Дополнительная программа "Читаем природу"
рабочая программа (младшая группа)

Бердникова Екатерина Александровна

Программа направлена на ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii_chitaem_prirodu.docx143.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

СОГЛАСОВАНА

Педагогическим советом

НРМДОБУ «ЦРР -д/с «Улыбка»

(протокол от 31.08.2020 № 1)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий НРМДОБУ «ЦРР- д/с «Улыбка» ______ О.А. Усольцева

Приказ № 486-0 от 27.09.2021

Дополнительная общеразвивающая

 программа

 

«Читаем природу»

для детей младшего возраста

Возраст обучающихся 3-4 года.

Срок реализации 1 год

 https://sc01.alicdn.com/kf/HTB1pD8mkcnI8KJjSsziq6z8QpXaq/Custom-3d-pop-up-books-for-children.jpg

Воспитатель :

Бердникова Е.А

Салым 2022

Оглавление

1. Пояснительная записка        2

Направленность программы:        3

Нормативно-правовые документы        3

Актуальность        3

Цели и задачи.        4

II .Содержательный раздел        5

2.1.Календарно тематический план        5

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        6

3.1. Кадровое обеспечение программы        6

3.2. Материально-техническое обеспечение программы        6

3.3. Методическое обеспечение программы        7

3.4. Время и сроки реализации программы        7

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.        8

1. Пояснительная записка

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

 Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. 

 Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

 В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

       Задачи, поставленные ФГОС  перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Направленность программы:

 Программа направлена на ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.

Нормативно-правовые документы

Дополнительная программа разработана в соответствии с Нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

Актуальность

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

В детстве всё начинается со сказки.

Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребёнку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе.

Возраст  учащихся 3-4 года

Состав  группы  -  девочки и мальчики

Условия приема – воспитанники младшей группы

Наполняемость групп:   24 человека.

Форма обучения – очная

Форма  занятий  -  групповая, индивидуальная.

Срок реализации –  9 мес

Общее  количество  часов в год - 24 час.

Режим занятий – среда ( 1,4 неделя), четверг ( 2-3 неделя)

Продолжительность занятия – 15 мин

Цели и задачи.

2. Цель: развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание условий  для ознакомления дошкольников с миром природы посредством чтения художественной литературы.

Задачи проекта:

- через произведения художественной литературы формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами;

- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,

-развивать чувство эмпатии к объектам природы;

-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- учить различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп.

- создать предметно-развивающую среду по экологии.

- воспитывать любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.

-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.

Планируемые результаты

Дети должны расширить и углубить интерес к животному и растительному миру. Стать более эмоциональными, восприимчивыми и отзывчивыми к явлениям, происходящим в живой и неживой природе. Должны стать более наблюдательными, научатся сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательное отношение  к объектам природы. Кроме того, у детей появится интерес к чтению художественной литературы. Родители будут больше уделять внимания семейному чтению.

Таким образом, художественная литература должна оказать огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

                                                         II .Содержательный раздел

2.1.Календарно тематический план

Месяц

Тема

Вид деятельности

Работа с родителями

октябрь

Детям о книге

1.Беседа с детьми «Что такое книга?» «Где живут книги? «Правила обращения с книгами»

2.Акция «Книжкина больница»

3.Сказка о лекарственных растениях

 3.Составление книжки Зеленая аптека

Экологическая акция «Российский день без бумаги» (27 октября)

Экскурсия с детьми в библиотеку

Ноябрь

Птицы-наши друзья

1.Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц) (12 ноября)

2.Чтение художественной литературы о птицах : «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» «Лесные домишки», «Сова», «Подкидыш» В.Бианки

М. Зощенко «Умная птичка»

М.Пришвин «Лесной доктор»

Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая шейка»

Георгий Ладонщиков — Дельный совет: Стих

Акция совместно с детьми «Готовим кормушки для наших пернатых друзей

Декабрь

Зима . Природа зимой

Чтение художественной литературы о зиме

К.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Пляцковский М.С. «Какая бывает зима»  

 «Морозко», «Мороз и заяц», «Дети Деда Мороза»

Е.Чарушин «Что за зверь?»

В. Сутеев  «Ёлка»

Акция «День вечнозеленых растений» (19 декабря). Изготовление совместно с родителями елок из подручных материалов

Январь

Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует», «Куда комары зимой девались», «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует», «Посмотри вокруг» «На лесной полянке. Зима»

Создание сенсорной коробочки «Лес зимой»

Всемирный день снега (16 января) . Изготовление совместно с родителями построек на участке для подвижных игр

Февраль

Наши четвероногие друзья

Беседы о домашних животных

Чтение стихотворений о домашних животных

 « Очень страшная история» Д.Хармс

«Щенок» А. Ефимовский.

«Бездомный щенок» А.Шлыгин

«Васенька» Е.Рыбак

Фотовыставка совместно с детьми  «Наши четвероногие друзья»

Март

Знакомим детей с обитателями озер и рек

Создание макета «Путешествие капельки»

Показ на макете сказки «Как капельки путешествуют».

Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжевой «Жила-была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Сказка о человеке и Золотой рыбке».

Всемирный день воды(22 марта)  -выпуск листовок для родителей «Берегите воду»

Апрель

Цветы

Рассматривание цветов в книжках.

«Знакомство с комнатными растениями». Уход за комнатными растениями.

Посадка семян цветов в группе

Международный день подснежника (19 апреля). Оригами «Подснежник».

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение программы.

Воспитатели – основной руководитель программы;

3.2. Материально-техническое обеспечение программы.

3.3. Методическое обеспечение программы

1.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

2.Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)

3.Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)

4. 300 вопросов и ответов по экологии/Янаев, . – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)

5. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).

6.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.

7.Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. Училищ по спец. № 000 «Дошкольное воспитание» и № 000 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд., перераб. И доп. – М. Просвещение, 1980 – 272 с., ил.

8.Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40с.

9.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/, , ; под ред. , . – СПб.: Акцидент, 1998. – 319с. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное.

10.Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности/ . – Волгоград: Учитель. – 260с.

11.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-104 с.

3.4. Время и сроки реализации программы.

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет  (младшая руппа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 36 занятий

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, рассказами о животных, о природе. Организован уголок для индивидуального просмотра книг детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...

Рабочая программа образовательной дополнительной услуги «Природа родного края»

Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю....