Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».
материал (подготовительная группа)

Фазилова Ирина Владимировна

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.В

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Слайд2

Актуальность темы:  

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

  Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд4

Цель: Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

 Слайд5

Задачи:

1.      Дать простые экономические знания.

2.      Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.

3.      Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.

4.      Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам

финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Слайд 6

Работу проводила в три этапа:

•       1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов;прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

•       2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.

•       3 этап – заключительный.. Анализ результативности.

Слайд7-8

Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Однако к концу анкеты результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.

Слайд 9

Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ

Слайд 10

В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли 5 лепбуков по теме,коллекция монет,наглядное пособие «Работники банка»,настольные игры «Денежка» и «Монополия» а также создан мини-музей «Копилочка» и «Картотека игр по финансовой грамотности детей 6-7 лет».

Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:

  1.  «Труд(профессии) и продукт  труда».
  2.  «Деньги и цена» (стоимость).
  3.  «Бюджет семьи доходы и расходы.».«Экономические навыки и привычки в быту».

Слайд 11

Формы  и методы:

•       Беседы;

•       Чтение произведений художественной литературы;

•       Просмотр презентаций;

•       Дидактические игры;

•       Сюжетно-ролевые игры;

•       Игры- путешествия;

•       Настольные игры;

•       Игры-коллекции.

В разделе «Труд и продукт труда».

Были поставлены следущие  задачи:

 • формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий,  профессии родителей детей  группы ;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Слайд 12-15

Был создан лепбук «Все профессии важны», игра доббль «Профессии»

родители приобрели костюмы для сюжетно-ролевых игр.

Слайд16-20

Следующий раздел,это «Деньги и цена» (стоимость).

Включал в себя следующие  задачи:

  •  познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  •  дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Слайд21-23

Следующий раздел«Экономические навыки и привычки в быту».

Задачи:

• научить детей бережному отношению к вещам;

• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;

• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье

• помочь выработать основные полезные привычки.

Основные понятия: «бережливость»,«бюджет»,«копилка»,«хозяйственный», «запасливый».

Слайд24

Особое место  в экономическом воспитании занимают  сюжетно-ролевые  игры.Самая популярная  игра «Магазин».

Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.

Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение .

Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.

Слайд25-26

Дидактические и настольные игры

В качестве средства формирования основ экономической культуры  были использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.(«Подбери монету к копилке», «Доходы и расходы семьи», «Что можно и чего нельзя купить?», «Угадай цену товара» )

Слайд27

Экономическое воспитание невозможно без развития речи.Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки.Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки,используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.

Сайд28-29          

Применение  ИКТ в работе позволяет:
1. Показать информацию на экране в игровой форме, что  вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает   основному виду деятельности дошкольника – игре.
2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести   дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
 5. Поощрять детей при решении проблемных задач   и преодолении трудностей.

Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный  путь в «экономику»  через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы:  Ф...

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...