Единое представление учителя -дефектолога
презентация по коррекционной педагогике

Литяева Олеся Владимировна

краткое содержание представления учителя-дефекутолога

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вступление в контакт (взрослый, сверстник), эмоциональное реагирование ребенка. Речевое развитие, коммуникация. Понимание инструкции.

Слайд 2

Игровая деятельность Безразличие или интерес к игрушкам Любимые игры Понимание правил игры, соблюдение их Внесение изменений в содержание игры Роль в коллективной игре Поведение в конфликтной ситуации Отражение своего опыта в игре

Слайд 3

В ходе беседы выявляются представления и умения ребенка : назвать имя, фамилию, отчество; ФИО членов своей семьи; возраст, понимание того, сколько будет через год ; пол домашний адрес; профессии близких родственников; Части тела и их назначение; Элементарные представления о предметном мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах; Умение объединять предметы в группы ( мебель, одежда , транспорт, инструменты и т.д.) знать их назначение. Уровень сформированности представлений о себе, мире

Слайд 4

не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей; не понимает близкородственные связи ; дает краткие сведения о себе и окружающих ; возраст называет/не называет/ показывает на пальцах; не понимает понятия старший, младший; не знает или затрудняется называть части тела и их назначение; не называет адрес проживания ; не понимает смысл житейских ситуаций; з абывает названия некоторых предметов; не знает названий животных, птиц, затрудняется назвать детенышей животных; не знает виды транспорта и правила безопасного поведения в транспорте; не знает правила безопасного поведения на улице; отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений; ответы краткие, односложные. Варианты формулировок

Слайд 5

ориентировка в схеме собственного тела, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, противоположно находящегося человека (зеркально); ориентировка на плоскости и в пространстве (понимание и употребление предлогов); ориентировка на листе бумаги (чистый лист и клетка); знание названий времен года, частей суток, дней недели, месяцев и их последовательности ; понятия временных отрезков - сутки, неделя, месяц, год. понятия - вчера, сегодня, завтра; выделение признаков времен года ; Уровень развития пространственно-временных представлений

Слайд 6

не ориентируется /ориентировка затруднена в схеме собственного тела, человеке, кукле; ориентировка в пространстве (не понимание и не употребление предлоги/ понимает, но не употребляет/употребляет не правильно); ориентировка на листе бумаги ; не знает части суток, их последовательность; не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время. в ремена года: не знает, путает, узнает на картинках ; их последовательность устанавливает /верно/ неверно; месяцы , их сезонную отнесенность не знает, путает; дни недели не знает, путает; время по часам не понимает ; п онятия временных отрезков не сформировано. Варианты формулировок

Слайд 7

Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Восприятие обладает такими свойствами , как: Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Константность - восприятие окружающего как относительно постоянное. Структурность - в осприятие суммы ощущений . Осмысленность( категориальность ) – восприятие сущности предметов. Избирательность - восприятие выделение объектов по сравнению. Адекватность - восприятие соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, действию, явлению , ситуации . Восприятие всегда часть определенной деятельности. Поэтому оно активно в своей сущности . Предметность – это свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Слайд 8

Классификация восприятия, как сложного и многомерного психического процесса. по ведущему органу чувств в формировании субъективного образа ( зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое ); в зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности ( восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения ) в зависимости от способа актуализации ( произвольное и непроизвольное ). в осприятие является одним из инструментов обеспечения социального бытия человека: общения и предметной деятельности. В соответствии с этим выделяют восприятие социальное и предметное .

Слайд 9

Ощущение – это чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды; сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация . Информация , получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс приема и ее первичной обработки – сенсорной деятельностью.

Слайд 10

Взаимосвязь восприятия и ощущения Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений , называется объективацией. Еще одно отличие восприятия от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений , приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, пр. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта . Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме .

Слайд 11

Сенсорное воспитание (С.В.) – основа для формирования всех психических процессов, а так же выступает фундаментом для всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой. На С.В. б азируется поисковый способ ориентировки, методы проб и примеривания . С.В. направлено на формирование ориентировочной деятельности через: рассматривание, выслушивание, ощупывание, что способствует освоению детьми систем сенсорных эталонов. С.В. с оединение сенсорного опыта со словом.

