Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Зоя Сергеевна Голева
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственную отсталость, ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год». Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_femp.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

 возможностями здоровья VIII вида

                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Приказом от_____________№___

Директор ГБ(О)ОУ специального

                                                                         (коррекционного) детского дома

_________________О.П.Шовская

Рабочая программа учителя-дефектолога

по формированию элементарных математических представлений

на 2014-2015 учебный год

для детей старшей группы

ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Принята на педагогическом совете

                                                             29.08.2014 г. протокол № 1

Составитель:

учитель-дефектолог

Голева З.С.

г.Лебедянь

1. Пояснительная  записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе         «Адаптированной основной  образовательной  программы  коррекционно-развивающей  работы  с  дошкольниками, имеющими  лёгкую  или  умеренную  умственную  отсталость, ГБ(О)ОУ  специального (коррекционного) детского  дома  на  2014 - 2015  учебный  год».                

Программа  составлена  в  соответствии  со  следующими  нормативными  документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об         образовании в Российской Федерации»;

- Постановлением   Главного государственного санитарного врача РФ  от  15 мая 2013 г.

N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»;                                

- Приказом  Министерства  образования и науки РФ от 17 октября         2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного         образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Уставом  Государственного  бюджетного (областного) образовательного  учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного)  детского  дома  для  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.        

Рабочая    программа    обеспечивает  развитие  детей  в  возрасте  от 5 до 6  лет  с   умеренной  и  лёгкой  умственной  отсталостью.

                                Актуальность

В условиях   развития   вариативности  и  разнообразия  дошкольного  образования  в последнее  десятилетие  происходит  внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих   различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется  проблема математического образования дошкольников. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Возрастные  и  индивидуальные  особенности  детей  с  лёгкой  и  умеренной  умственной  отсталостью  5 – 6  лет.

В старшей  группе воспитываются дети от 5 до 6 лет, имеющие нарушения интеллекта и статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.        У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений.

У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным

ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память. Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться "поисковой", результативной пробой. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п.         Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания. Детям свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными. Сложность развития пространственных представлений у детей проявляется прежде всего в том, что они, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки.        Дети  испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления - справа и слева от другого объекта. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.

 

Цель  программы:

формировать    у  детей  старшей  группы умения считать, сравнивать группы предметов по количеству, выполнять элементарные арифметические действия, необходимые ребенку в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности.

Основные  задачи  программы:                                   

Формировать количественные представления с учетом ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной).

На занятиях по математике использовать элементы рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием.                

Проводить с детьми в свободное от занятий время сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием «Магазин», «Автобус» и др. (тематику игр согласовывать с разделом программы «Обучение игре»).                

Продолжать формировать мыслительную деятельность.

Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.                        

Развивать наглядно-образное мышление.                                        

Расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями.

Переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом проверки). Формировать планирующую функцию речи.                

Учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех.                                

Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.

Принципы  коррекционно-развивающей  деятельности по реализации рабочей программы.                                                                

Одним из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Педагог  должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.                                                

Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность  детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.

В детском   учреждении  для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии педагог  последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью детей, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

В детском учреждении  для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, при использовании принципа наглядности, обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи  педагога, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.

При обучении всех категорий детей с отклонениями в интеллектуальном развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода, который реализуется на всех этапах работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии. Принцип индивидуального подхода к детям - один из основных принципов коррекционной педагогики. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог  должен опираться на такие показатели:        

- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

- уровень знаний и умений (осознанность, действенность);        

- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

- уровень самостоятельности и активности;

- отношение к обучению;

- характер познавательных интересов;

- уровень волевого развития.                                                  

Педагог   должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность.        Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.                        

Условия, необходимые  для  реализации  программы.

