Отчет по самообразованию
материал
Отчёт по самообразованию
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_19-20_god._hripunovoy_e.v.docx | 544.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Детский сад села Шунга»
Отчёт по самообразованию
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста» за 2019 – 2020 уч. год.
Воспитатель: Хрипунова Елена Владимировна.
2020.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам
деятельности является одной из составных успешности обучения детей в
школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и
освоить все новое —основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе
ДОУ принципа компетентностно и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного
образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих
данный принцип, является метод проектов. Основываясь на личностно-
ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает
познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки
сотрудничества. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки.
Любой проект –продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения. Метод проектов–способ организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ
взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность
по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие
свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем
мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют
«Почемучками», но самостоятельно ребёнок не может ответить на
интересующие его вопросы, поэтому ему помогают взрослые: педагоги и
родители. Поэтому я и взяла тему по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста».
Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой цель изучить и внедрить в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, пришла к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности более конкретно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Для детей же среднего возраста мало методики и методических рекомендаций включения в проектную деятельность. Адаптировав имеющиеся методики, весь учебный год был запланирован в виде нескольких проектов. Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, план взаимодействия с родителями воспитанников.
Свою работу по организации проектной деятельности я строю исходя из следующих принципов:
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип последовательности.
- Принцип целостности.
- Принцип активного обучения.
- Принцип результативности.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновацион-ные. Традиционные, которые прошли проверку времени и широко применяются: наглядные, словесные, практические. Инновационные методы: использование элементов ТРИЗА, метод игрового проблемного обучения, компьютерные средства обучения. При этом придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в проектной деятельности:
−у детей должно возникнуть чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями;
−новые понятия, представления должны быть доступными;
−все понятия и представления должны быть правдоподобными;
−проект должен быть интересным и оригинальным;
−тема проекта –выполнима.
Такая работа позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Ещё для положительной мотивации проектной деятельности использую различные стимулы: новизна, необычность, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент, ситуация выбора.
Немаловажное значение в проектной деятельности имеет хорошо оборудо-ванная насыщенная предметно –пространственная среда. Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть границы между обыденной жизнью и проектной деятельностью, ведь проект не самоцель, а только способ озна-комления детей с миром, в котором им предстоит жить. Убеждена, что в проектной деятельности дошкольник получит возможность напрямую удо-влетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представ-ления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а целостному их понима-нию, не столько предлагаю информацию, сколько учу ориентироваться в её потоке.
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, твор-ческую, и игровую, и практическую деятельность детей. И здесь очень важна работа педагога.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и
родителей);
- вместе с детьми и родителями составляет план -схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной
части проекта),
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет
книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ре-бёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, то одним из условий эффективной разработки и реализации проекта является компетентность педагога.
Работа родителей в реализации проекта:
Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности разви-ваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он вдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.
Вывод:
В заключение отмечу, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проекция на будущее.
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми среднего возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а также степени участия воспитателя и родителей. Поэтому в дальнейшей своей работе я обязательно буду использовать проектный метод, разрабатывая новые увлекательные проекты для детей.
Приложение.
Проект «Волшебная пуговица»
ЦЕЛЬ: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира через их исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
- развитие мыслительной активности и творческих способностей;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
- развитие коммуникативных навыков;
- обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
- воспитание нравственно - волевых качеств;
- применение полученных знаний в жизнь.
Проект «Птичья столовая».
ЦЕЛЬ: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-познакомить детей с зимующими птицами в нашем селе;
-углубить знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги;
- Развивающие:
-развивать совместное творчество педагога, родителей и детей.
- Воспитывающие:
- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к птицам;
Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
ЦЕЛЬ: воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
-побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Развивающие:
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Воспитывающие:
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.
Проект «Осенние фантазии».
ЦЕЛЬ: расширять представления детей об осени как времени года, помочь увидеть красоту осенней природы и богатства осенних даров создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие: обогащать представления и знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о «дарах осени», расширять словарный запас;
- Развивающие: развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
Учить отражать наблюдения и полученные знания о различных видах деятельности;
- Воспитывающие: воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту, развивать желание и умения сохранять окружающий мир природы.
Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Отчет по самообразованию.
"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...