Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
материал на тему
Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить сложность вещей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast_naibolee_blagopriyaten_dlya_pedagogicheskogo_vozdeystviya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша.
Мастер- класс
Тема: «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Подготовила : воспитатель
И.С. Фролова.
2017г.
Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас, на мастер-классе!
Предлагаю обратить внимание на два предмета, которые у меня в руках.
- Найдите сходство между ними.
- А теперь давайте попробуем назвать отличие этих двух предметов.
Вы абсолютно правы, этот предмет по своей структуре очень прост и имеет форму шара. Несмотря на сложное соединение элементов второго предмета это тоже форма шара. Простой и сложный.
Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить сложность вещей: явлений природы, чувства человека, различные процессы - простым доступным языком детям дошкольного возраста.
В связи с этим представляю тему моего мастер-класса: «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
И сейчас я приглашаю 9 педагогов выйти для практической работы мастер-класса. Проходите за столы, у каждой группы будет свое название. Группа «Теоретиков», 2- «Методистов», 3- «Практиков».
Каждой группе предоставлен идентичный текст, но задание будет разное. (инструкция прилагается). Всем все понятно?
Пока педагоги выполняют задание, немного об истоках возникновения профориентации.
«История появления некоторых элементов профориентации человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов.
Что же такое профессиональная ориентация в современном мире? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Хочется отметить раздел по трудовому воспитанию в программе М.А. Васильевой, реализуемой в советское время.
В котором, говорится что трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений и ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Во время модернизации образования, возникло многообразие образовательных программ, и этот раздел по ранней профориентации был нивелирован. Программа, которую реализует наш детский сад, основана по программе «Детство» под редакцией Веры Иосифовны Логиновой, Т.И. Бабаевой., А.Г. Гогоберидзе. В ней информация о ранней профориентации не систематизирована, фрагментарна и основывается на общеизвестных профессиях, с которыми знакомят дошкольников, что не связано с социальной и экономической ситуацией региона и города. Наш регион считается промышленной кузницей страны - основой которого, является металлургическая промышленность. Большинство родителей наших обучающихся работают на этом производстве, к сожалению, дети очень мало знают о труде своих родителей, их профессии, значимости их труда. Поэтому коллектив ДОУ принял взвешенное решение об участии в технопарковом движении особо значимом для города, региона и страны в целом. Ведь вопрос о необходимости ведения работы по ранней профориентации не нов, но стоит остро в связи с развитием современного общества.
Я думаю, что коллеги вы уже готовы, давайте посмотрим каковы результаты вашей деятельности. Система работы может быть у каждого своя.
Следуя логике, предлагаю начать с команды теоретиков (познакомьте нас со своим заданием).
Прокомментируйте свои результаты.
Посмотрите, коллеги на экране у нас выстроилась схема – алгоритм нашей работы. Зона работы моего мастер – класса находится в левом нижнем углу это дидактические пособия.
Я хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие «Уникуб».
Самое главное правило дошкольного образования: ребенку мало дать знания их нужно обыграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (геолога, шахтера, металлурга, строителя, лаборанта и т.д.)
Осознать общественную значимость труда помогают различные виды игр. Через призму разнообразия игр усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности.
Хотелось бы остановиться на этом подробнее! Каждая сторона «Уникуба» посвящена своей профессии.
Все игры на «Уникубе» направлены на формирование положительного отношения к труду взрослых, развитие коммуникативных навыков, высших психических функций, мелкой моторики рук. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования, знакомятся со спецификой той или иной профессии, орудий труда, специальной одеждой.
Изюминкой «Уникуба», является ниша расположенная внутри куба, открыв которую дети приходят в восторг. Увидев сюрприз, в виде спец. одежды, орудий труда, предметов необходимых для тех или иных профессий, дошкольники начинают примерять спец. одежду и организовывать, с/ролевые игры, подключая дидактику, расположенную на всех сторонах «Уникуба».
Хочется отметить и уникальность «Уникуба» он имеет возможность трансформируемости. После того как ребенок познакомился и освоил выложенные профессии, происходит замена дидактических пособий по знакомству и закреплению других профессий.
Приглашаю 5 педагогов для игры «Живые слова»
Предлагаю надеть жилетки на которых написаны буквы с обеих сторон, я буду загадывать загадки, а вы должны быстро составить слово.
У нее стоит плавильщик
Самый главный металлург
Лавой здесь он управляет
Медь цветную получает (печь)
Иду на мелкую монету
В колоколах люблю звенеть
Мне ставят памятник за это
И знают: имя моё (медь).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу (вода).
Спасибо!
И, тем не менее, процесс металлургии требует боле широкого рассмотрения. Поэтому наш коллектив разработал практическое пособие «Бизибород». «Бизибород». В переводе с английского - это доска для занятий. В данном случае, на которой, схематически обозначен процесс металлургического производства. С помощью доски ребенок учится практически применять полученные знания.
Не каждый из нас в полной мере знает всю технологическую цепочку работы металлургического комбината. Здесь отражены все этапы металлургического процесса от руды до получения меди.
Сложный процесс плавления меди легко усваивается с помощью наглядного пособия в процессе работы, с которым можно не только получить серьезные познания по металлургии, но и практически их закрепить:
- Это модель печи аустмелт, в которой осуществляется первая плавка. В процессе плавления участвуют определенные компоненты, представленные в виде предметных капсул.
- Это модель конвертора, в котором происходит вторичная плавка. Как и в первой печи в процессе плавления участвуют определенные компоненты.
- Это модель форма для разлива конечного медного сплава.
В первую в печь закладывается определенное сырье, (руда и известняк) получается первичный сплав. Беря компонент, используемый при первичной плавке, дети рассказывают по карточкам о его использовании в других отраслях и жизнедеятельности человека. Для того, чтобы провести повторную плавку в конверторе, необходимо добавить чугун и кварц. Дети рассказывают, используя карточки о данном компоненте. Получается конечный результат, медь, которую используют, как вы видите на карте в различных видах жизнедеятельности человека. Используя бизиборд, дети видят полный цикл плавки меди на Карабашском медеплавильном заводе. Использование такого пособия дает обширные знания о металлургическом производстве.
Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. В процессе «погружения в профессию», важно научить ребенка понимать, каким образом его мечта будет осуществима, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям.
Вопрос: уважаемые коллег мы сегодня продуктивно поработали, и сейчас я хочу задать вам вопрос: Где вы можете перетрансформировать, применить, использовать, в своей работе данную схему - алгоритм?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...
«Музыкально-театрализованная деятельность в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Профориентация – процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе. Формирование ранней профориентации дошкольника является актуальной проблемой современного общества. В пособии...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Памятка для родителейПредлагаем Вам примерные вопросы, которые Вы можете задавать детям, при формировании у них первоначальных знаний о людях разных профессий.1. Название профессии. Кто это? (Ребёнок ...
Мастер-класс. «Использование конструктора Morphun «ПРОектирование - Радуга» в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста».
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев».В. А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию конструктора Morphun ...
Перспективный план профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по профориентации...
Мастер - класс для родителей «Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для родителей "Использование электронного конструктора "Знаток" в работе с детьми старшего возраста"...
Мастер-класс "Использование планшетов,системы контроля знаний в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста,имеющими ОНР"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют развитию информационной компетентности современного дошкольника. Они являются мощным орудием развития формирующегос...