Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
материал
Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Детское экспериментирование в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Воспитатель Рыжова Т.В.
Цель: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи: Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Ход мастер класс
Хочу начать свое выступление с китайской пословицы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Мы свою работу поделили ежемесячно на блоки: вода, воздух, магнит, песок, снег и лед и т.д.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Сказка называется «Три поросенка».
Жили-были три брата-поросенка. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Все лето они беззаботно бегали по полям и лесам, весело играли в прятки и салочки. Но пришла осень. Серые тучи заволокли небо, и солнце уже не согревало землю, как прежде. Приуныли братья и , чтобы не пропасть от холода, решили построить дом. А из чего не знают?
Осенью бывают очень сильные ветра и материал должен быть таким, чтобы его не сдуло.
Давайте проведем эксперимент и поможем поросятам.
- А мы сами сможем ветерок сделать? Как?
- А какие еще предметы могут сделать нам ветерок? (фен, веер..)
Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движения воздуха. (Дети повторяют)
- Что почувствовали? Ветерок.
-А пока давайте поиграем.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише, (присесть)
Деревце все выше, выше. (потянуться вверх)
Это маленький ветерок, а нам нужен посильнее.
- Ребята, я знаю, как сильнее сделать ветерок. Нужно губы вытянуть трубочкой и подуть. Давайте попробуем на султанчиках.
«Игра с султанчиком»
Видите, как хорошо получается. Теперь можно выбрать материал для строительства дома.
У каждого в тарелочке есть разные предметы. Начнем наши эксперименты. Сначала возьмем перо, положим на ладонь и дунем, что происходит? Оно улетает. Кто может сказать почему? Потому что оно легкое, его можно легко сдуть. Как вы думаете, можно из пера сделать крепкий дом? …Нет.
Повторяем также с другими предметами: бумага, веточки, деревяшка и камень. И каждый раз делаем выводы.
- И что мы можем сказать поросятам? Из чего можно построить крепкий дом? Из дерева и камня. Поросята очень довольны, что вы им помогли и побежали дружно строить дом.
Сказка «Приключения Буратино..»
Когда Буратино нашел золотой ключик, ему нужно было передать ключ Папе Карло, но Дуремар шел по следу и хотел отобрать ключ у Буратино. Он уже наступал на пятки и вот-вот мог схватить Буратино. По пути Буратино встретилось маленькое кафе, в котором работали Лиса Алиса и Кот Базилио. Буратино некуда было деваться, он вбежал в открытую дверь и попросил помощи. В это время Базилио всем предлагал продегустировать свой новый молочный коктейль.
Буратино незаметно для всех спрятал золотой ключик.
Дуремар ворвался в кафе и закричал страшным голосом, чтобы Буратино отдал ему ключик. Базилио сказал, что он видел, как Буратино выбросил ключик в кусты. Дуремар поверил и полез искать ключик. А Базилио предложил Буратино отдышаться и попить воды.
Ребята, а вы знаете куда Буратино спрятал ключик?
Когда Буратино вошел, у базилио в лапах были стакан с водой и стакан с молочным коктейлем.
Давайте проведем эксперимент и узнаем, где спрятан ключик.
У каждого ребенка стакан с водой и стакан с «молоком» и ключ. Сначала дети кладут ключ в стакан с водой. Делают выводы, Что вода прозрачная и ключ видно. Потом кладут ключ в стакан с «молоком» и делают вывод, что «молоко» не прозрачное и ключ не видно. Значит Буратино спрятал ключ в стакане с молочным коктейлем. А пока Дуремар искал в кустах ключ, Буратино убежал очень далеко.
Вместе с детьми делаем вывод, что вода прозрачная.
Таким образом, экспериментирование на основе познавательного сказочного сюжета является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей ВАО "Техника вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста".
Материал,содержащийся в данном занятии, позволяет более эффективно заниматься развитием детского голоса, формировать основные певческие навыки:дыхание,звукообразование,артикуляцию и другие....

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить сложность вещей......

Выступление на Едином методическом дне Мастер – класс для воспитателей «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
мастер- класс для воспитателей...

Мастер класс по теме: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание...

Мастер - класс для родителей «Нейрогимнастика и нейроупражнения в работе с детьми младшего дошкольного возраста.»
Цель: повышение уровня знаний родителей по использованию нейроигр и упражнений, применение которых возможно в домашних условиях.Задачи:• Познакомить родителей с эффективными нейроиграми, способст...