Занятие ЦАРИЦА - ВОДИЦА
материал (младшая группа)

Пархоменко Светлана Григорьевна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voditsa_-_tsaritsa.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект занятия «Царица — водица»

                                                                 Дата проведения 2.09.2022

Цель . Формирование представления о воде и ее свойствах.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить детей с понятием – вода;

Познакомить со свойствами воды;

Сформировать представление об использовании воды в деятельности человека.

2. Развивающие:

Формировать и развивать навыки исследовательской деятельности;

Развивать творческую и познавательную активность;

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать коммуникативные способности.

                                             Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но, чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Что в гору не вкатишь

В решете не удержишь

И в руках не унесешь.

(Вода)

-Действительно мы будем говорить о воде.

- Кому нужна вода? (деревья, птицы, животные).

- Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.

– Давайте рассмотрим с вами, глобус это наша планета Земля.

- Что обозначено голубым цветом?

- Какие цвета вы ещё видите? Что обозначено этими цветами?

- Какого цвета больше?

- Как вы думаете, что это значит? (Много воды)

- Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. На нашей планете 4 океана, 30 морей и много – много рек и озёр. Как вы думаете, много это или мало?

- У меня в руках яблоко. Представим что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Всего треть поверхности планеты - суша. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится около 1/3 территории, а остальное - вода. Правильнее было бы назвать нашу планету «Вода»! Так много или мало воды на планете? (Много).

- В морях и океанах вода соленая. В реках, озерах, вода без вкуса, если она чистая. Она называется пресной. Кажется, что воды на Земле много – вот сколько синей краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

- Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Значит, воду надо беречь. У воды великая забота – поить всех обитателей.

- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница! Она умеет превращаться: может быть твёрдой, жидкой и газообразной, умеет летать. Чтобы ответить на вопрос, где в природе встречается вода в жидком состоянии, необходимо отгадать загадки:

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной. (Ручеек)

Он без рук, он без ног.

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Он длиннющий,

Он большущий,

Он от тучи до земли.

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. (Дождь)

Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда -

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах. (Роса)

- Скажите, о каком состоянии воды говорится в этих загадках и отгадках? (О жидком)

- Отгадайте следующие загадки и вы узнаете, где встречается вода в твердом состоянии:

На дворе переполох,

С неба сыпется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой. (Снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

На солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

- О каких состояниях воды рассказали эти загадки? (О твёрдом)

- В каком ещё состоянии встречается вода? (В газообразном)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

- Итак, в каком состоянии встречается вода в природе? (в жидком, твёрдом, газообразном).

- Ребята, вы, наверное, немного устали сидеть, поэтому настало время поиграть. Игра «Вода, земля, воздух». Если я называю слово «вода», вы вытягиваете руки вперед, если «земля» - руки вниз, «воздух» - руки вверх.

- Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

- Правильно, проводят опыты.

Опыт № 1: “Вода не имеет формы”

-Перелейте воду из большого стакана в маленький, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

– Что можно сказать о форме воды (вода не имеет собственной формы)

Опыт № 2: “Вода жидкая, может течь”.

- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).

- Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Перелейте воду из одного стакана в другой.

Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое? (вода течет, свойство - текучесть)

- Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем воду.

Опыт № 3: “Вода прозрачная, бесцветная”

- В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (Прозрачная)

- На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

- Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная)

Опыт № 4: “У воды нет вкуса”

- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.

- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 5: “У воды нет запаха”

- Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 6 «Вода растворитель»

- Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

- Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

- Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

- Итак, назовите основные свойства воды (повторяют хором по карточкам).

-Теперь мы знаем основные свойства воды. А откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, она всё течёт и не кончается.

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём – как мы это назовём?

(водопровод)

- Проследим путь воды по схеме: источником воды, которой мы пользуемся, является дождь. Дождевая вода собирается в реках, озерах и построенных людьми водохранилищах или впитывается в почву, откуда она возвращается обратно на поверхность через родники или колодцы. Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки.

Теперь вода готова для следующей стадии очистки. Ее пропускают через слои камня и песка, очищая от мелких частичек грязи. Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор.

После того как водоподготовка закончена, вода по огромным трубам поступает в накопители – цистерны или закрытые резервуары; вода готова для употребления. По большим подземным трубам, которые называются системой водоснабжения или водопроводной сетью, вода подается в населенные пункты. По меньшим трубам вода поступает в жилые дома и на промышленные предприятия; к этим трубам подсоединены водопроводные краны.

- Ребята, скажите, а для каких целей человек использует воду?

- Вот как долго вода добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде? (Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски).

- Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы были неисправные краны).

- Зная о великой значимости воды в жизни человека, люди сочинили много пословиц и поговорок о воде. А какие вы знаете пословицы о воде? Я тоже приготовила для вас пословицы о воде, но они рассыпались и перепутались, помогите их составить правильно (работа в парах).

Не зная броду - \ не лезь в воду.

Не плюй в колодец – \пригодится воды напиться.

Хлеб – батюшка, а \водица – матушка.

- Объясните значение составленных пословиц.

- Молодцы! А знаете ли вы приметы связанные с водой?

Длинные сосульки к долгой весне;

Радуга долго стоит после дождя – к ненастью, быстро исчезает – к хорошей погоде;

Если капли дождя образуют пузыри на лужах – к продолжительному ненастью.

- Итак, что нового узнали на занятии о воде? У вас на столах лежат капельки. Оцените свое настроение на занятии : интересно, узнали много нового – улыбка; скучно – грусть.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица

Цель:-   уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);-   дать элем...

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Царица – водица»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель:1....

занятия "Царица - Водица!

Конспект занятия по формированию целостной картины мира детей средней группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЦАРИЦА - ВОДИЦА"

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЫТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Занятие по ознакомлению с неживой природой. Занятие на тему «Царица-водица».

Закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах ...