Дополнительная программа "Читаем природу"
рабочая программа (младшая группа)
Программа направлена на ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii_chitaem_prirodu.docx | 143.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
СОГЛАСОВАНА Педагогическим советом НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка» (протокол от 31.08.2020 № 1) | УТВЕРЖДАЮ Заведующий НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка» ______ О.А. Усольцева Приказ № 486-0 от 27.09.2021 |
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Читаем природу»
для детей младшего возраста
Возраст обучающихся 3-4 года.
Срок реализации 1 год
Воспитатель :
Бердникова Е.А
Салым 2022
Оглавление
Нормативно-правовые документы 3
2.1.Календарно тематический план 5
3.1. Кадровое обеспечение программы 6
3.2. Материально-техническое обеспечение программы 6
3.3. Методическое обеспечение программы 7
3.4. Время и сроки реализации программы 7
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 8
1. Пояснительная записка
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Направленность программы:
Программа направлена на ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.
Нормативно-правовые документы
Дополнительная программа разработана в соответствии с Нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
Актуальность
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
В детстве всё начинается со сказки.
Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребёнку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе.
Возраст учащихся 3-4 года
Состав группы - девочки и мальчики
Условия приема – воспитанники младшей группы
Наполняемость групп: 24 человека.
Форма обучения – очная
Форма занятий - групповая, индивидуальная.
Срок реализации – 9 мес
Общее количество часов в год - 24 час.
Режим занятий – среда ( 1,4 неделя), четверг ( 2-3 неделя)
Продолжительность занятия – 15 мин
Цели и задачи.
2. Цель: развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание условий для ознакомления дошкольников с миром природы посредством чтения художественной литературы.
Задачи проекта:
- через произведения художественной литературы формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
-формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами;
- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,
-развивать чувство эмпатии к объектам природы;
-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- учить различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп.
- создать предметно-развивающую среду по экологии.
- воспитывать любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.
-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
Планируемые результаты
Дети должны расширить и углубить интерес к животному и растительному миру. Стать более эмоциональными, восприимчивыми и отзывчивыми к явлениям, происходящим в живой и неживой природе. Должны стать более наблюдательными, научатся сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательное отношение к объектам природы. Кроме того, у детей появится интерес к чтению художественной литературы. Родители будут больше уделять внимания семейному чтению.
Таким образом, художественная литература должна оказать огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
II .Содержательный раздел
2.1.Календарно тематический план
Месяц | Тема | Вид деятельности | Работа с родителями |
октябрь | Детям о книге | 1.Беседа с детьми «Что такое книга?» «Где живут книги? «Правила обращения с книгами» 2.Акция «Книжкина больница» 3.Сказка о лекарственных растениях 3.Составление книжки Зеленая аптека | Экологическая акция «Российский день без бумаги» (27 октября) Экскурсия с детьми в библиотеку |
Ноябрь | Птицы-наши друзья | 1.Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц) (12 ноября) 2.Чтение художественной литературы о птицах : «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» «Лесные домишки», «Сова», «Подкидыш» В.Бианки М. Зощенко «Умная птичка» М.Пришвин «Лесной доктор» Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая шейка» Георгий Ладонщиков — Дельный совет: Стих | Акция совместно с детьми «Готовим кормушки для наших пернатых друзей |
Декабрь | Зима . Природа зимой | Чтение художественной литературы о зиме К.Ушинский «Проказы старухи зимы» Пляцковский М.С. «Какая бывает зима» «Морозко», «Мороз и заяц», «Дети Деда Мороза» Е.Чарушин «Что за зверь?» В. Сутеев «Ёлка» | Акция «День вечнозеленых растений» (19 декабря). Изготовление совместно с родителями елок из подручных материалов |
Январь | Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует», «Куда комары зимой девались», «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует», «Посмотри вокруг» «На лесной полянке. Зима» Создание сенсорной коробочки «Лес зимой» | Всемирный день снега (16 января) . Изготовление совместно с родителями построек на участке для подвижных игр | |
Февраль | Наши четвероногие друзья | Беседы о домашних животных Чтение стихотворений о домашних животных « Очень страшная история» Д.Хармс «Щенок» А. Ефимовский. «Бездомный щенок» А.Шлыгин «Васенька» Е.Рыбак | Фотовыставка совместно с детьми «Наши четвероногие друзья» |
Март | Знакомим детей с обитателями озер и рек | Создание макета «Путешествие капельки» Показ на макете сказки «Как капельки путешествуют». Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжевой «Жила-была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Сказка о человеке и Золотой рыбке». | Всемирный день воды(22 марта) -выпуск листовок для родителей «Берегите воду» |
Апрель | Цветы | Рассматривание цветов в книжках. «Знакомство с комнатными растениями». Уход за комнатными растениями. Посадка семян цветов в группе Международный день подснежника (19 апреля). Оригами «Подснежник». |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение программы.
Воспитатели – основной руководитель программы;
3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
3.3. Методическое обеспечение программы
1.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
2.Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)
3.Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
4. 300 вопросов и ответов по экологии/Янаев, . – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
5. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
6.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
7.Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. Училищ по спец. № 000 «Дошкольное воспитание» и № 000 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд., перераб. И доп. – М. Просвещение, 1980 – 272 с., ил.
8.Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40с.
9.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/, , ; под ред. , . – СПб.: Акцидент, 1998. – 319с. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное.
10.Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности/ . – Волгоград: Учитель. – 260с.
11.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-104 с.
3.4. Время и сроки реализации программы.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (младшая руппа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 36 занятий
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, рассказами о животных, о природе. Организован уголок для индивидуального просмотра книг детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...
Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа родного края»
Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю....