, где расположен детский сад; побуждать желание побывать в этих местах.

Воспитывать чувство гордости за свой край.

Май

1 неделя

Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик».

Обнаружить изменения в состоянии мать и мачехи (появление семян, начало отрастание листьев).

Сравнить мать и мачеху с появляющимися цветами одуванчика, выявить различия между растениями.

Занятие «Кому нужна вода»?

Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.)

Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя.

Экскурсия  «Возле нас есть река (озеро, пруд, ручей).

Дать детям представление о том, что река-это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.) , приспособившихся к жизни в воде. ( Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать;  они находят пищу  в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду) , им нужно много воды.)

Дать представление о том, что на берегу растут растения ( травы, деревья ), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку.

Учить соблюдать правила поведения на природе.

2 неделя

Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик».

Показать красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зеленой травы.

Сравнить одуванчики с мать и мачехой, установить разницу стадий в развитии растений.

Рассмотреть пушистые семена мать и мачехи, понаблюдать, как они летают от дуновения ветра.

Занятие «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером»

Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей ; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое появилось благодаря усилиями людей ( воспитателей и детей).

Упражнять в умении устанавливать цепочку питания, сравнивать естественный и искусственный водоемы.

Занятие «Море бывает в беде».

Дать детям представление о море, его разных состояниях, обитателях.

Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море ( от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.)

3  неделя

Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик».

 Сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности.

Показать, что листья мать и мачехи продолжают расти и увеличиваться.

Рассмотреть нижнюю и верхнюю стороны листьев, выявить различия, объяснить название растения ( мать- теплая и мягкая сторона листа, мачеха- холодная и гладкая его сторона ).

4 неделя

Наблюдение «Мать-и-мачеха и одуванчик».

Познакомить детей с тем, что мать и мачеха и одуванчик- лекарственные, полезные травы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по музыкальному воспитанию в детском саду...

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы

Календарно-тематическое планирование музыкальных занятий для подготовительной группы....

Примерное календарно-тематическое планирование для подготовительной группы (область "Музыка")

данный материал поможет начинающим музыкальным руководителям в оформлении календарно-тематического планирования....

Приложение к календарно-тематическому планированию в подготовительной группе на тему "В лес на зимнюю прогулку"

План-конспект (приложение 8) Аппликация на тему: «В лесу родилась елочка»(оригами).  Цель: Закреплять умения составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги(орига...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

В материале представлено ежедневное календарно- тематическое планирование в подготовительной группе на ноябрь....

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группе.

Календарно - тематическое планирование для подготовительной группы....