Слайд 12

Сенсорное и интеллектуальное развитие педагоги оценивают по следующим умениям: представление о форме предметов - умение выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу , знания о различных геометрических фигурах и объемных формах , представление о величине предметов - умение соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами , представление о цвете предметов - умение ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - умение разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п .), понимание пространственных отношений - умение выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д .), понимание отношений "общее-частное" - умение объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д .), понимание причинно-следственных связей - умение устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д .),

Слайд 13

Формулировки выполнения умений исходят из поставленных задач программы развития ребенка. Стойкость навыка [ Иногда, может ] Условия(особенность восприятия ребенка при подаче материала) [ на индивидуальных занятиях, подача материала строго справа от ребенка ] Способ выполнения или способ действия (сопряженно, по подражанию, по показу, по образцу, по речевой инструкции, с частичной помощью(подсказки зависят от особенности ребенка), самостоятельно) [ по образцу ] На каком материале выполнено (знакомый, незнакомый, качество) [ на знакомом материале ] Например: Задача: Учить сличать два основных цвета красный и желтый. [ сличать основные цвета красный и желтый ] Иногда по образцу на знакомом материале может сличать основные цвета красный и желтый (на индивидуальных занятиях, подача материала строго справа от ребенка).

Слайд 14

Значение сенсорного воспи тания Является основой для интеллектуального развития; Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; Развивает наблюдательность; Готовит к реальной жизни; Позитивно влияет на эстетическое чувство; Является основой для развития воображения; Развивает внимание; Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; Обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности; Влияет на расширение словарного запаса ребенка; Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и другой видов памяти.

Слайд 15

ориентировка в понятиях: «большой – маленький», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «старше – младше»; соотнесенный пересчет предметов с называнием итогового числа; способ пересчета (действенный или зрительный); выделение заданного количества из множества; прямой и обратный счет в пределах 10; состав числа в пределах 10; Знание основных геометрических фигур; умение выполнять счетные операции; счет в уме, при помощи пальцев; понимание условий задачи; умение решать устные задачи. Элементарные математические представления

Слайд 16

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека Память — одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию .

Слайд 19

Внимание : объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость (выполняет ли ребенок задание не отвлекаясь, находит ли отличия между предметами, картинками, удерживает ли в поле зрении предметы, находит ли похожие предметы друг на друга, выполняет ли задания по предложенному образцу, какое внимание преобладает- произвольное, непроизвольное, другое. и т.д. по программе) Память: объем, устойчивость, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая(нуждается ли повторении предлагаемого материала, испытывает ли трудности в удержании информации, медленно иди быстро запоминает, пересказывает ли содержание прочитанного и т.д. по программе) В представлении отражаем:

Слайд 20

Мышление -это опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения

Слайд 21

Виды мышления Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятия, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений

Слайд 22

ооос с Основные мыслительные операции сравнение анализ синтез обобщение абстрагирование классификация аналогия

Слайд 23

Методики изучения наглядно-действенного и наглядно-образного мышления Складывание пирамидки «Почтовый ящик» «Доски Сегена » Складывание матрешки н еспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.); п ростое манипулирование; с иловая проба; ц еленаправленная проба; п римеривание ; з рительное соотношение

Слайд 24

Методики « Времена года» «Нелепицы» «Разрезные картинки» «Классификация предметов (изображений)» «Исключение неподходящего предмета (4-й лишний)» «Восприятие и понимание серии связанных единым сюжетом картин» «Понимание содержания литературных текстов» «Понимание загадок»

Слайд 25

Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) В современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног .

Слайд 26

Основные типы хватания предметов: 1) захват в кулак; 2) хватание щепотью; 3) противопоставление большого пальца всем остальным, использование «указательного захвата» (двумя пальцами — большим и указательным). 1) 2) 3)

Слайд 27

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет : рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Графомоторные навыки включают в себя : 1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений) ; 2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений); 3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); 4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов) .

Слайд 28

Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Слайд 29

В представлении отражают следующее: Ведущая рука; Уровень развития мелкой моторики; Содержательное описание умений (использование определенного захвата предмета с учетом его величины; действия с различными предметами: мозаика, бусины, разборные игрушки, прищепки; действия с разными видами застежек, шнуровок и т.д., сформированность графомоторных навыков в соответствии с возрастом).

