ПРОЕКТ "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ"
проект (средняя группа)
Аннотация.
Проект «Семейные традиции» рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей, а также воспитанию уважения к традиционным ценностям: любви к родителям, уважения к старшим, стремление в своих поступках следовать положительному примеру родителей.
Совместная исследовательская деятельность детей, родителей и педагогов по изучению семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport-13.docx | 577.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ПРОЕКТ
Аннотация.
Проект «Семейные традиции» рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей, а также воспитанию уважения к традиционным ценностям: любви к родителям, уважения к старшим, стремление в своих поступках следовать положительному примеру родителей.
Совместная исследовательская деятельность детей, родителей и педагогов по изучению семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Паспорт проекта
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности семьи, места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ семейных ценностей потребовало новых подходов к организации воспитательно- образовательного процесса.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. Сегодня все понимают, что воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с раннего возраста. Наблюдая за детьми, анализируя диагностики, беседуя с родителями, мы пришли к выводу, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», неточные знания или вообще их отсутствие об истории своего рода и семьи.
Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничего не радует в поведении ребёнка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
У дошкольников в основном нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни. Поэтому возникла необходимость создания и реализации проекта «Семейные традиции» и вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процес. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего, что накапливается семьей и народом.
Изучив вопрос совместной деятельности родителей и ДОУ, пришли к заключению: семья во многом определяет отношение детей к родному дому, семье, семейным традициям, обычаям, чувства сопричастности ребёнка с семьёй, родом, родственниками, возможностью осознавать правила регулирующие взаимоотношение в семье. Недостатки: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Следовательно: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Проблемы:
- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
- разобщенность между семьей и детским садом.
Цель: взаимодействие с родителями по формированию у детей положительного образа родного дома. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам, родителям.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
2. Воспитать любви к семье, проявлять сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.
3. Создать эмоционально благополучной атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам семьи, родного дома, детского сада.
5. Формировать и развивать у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
6. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Материально-технические ресурсы:
- методическая и художественная литература;
- наглядный материал (иллюстрации);
- дидактические игры;
- подвижные игры;
Вид проекта: среднесрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - январь
Участники проекта:
-дети средней группы ( 4-5 лет);
-воспитатели средней группы ДОУ;
-родители.
План реализации проекта
План-график подготовки
Этапы, сроки реализации | Задачи | Намеченные мероприятия |
1 этап- подготовительный. Сентябрь. | -создать необходимые условия для реализации данного проекта; -составить план проведения мероприятий; -определить актуальные знания детей по теме проекта; -вызвать интерес к решению поставленной задачи. -выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках. -подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.
| • Опрос детей «Что я знаю о семье?». • Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д. • Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи». • Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми. • Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье». • Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам: «Семья», «Профессии», «Посуда». • Подбор пословиц и поговорок о семье и доме. • Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности; • Организация выставки семейных гербов и семейное древо. • Беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте |
2 этап- практический. Октябрь-декабрь. | -сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, через разные форы работы; -создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций. -воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям. -укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением. -воспитывать любовь и уважение друг к другу. | • проведение тематических бесед с детьми с использованием наглядного материала по теме проекта: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» «Как мы отдыхаем», «Что такое родословная моей семьи», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)
стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя». Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа» • Словесные игры «Радио», «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?». • Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке, бабушке. •Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская». •Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола) • Подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим…» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы». •Разучивание колыбельных песен. •Художественно-продуктивная деятельность: -рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону) -рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки» - аппликация «Фартук для бабушки», -создание коллажа «Я люблю свою семью» -лепка «Кукла- пеленашка» ,«Чайный сервиз», -ручной труд «Топиарий- дерево счастья» (из помпонов, «Мебель для моей семьи» (стол и стул, кукла-пеленашка для игры. •организация папок-передвижек, альбомов на тему проекта: изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций» •Совместная деятельность детей и родителей: -конкурс «Герб моей семьи», «Рецепт любимого блюда нашей семьи», -изготовление генеалогического древа. |
3 этап- заключительный. Январь. | Подведение итогов проекта. - Обобщение результатов работы, их анализ, -закрепление полученных знаний, -формулировка выводов. | -Фотовыставка «Моя семья»; -Выставка рисунков совместной работы детей и родителей. - Семейный праздник «Красна изба - пирогами, река - берегами, а семья - традициями». |
Ожидаемые результаты:
Мы считаем, что выбранная нами тема проекта перспективна, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».