В моей  группе созданы необходимые условия для реализации рабочей  программы по формированию  элементарных  математических  представлений  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным  направлением  по  реализации  программы  являются  занятия.  Занятия по  формированию  элементарных  математических  представлений  с  детьми  5 – 6 лет  проводятся учителем-дефектологом 2  раза  в  неделю. Работа ведется по очереди с двумя небольшими подгруппами детей по 4 - 5 человек. Одна возрастная группа (9 - 10  человек) делится на две подгруппы в соответствии с уровнем развития детей. Занятия  по  ФЭМП  проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога   в первой половине дня продолжительностью 20 - 22 минуты.   Кабинет  оснащён  необходимым  оборудованием  и  пособиями: предметами, игрушками, дидактическими  играми и т.д.        

Особенности  организации  педагогического процесса.

                        

 Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении  одного  года  обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх  и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Каждое занятие  проводится  в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений  в  детском  доме. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит: в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой; в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. В  процессе  формирования  элементарных  математических  представлений  у  детей    использую  разнообразные  методы  обучения  и  умственного  воспитания: практические,наглядные,словесные, игровые.                                                В  коррекционно – развивающей  работе  с  детьми  использую  современные  образовательные  технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-риентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные.

Инструментарий  определения  эффективности  освоения  детьми  содержания  рабочей  программы

Формирование элементарных математических представлений

Фамилия, имя ребёнка

Критерии

выделение 4-х предметов из группы

величина

          форма

обратный счёт

        счет на слух

пересчет в пределах

 3 (5)

ориентировка в пространстве

общий балл

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.г.

К.г.

Н.г.

С.

г.

К.

г.

Н.

г.

С.г.

К.г.

Оценка  уровня  овладения  ребёнком  необходимыми  навыками  и  умениями  по  образовательной  области

1 балл – ребёнок  не  может  выполнить  все  предложенные  задания, помощь  взрослого  не  принимает.

2 балла – ребёнок  с  помощью  взрослого  выполняет  некоторые  предложенные  задания.  

3 балла – ребёнок  выполняет  все  предложенные  задания  с  частичной  помощью  взрослого.

4 балла - ребёнок  выполняет  самостоятельно  и  с частичной  помощью  взрослого  все  предложенные  задания.

5 баллов   - ребёнок  выполняет  все  предложенные  задания  самостоятельно.

Условные  обозначения

1 – низкий  уровень

2 – уровень  выше  нижнего

3 – средний  уровень

4 – уровень  выше  среднего

5 – высокий  уровень

   

2. Проектирование  образовательного  процесса

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

на 2014-2015 учебный год

Возрастная группа

Старшая группа

 (от 5 до

6 лет)

Образовательные области/ Занятия

Социально-

коммуникативное

развитие

Социальное развитие и ознакомление

с окружающим

1

Обучение игре

1

Труд

0,5

ОБЖ

0,5

Познавательное развитие

ФЭМП

2

Обучение грамоте

-

Речевое развитие

Развитие речи

1

Чтение художественной литературы

1

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

1

Рисование

1

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

Музыка

2

Физическое развитие

Физическая культура

3

Всего:

15

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

        ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома                          на   2014  - 2015  учебный  год.

Начало учебного года – 01.09.2014 г.

Окончание учебного года – 29.05.2014 г.

Количество учебных дней в неделю – 6

Количество учебных недель – 33

Диагностическое обследование – с 01.09.2014 г. по 12.09.2014 г. (по 19.09.2014 г.) и с 18.05.2015 г. по 29.05.2015 г.

Зимние каникулы – с 29.12.2014 г. по 11.01.2015 г.

Летний оздоровительный период – с 01.06.2015 г.  по 31.08.2015 г.

Непосредственно образовательная деятельность

Возрастная группа

Количество занятий

в неделю

Продолжительность занятий

1-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Начало занятий

Окончание занятий

Старшая группа

15

22 минуты

20 минут

9.00

10.00

Перерыв между подгрупповыми занятиями не менее 10 минут

Расписание занятий учителя-дефектолога в старшей группе

 на  2014 – 2015 учебный год

Дни недели

Занятие

Понедельник

Социальное развитие

Вторник

ФЭМП

Среда

Развитие речи

Четверг

ФЭМП

Пятница

Игра сюжетно-ролевая

Содержание  работы  по  формированию элементарных математических представлений

Квартал

Основное содержание работ

I

     Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах трех)

     Учить детей выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев

     Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько..., сколько...)

     Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру

     Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах трех, четырех при одинаковом и разном расположении

     Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству протяженные, жидкие и сыпучие тела, используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет

     Упражнять в преобразовании множеств предметов (без счета и на основе счета), используя разные способы преобразования; преобразование непрерывных множеств: из неравных делать равные и наоборот (досыпая, доливая или убавляя некоторое количество)

     Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения; определенное количество жидких и сыпучих тел не меняется независимо от объема сосудов), использовать прием приложения и счет как способы проверки

II

     Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех

     Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах четырех

     Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений;

     сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах четырех

     Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти

     Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки

     Учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой; определять, сколько стаканов воды в лейке, ложек риса в тарелке; измерять длину или ширину стола с помощью бруска и т. п.

III

     Упражнять детей в преобразовании множеств предметов

     Учить осуществлять счет в обратном порядке от трех, четырех

     Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех

     Учить детей выделять 5 предметов из множеств по слову

     Учить пересчитывать предметы в пределах пяти

     Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти

     Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах пяти

     Учить детей осуществлять счет в обратном порядке от пяти

     Упражнять детей в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел, используя условную мерку (брусок, ложка, стакан и др.)

     Учить отмерять условной меркой заданное количество: «Насыпь 3 ложки риса», «Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 2 бруска на линии» (линия проведена педагогом на доске) и т. п.

     Учить сравнивать величины с помощью условной мерки

Перспективно-тематическое  планирование  по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе

                       I период (с 15 сентября по 30 ноября) 11 недель, 22 занятия

Месяц

Темы занятий

Задачи

Сентябрь

Соотнесение числа и количества. Цифра 1

Сформировать представление о цифре 1.

Геометрическая фигура круг

Сформировать представление о круге. Сформировать умение составлять круг из частей.

Сравнение предметов

 Сформировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые».

Понятия «сверху», «снизу»

Сформировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

Октябрь

Признаки предметов

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер).

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между»

Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности.

Закрепление понятий «больше» - «меньше»

Сформировать умение решать практические задачи с конкретными предметами. Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.

Сравнение предметов по одному и двум признакам

Закрепить и обобщить представления о свойствах предмета (цвет, форма, размер). Сформировать умение составлять группы предметов с заданными признаками.

Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Сформировать представление о цифре 1, о ее составе.

Понятия «левое», «правое»

Сформировать умение находить правое и левое в окружающем пространстве.

Образование числа 3

Сформировать умение выделять три предмета из множества по слову, считать до трех и обратно от трех. Сформировать представление о числовом ряде.

Понятия «один», «много», «мало», «несколько»

Закрепить понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Ноябрь

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Закрепить понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»

Пространственные понятия

Закрепить пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке

Сформировать умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.

Геометрическая фигура квадрат

Сформировать умение  составлять квадрат из частей.

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Закрепить понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Образование числа 4, знакомство с цифрой 4.

Сформировать умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе.

Понятия «больше», «меньше»

Закрепить понятия «больше», «меньше»

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине»

Закрепить понятия «длинный», «короткий», «одинаковый по длине».

II период (с 1 декабря по 28 февраля)

(12 недель, 24 занятия)

Декабрь

Понятия «внутри», «снаружи»

Закрепить понятия «внутри», «снаружи»

Составление числа 4 разными способами.

Закрепить знания о числовом ряде в пределах четырех. Закрепить навык пересчета предметов независимо от направления счета. Сформировать умение называть итог счета.

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Сформировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Цифра 0

Сформировать умение отсчитывать заданное количество в пределах 5. Сформировать представление о цифре 0

Знакомство с тетрадью в клетку

Сформировать умение ориентироваться на странице тетради, обводить заданное количество клеток.

Закрепление понятия «больше», «меньше»

Закрепить последовательность цифр в числовом ряду. Закрепить понятия «больше», «меньше»

Уравнение групп предметов.

Сформировать умение уравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества, сопровождать практические действия словами «столько же», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше»

Январь

Повторение образования и состава числа 4

Закрепить знания о числовом ряде, прямом и обратном счете. Сформировать умение решать практические задачи в пределах четырех.

Геометрическая фигура треугольник

Сформировать умение составлять треугольники из частей.

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5

Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе.

Понятие «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже»

Сформировать умение устанавливать последовательность событий.

Число 5. Порядковый счет до 5.

Сформировать умение считать движения, предметы. Сформировать умение  считать в прямом и обратном порядке от заданного числа.

Понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине»

Закрепить понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине».

Практическое знакомство с составом числа 5.

Сформировать умение выполнять счетные операции в пределах 5.

Понятие «пара»

Сформировать понятие «пара»

Числовой ряд до 6. Образование числа 6.

Сформировать умение считать предметы в пределах 6 и присчитыванием и отсчитыванием по одному, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа.

Части суток, их последовательность

Сформировать умение соотносить действия в течение суток.

Образование числа 7

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 7, знать место числа 7 в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Сравнение множеств.

Сформировать умение уравнивать множества путем добавления и убавления предметов.

Образование числа 8

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 8, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Равенства и неравенства, сравнение количества

Сформировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

Числовой ряд до 8

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа.

Круг, треугольник, квадрат

Закрепить знания о геометрических фигурах.

III период (с 1 марта по 30 мая)

(10 недель, 20 занятий)

Март

Образование числа 9

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 9, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

Сравнение множеств

Сформировать умение уравнивать группы предметов (больше, меньше на 1,2)

Числовой ряд до 9

 Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа,3 считать в прямом и обратном порядке.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Образование числа 10

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 10, находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Апрель

Соотнесение числа и количества.

Сформировать умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Отсчет, выделение количества больше названного числа на 1

Сформировать умение отсчитывать, выделять количества больше названного числа на 1.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Сформировать умение составлять группы предметов с заданными свойствами.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Счет, выделение количества больше или меньше названного числа на 1

Сформировать умение отсчитывать, выделять количества больше и меньше названного числа на 1.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Май

Повторение состава чисел 2 и 3

Закрепить состав чисел 2 и 3. Закрепить умение решать задачи в пределах 3.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Повторение состава числа 4

Закрепить умение решать задачи в пределах 4.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Повторение состава числа 5.

Закрепить состав числа 5, умение решать задачи в пределах 5.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;

определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;

сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;

решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех;

измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.

Дети должны усвоить представления о сохранении количества.

3. Информационно-методическое  обеспечение

        

Программа: «Адаптированная  основная образовательная   программа  коррекционно – развивающей  работы  с  дошкольниками, имеющими лёгкую  и  умеренную  умственную  отсталость, ГБ (О) ОУ  специального (коррекционного) детского  дома  на  2014 - 2015  учебный  год»                        

Методическая  литература.                                                                         . Белошистая, А.В. Развитие математических способностей у дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: учебное пособие. - М: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 352 с.

.Белошистая, А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ [Текст] /А.В. Белошистая // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №3. - С. 12-20.

.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]: учебное пособие - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во Союз, 2002. - 479 с.

.Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачева, В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] /под ред.Т.Б. Филичевой. - М: Издательство Социал.-полит. журнала, 1994. - 96 с.

Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие: 2-е изд-е. - М: Просвещение, 1973. - 175 с.

Гаврилушкина, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1985. - 72 с.

Детский сад по методу Тихеевой Е.И. [Текст] /под ред. Е.И. Тихеевой. - М: Госиздат, 1928. - 66 с.

Дети у истоков математики: Спецкурс: методика обучения математике [Текст] / под ред.Т.И. Ерофеевой, В.П. Новиковой. - М: Ассоциация профессионального образования, 1994. - 96 с.

Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: методическое пособие [Текст] /под ред.Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П.Новиковой. - М: Просвещение, 1992. - 191 с.

Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Психолого-педагогическое обследование детей [Текст]: практическое пособие. - М: Владос, 2003. 31 с.

.Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника: образовательная программа: 2-е изд. [Текст] - М: Издательский дом Карапуз, 2001. 303 с.

Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст]: методическое пособие. - М: Айрисс-Пресс, 2005. - 224 с.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи: Межвузовский сборник научных трудов [Текст] /под ред. И.Б. Беляковой, О.И. Усановой. - М: МГПИ им. В.И. Ленина. - 1987. - 172 с.

Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1992. - 95 с.

.Матросова, Т.А. Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст]: методическое пособие. - М: Сфера. - 2005. - 150 с.

.Математическое развитие дошкольников: методическое пособие [Текст] / под ред.З.А. Михайловой, Н.И. Поляковой, Р.Л. Непомнящей, А.М. Вербенец. - СПб.: Образование. - 2000. - 205 с.

Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому: методическое пособие [Текст] / под ред. М.В. Богуславской, Г.Б. Корнетова. - М: Владос. - 250 с.

.Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1969. - 280 с.

Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1984. - 256 с.

.Плеханов, А.О. Овид Декроли и его метод [Текст] / А.О. Плеханов// Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 47-51.

Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методическое пособие / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М: Издательский дом Воспитание

Тарунтаева. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: 2-е изд-е [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1980. - 64 с.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: практическое пособие для воспитателей [Текст] / под ред.Р.Л. Березиной, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, А.А. Столяра. - М: Просвещение. - 1988. - 303 с.

Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей. - М: Академия. - 1996. - 272 с.

О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, «Программа воспитания и обучения умственно-отсталых дошкольников, М. «Просвещение», 1991

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта», М. «Просвещение», 2005

Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зорин, Н.Д. Соколова, «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», С.-Петербург, 2007

Перечень оборудования.

Счетные лесенки (с двумя и тремя ступеньками); наборные полотна (с двумя и тремя карманами); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие); специальный стол для хранения сыпучих материалов; набор коробок для сыпучих

материалов и сыпучие материалы: горох, фасоль, чечевица, перловая крупа, манная крупа, речной песок и т. п.; прозрачные емкости (пластмассовые бутылочки, стаканчики, банки, пузырьки и т. д.); посуда: лейки, кувшины, миски, ложки кастрюли разных размеров; формочки для песка (в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур и др.); штампы: цифры, геометрические фигуры, различные картинки и штемпельная подушка; емкость (аквариум); предметы-орудия: сачки, сито, ковшики различных размеров (не менее трех) и т. п.; игрушечные удочки с магнитами; мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.); природный материал: желуди, ракушки, камешки различной величины; пуговицы разного размера (различных цветов); счетные полоски; мелкий счетный материал: грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики; сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, лягушки и т. п.; наборы цифр от 1 до 5; плоские предметы и геометрические фигуры для раскладывания на наборном полотне и фланелеграфе (предметные изображения животных, фруктов, овощей, деревьев, цветов и др.); наборы полосок, разных по длине; наборы лент и полосок, разных по ширине; объемные и плоскостные модели домов и елок разной величины; изображения разных времен года и частей суток; карточки с изображением разных предметов (овощи, фрукты, животные, транспорт), геометрических фигур, от 1 до 5; домино (детское) с изображением предметов и кружков; наборы геометрических фигур; палочки различной величины; муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.; плетеные и пластмассовые корзины различной величины; обручи разного размера; мячи разного размера и разного цвета(большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые); гирлянды, бусы различных форм, различные по величине и цвету (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разной формы, разного размера, но одного цвета и т. п.); коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; коробки и ящики с отверстиями геометрических форм и соответствующими вкладышами; игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг — солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.); большая пирамида высотой 1 м и другие игрушки; материалы М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», металлические (пластмассовые) вкладыши; настольные игры: «Цвет и форма», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», домино (различные варианты игр на соотнесение по форме,

цвету, величине и количеству), «Раз, два, три... сосчитай», «Где чей домик?», «На что похожа эта фигура?», «Времена года» и др.

Технические  средства  обучения: ноутбук, компьютерный  планшет, магнитофон, мультимедийное  устройства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»

       Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Конспекты образовательной деятельности

Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность. Развивать психологические процессы: слуховое и зр...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.Задания на смекалку помогают детям понять, что каж...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...