Слайд 30

Показатели и критерии обучаемости Обучаемость является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях личности, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания. (Н.А. Менчинская )

Слайд 31

– стимулирующая помощь – организующая помощь – направляющая ( операциональная ) помощь – обучающая (содержательная) помощь Восприимчивость к помощи

Слайд 32

– преобладание планирующей функции при переносе опыта – преобладание сопровождающей функции при переносе опыта – преобладание фиксирующей функции при переносе опыта – наглядно-действенная форма переноса опыта – перенос не производит Способность переноса на аналогичное задание

Слайд 33

– находит ошибки самостоятельно – находит ошибки самостоятельно после указания на их наличие – находит ошибки после указания на место их нахождения – после проверки ошибки не находит – отказ от проверки Критичность мыслительной деятельности

Слайд 34

– понимает все инструкции сразу и правильно – некоторые вопросы и инструкции понимает неточно – большинство вопросов и инструкций требует уточнения, упрощения формулировки – плохо понимает, часто требуется невербальный показ – не понимает инструкции к заданиям и обращенные к нему вопросы Понимание инструкций и цели задания

Слайд 35

– ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно – ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция – уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательности не проявляет Познавательная активность и самостоятельность

Слайд 36

– правильно определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, понимает тонкие различия при сравнении, устанавливает закономерные связи – задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью – задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет с организующей или направляющей помощью, может перенести усвоенный способ по аналогии – при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос не осуществляет Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

Слайд 37

Составила по материалам семинара Инденбаум Е.Л. учитель-дефектолог Шунто И.В. Заключения дефектолога Диагноз психиатра ЗУНы… Учебные умения… Обучаемость… Рекомендовано… N соответствуют программ-ме и году обучения по предмету сформированы на уровне … класса программы (какой) полностью при индивидуальном взаимо-действии с педагогом достаточная обучение по программе общеобразовательной школы … класса F 0.6 F 80.82 частично соответствуют программе и году обу-чения по предмету сформированы на уровне … класса программы (какой) частично при индивидуальном взаимо-действии с педагогом недостаточная обучение по программе школы YII вида … класса F 70.09 преимущественно не соответствуют программе и году обучения по предмету сформированы на уровне … класса программы (какой) слабо при индивидуальном взаимо-действии с педагогом низкая обучение по программе школы YIII вида … класса F 71 не соответствуют про-грамме и году обучения по предмету не сформированы на уровне … класса программы (какой) при индивидуальном взаимо-действии с педагогом крайне низкая обучение по программе специализированного класса школы YIII

Слайд 38

Составила по материалам семинара Инденбаум Е.Л. учитель-дефектолог Шунто И.В. Заключения дефектолога для дошкольников Диагноз психиатра ЗУНы… Учебные умения… Обучаемость… Рекомендовано… N Соответствуют возрастной норме и году воспитания сформированы полностью при индивидуальном взаимо-действии с педагогом достаточная воспитание по программе физиологического ДОУ F 0.6 F 80.82 частично соответствуют программе и году воспитания сформированы частично при индивидуальном взаимо-действии с педагогом недостаточная Воспитание в ДОУ компенсирующей направленности для детей с ЗПР F 70.09 преимущественно не соответствуют программе и году воспитания сформированы слабо при индивидуальном взаимо-действии с педагогом низкая Воспитание в ДОУ компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени F 71 не соответствуют программе и году воспитания не сформированы при индивидуальном взаимо-действии с педагогом крайне низкая Воспитание по программе ДОУ для детей с нарушением интеллекта

Слайд 39

Фамилия, имя, отчество Дата рождения Домашний адрес: Образовательное учреждение, группа Вступление в контакт ( взрослый, сверстник), эмоциональное реагирование ребенка. Речевое развитие, коммуникация. Понимание инструкции. Игровая деятельность. Представления о себе и мире. Сформированность временных и пространственных представлений : Сформированность сенсорных представлений Сформированность ЭМП представлений : Память, внимание Сформированность мыслительных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Характеристика обучаемости : Заключение: Дата обследования. Учитель - дефектолог: _________________________ Руководитель _________________________________ Ознакомлен ____________________________________ _________________________ ФИО подпись. Дефектологическое представление на ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения в старшей группе по формированию предметных представлений . Тема «Собираемся в гости к бабушке» (Одежда)

1.Закреплять знания о сезонной одежде (зимняя одежда, летняя одежда); развивать умение вычленять среди множества одежд зимнюю одежду и летнюю одежду.2.Развивать умение узнавать одежду в разной модальн...

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК.

О соблюдении единых требований  к формулированию заключений учителя-дефектолога  в системе ПМПК Новосибирской области  Методические рекомендации для специалистов ПМПК...

Представление учителя-дефектолога на ребенка с ЗПР

Данная характеристика может быть использована при написании учителем-дефектологом представления на ребенка с задержкой психического развития для направления его на ПМПК...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Единое представление учителя-дефектолога

Ориентировочный материал для написания представления на ПМПК...