Выступление на Едином методическом дне Мастер – класс для воспитателей «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Курсова Елена Юрьевна

мастер- класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_kineziologicheskie_uprazhneniya.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области

Выступление на Едином методическом дне

Мастер – класс для воспитателей

«Использование кинезиологических упражнений в работе

 с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила: учитель логопед

Курсова Елена Юрьевна

Ивантеевка 2019

Цель мастер-класса:

Повышение  уровня  знаний  воспитателей  по  использованию

кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда  и  распространение  нетрадиционных  методов  и  форм  работы  с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями,  способствующими  умственному  и  физическому  развитию дошкольников.

2.  Отработать    совместно  с  участниками    мастер-класса   последовательность действий и приемов работы по применению  кинезиологических  упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить    мотивацию  к  овладению  нетрадиционными   методиками,  их широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование:

карточки  для  определения  доминирующего  полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги.

Ход мастер –класса

          Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т. е. наука о головном мозге). Слайд 2 Слово  «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» -наука,  т.  е.  наука  о  движениях.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –гуманитарное, образное,  творческое –отвечает  за  тело,  координацию  движений, пространственное  и  кинестетическое  восприятие.  Левое  полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие –слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности –это люди с доминирующим правым полушарием.

          Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П.Павлова).Слайд 3

          Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что- то общее.

           Оценка результатов:

           Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно: Слайд 4

1-я группа карточек –«карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек –«бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек –«шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и

доминирует левое полушарие.

            Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно: Слайд 5

1-я группа карточек –«карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек –«орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек –«овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует

правое полушарие.

           Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк разработала  развивающую  кинезиологическую  программу для дошкольников, цели которой: Слайд 6

-развитие межполушарной специализации;

-развитие межполушарного взаимодействия;

-синхронизация работы полушарий;

-развитие мелкой моторики;

-развитие памяти, внимания, речи;

-развитие мышления.

           По  мнению  А.Л.  Сиротюк,  коррекционно-развивающая и  формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,  глазодвигательные,  перекрестные  (реципрокные)  телесные упражнения,  упражнения  для  языка  и  мышц  челюсти,  для  развития  мелкой моторики  рук,  релаксации,  развития  коммуникативной  и  когнитивной  сферы, упражнения с правилами.

           Подробнее  вы можете познакомиться с ними в книге Л.А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Применение методики кинезиологии позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

          Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

         Предлагаю Вам остановиться на таком двигательном методе как растяжки.

        Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

        Также детям, которые нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении, рекомендуются упражнения, растягивающие мышцы тела. Они способствуют более гибкому поведению и налаживанию коммуникации. Слайд 7

  1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. “Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

            Следующий метод дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Слайд 8

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

          Глазодвигательные упражнения

          Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Слайд 9

1. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

2.“Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

3. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

Телесные упражнения

           При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие. Слайд 10

1. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

2.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторитьупражнение 8–10 раз.

Упражнения для развития мелкой моторики

         Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи. Слайд 11

1.«Домик»

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

2.«Ладошка»

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)

3.«Лезгинка»

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

4.«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

6. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. При  выполнении  этого  упражнения  почувствуете,  как расслабляются  глаза  и  руки.  Когда  деятельность  обоих  полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Массаж и самомассаж

Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими

Элементами Слайд 12

Крылья носа разотри – раз, два, три

(поочерёдно указательными пальцами)

И под носом себе утри – раз, два, три

(ребром ладони)

Брови нужно расчесать –

раз, два, три, четыре, пять

(одновременно двумя

руками, поочерёдно каждым пальцем руки)

Вытри пот теперь со лба –раз, два

(ладошками поочерёдно)

Серьги на уши повесь, если есть.

(перекрёстно руками)

Заколкой волосы скрепи

–раз, два, три

(массаж головы подушечками пальцев рук)

Сзади пуговку найди и застегни

(указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением)

Бусы надо примерять, примеряй и надевай

(поглаживая поочерёдно ладонями шею)

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку

(точки мозга, ямки под ключицами)

А сюда браслетики, красивые манжетики

(массаж запястий)

Девочки  и  мальчики,  приготовьте  пальчики

(любое  кинезиологическое упражнение («Колечки», «Кулак ребро, ладонь», «Ладошки»)

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

(«Сова»)

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

(круговые поглаживания ног)

          Справились все, спасибо, отлично!  Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

          Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.

        И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной. (Предлагаю отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения) Слайд 13

-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)

-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)

-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)

-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

-Дворники считают капли:

-вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)

-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)

-Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) (Воспитатель предлагает участникам мастер – класса повторить стихотворение ещё раз уже с проговариванием слов.)

            Когда  дети  освоили  достаточное  количество  кинезиологических  упражнений можно предложить им придумывать сказки с использованием этих упражнений.

Кинезиологическая сказка про котёнка. Слайд 14

          Жил-был котик(рука в кулак).Лежал  он  на  диване,  лапки  вытянул

(руки  ладошками  вниз  на  коленях), коготочки втянул(руки в кулаки).

Услышал шум, побежал посмотреть(кулак-ладонь).Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый  маленький(колечки).Расшалился  котик,  разбросал  клубочки,  все  ниточки перепутал (большой палец  одной  руки  к  мезинцу  другой,  указательный  к  большому,  средний  к указательному, безымянный к среднему, мезинец к безымянному).Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик(соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки).А  бабушка  позвала  внучку  и  попросила  её  распутать  ниточки.  Помогла внучка.  И  получились  у  неё  клубочки:  большой,  побольше,  маленький  и самый маленький(колечки).А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал(соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук).Стал котёнок с мячом играть(покачивание, соединёнными пальцами, словно катится мяч)

А внучка Лезгинку танцевать(лезгинка)Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась(перекрёстные шаги)Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.

             Если вдруг не получилось, не отчаивайся, совсем немного тренировки и ты справишься.

              И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».  Слайд 15 Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

             — Иди вперёд, иди вперёд!

          Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вамне останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!
Спасибо за внимание!

Библиографический список:

1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.

–М.: ТЦ Сфера, 2002. –48с.

2.  Шанина  Г.Е.  Упражнения  специального  кинезиологического  комплекса  для восстановления межполушарного взаимодействия  у детей и подростков: Учебное пособие. –М.:ВНИИФК,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Мастер класс для педагогов: «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом ми...

Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...