Оценка результатов.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – приобретут определенные знания.
Дети:
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, проявлять сострадание, заботу, внимание к родным и близким. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
- сформируется интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев. Будет проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям;
- будут с желанием выполнять общественно значимые задания, делать добрые дела для семьи, родного дома, детского сада;
- сформируются и разовьются навыки совместной исследовательской и творческой работы с воспитателями и родителями. Чаще будет возникать желания реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий);
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
- повысят степень участия в воспитании своих детей.
Воспитатели:
- пополнят репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
- будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.
Приложение 1
Беседа: «Что такое семья»
Ребята! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семья»
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз.
На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно: Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.
Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!»
Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии.
Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.
Приложение 2
Тема занятия аппликация «Фартук для бабушки»
Цель: развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, используя разные способы создания выразительного образа.
Задачи:
-Закрепить у детей навыки работы с трафаретами, совершенствовать навыки работы с ножницами.
-Учить детей делать аппликацию, дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность.
-Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.
-Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Методические приёмы:
1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово.
Материалы:
1.Картон разного цвета.
2.Бумага цветная.
3.Кисти клеевые, клеенки, салфетки, ножницы, простые карандаши.
4.Клей ПВА.
5.Ленточки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
- Кто рукавички нам теплые вяжет?
Сказочку добрую кто нам расскажет?
Вкусный-превкусный пирог испечет?
И колыбельную песню споет? (Бабушка)
- Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье? (Бабушка.)
Кто дом поутру прибирает,
Обед приготовит нам? (Бабушка.)
- С внучатами кто играет,
Успеет и тут, и там? (Бабушка.)
- Расскажите о своих бабушках, чем они занимаются дома, какие у них заботы?
Воспитатель читает стихотворение:
Бабушка – это сама доброта.
Там где она, там уют, чистота.
Вкусные блинчики и пирожки.
Буйная зелень, с цветами горшки.
Бабушка - это волшебная сказка.
Мудрость, забота и нежная ласка.
Бабушка наша совсем не старушка,
Это моя дорогая подружка.
Я уважаю бабулю мою.
Ей помогаю я и не грублю.
С ней мне так тихо, спокойно всегда.
С бабушкой мне и беда не беда.
- Бабушка... У каждого из нас с этим, словом связаны воспоминания о своём детстве. Мы помним добрые глаза, тёплую улыбку и ласковые руки, которые гладили нас по головке или протягивали удивительно вкусный пирожок. Первую колыбельную песню в своей жизни, первую сказку многие из нас, конечно, услышали из уст своих бабушек.
Сколько тепла, внимания, любви и ласки отдают своим внукам наши бабушки! Они очень добрые и мудрые, учат нас только хорошему - доброте, вежливости. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. Даю вам, ребята, домашнее задание: тем, у кого бабушка живет в деревне или другом городе, сегодня же постараться написать письмо, а у кого бабушка дома - не забывать поблагодарить ее за обед, а когда нужно - обязательно помочь. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб.
Давайте сделаем нашим бабушкам подарок! А делать мы будем с вами фартук. Для этого нам необходимо:
- Обвести по трафарету фартук, вырезать.
- Обвести по трафарету карман, вырезать
- Обвести по трафарету ложку с вилкой, вырезать.
- Вырезать из цветной бумаги украшения.
- Аккуратно наклеить все элементы.
- Из ленточек сделать завязки для фартука.
Работы детей вывешиваются на магнитную доску.
Приложение 3
Трафареты.
Приложение 4
Приложение 5
Используемая литература:
- Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. – 534 с.
- Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.
- Дозорова, М. А. Семья [Текст] / М. А. Дозорова, Н. В. Кошлева, А. А. Кроник. - М.: АРКТИ, 2008. – 149 с.
- Доронова, Т.Н. Программа «Радуга» [Текст] / Т.Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. - 98 с.
- Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. - М: Мозаика - Синтез, 2007. – 102 с.
- Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - СПб: Детство-Пресс, 2001. – 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...