Адаптация детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Адаптацию в условиях ДОУ, нужно рассматривать, как процесс, или приспособление функцией организма ребёнка к условиям существования в группе.
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряжённое состояние, ребёнок попадет под целый комплекс воздействий. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Возникает синдром адаптации . Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях .
Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей среднего дошкольного возраста: 1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны. 2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость. 3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
Рекомендации воспитателям: установление индивидуального режима для каждого вновь поступившего ребенка: - дозировать пребывание ребенка в группе сверстников; - сохранить все привычки ребенка на период адаптации; - предоставлять свободу ребенку в выборе дистанции и позиции общения, игр и занятий; - предоставлять ему свободное нерегламентированное поведение в группе; - обеспечить игровую деятельность педагога с другими детьми рядом с новым ребенком; - подключать детей группы к эмоциональной поддержке новичков; - установить эмоциональный, в том числе эмоционально-тактильный, контакт с ребенком с помощью определенных игр; - организовывать такие ситуации, где действия ребенка будут успешны, хвалить его за то, что он включился в игру, хвалить даже тогда, когда у него ничего не получается; - использовать подвижные игры, сказко- и музыкотерап ию; смехотерапию
Рекомендации родителям 1. Создайте условия для спокойного отдыха ребёнка дома. 2. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и о саде. 3. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. 4. Постарайтесь, чтобы ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. 5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. 6. Дайте в сад небольшую игрушку. Прижимая к себе что – то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнок гораздо быстрее успокоится. 7. Призовите на помощь сказку или игру. 8. Организуйте утро так, чтобы день и у Вас, и у ребенка прошел спокойно. Главное правило таково: спокойна мама–спокоен ребенок 9. Дома и в детском саду говорите с ребенком спокойно, уверенно. 10. Пусть ребёнка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности, с которым ему легче расстаться 11. Обязательно говорите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). 12.. Придумайте свой ритуал прощания.
Психологическое обеспечение адаптационного периода детей в ДОУ Первый этап - проведение семинаров для педагогов по данной тематике; - групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах) ; - обучение воспитателей приемам психопрофилактики; - организацию анкетирования родителей воспитателями; - индивидуальные консультации для родителей и воспитателей.
Второй этап работы – анализ результатов анкетирования. Целями анализа являются : - выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень развития общения, наличие вредных привычек у родителей и т. п.) - получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, сходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.
Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации.
Рекомендации для родителей по организации адаптационного периода детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада; Оказывает помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе Составляет индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка; Проводит коррекционную работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками, взаимодействует со специалистами; Психологическое обоснование рекомендованных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"
Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью изобразительной деятельности
ИЗО для младших дошкольников...
Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей в играх с водой...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...