организация игровой деятельности в ДОУ с детьми младшего дошкольного возраста
статья
В развитии детей младшего дошкольного возраста особая роль принадлежит игре. Игра – ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста. Будет ли игра влиять на всестороннее воспитание детей и определять их психическое развитие – это зависит от взрослого. При организации игровой деятельности в дошкольном учреждении, педагогу необходимо учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titkova_e.v._statya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Титкова Е.В., воспитатель
МБДОУ г. Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
В развитии детей младшего дошкольного возраста особая роль принадлежит игре. Игра – ведущая деятельность детей младшего дошкольного возраста. Будет ли игра влиять на всестороннее воспитание детей и определять их психическое развитие – это зависит от взрослого. При организации игровой деятельности в дошкольном учреждении, педагогу необходимо учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития детей.
Советские психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждали, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (учебную, предметную, игровую, трудовую).
При переходе от младенчества к раннему возрасту, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. Дети овладевают элементарными формами общения. Они начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей. Также, они начинают осваивать основные способы взаимодействия с разнообразными предметами быта, игрушками, то есть овладевают предметным видом деятельности.
Для того чтобы игра стала увлекательной и интересной, лично затронула каждого ребенка, педагогу необходимо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
В пункте 2.7 ФГОС ДО говорится, что для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
С. Л. Новоселова предложила классификацию игр. Все детские игры были разделены на три больших класса.
Класс первый. Инициативные игры детей. Это игры, которые создаются детьми самостоятельно. К этому классу игр относятся сюжетно-ролевые игры и игры-эксперименты.
Класс второй. Инициативные игры взрослых. Это игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослого. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно. К этому классу относятся игры обучающего характера, задачей которых являются развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер.
Класс третий. Традиционные народные игры. Это игры, основывающиеся на обычаях, исторических традициях, этносе народа. К этому классу относятся обрядовые игры, семейные, сезонные, развлекательные, игры-драматизации.
Сюжетно-ролевая игра является самой сложной формой игры. Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложняя игровые действия и изменяя мотивы детской активности, игра переходит на более высокий этап.
Наиболее успешное развитие игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. Взрослый, руководя игрой детей младшего дошкольного возраста, должен использовать методы, которые способствуют развитию мышления, речи, самостоятельности и творчества ребенка.
Н. Я. Михайленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которой он не сможет научить детей играть. Это означает, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, ролями, событиями, персонажами). Для этого необходимо изучать соответствующую литературу, учиться фантазировать, придумывать сюжеты. Одним словом – знать игру и быть творческим человеком.
Выделяют две модели поведения взрослого в процессе организации игры:
- взрослый является организатором, вдохновителем и координатором игры на основе подготовленного сюжета и подручных средств;
- взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимает равноправную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами.
Н. К. Крупская сравнивала игру с учебой и трудом. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре у детей формируется способность к замещению предметов, действий. Это обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо обустраивать предметно-пространственную среду так, чтобы было сохранено как можно больше свободного пространства для удовлетворения потребностей детей этого возраста в активном движении. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребенок, не должна лишать его права на спокойную деятельность, уединение. В групповой комнате должны быть расположены различные материалы, игрушки, предметы-заместители, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, игрушки на бытовые темы, фигурки людей и животных и другое). Педагог периодически изменяет эти условия: меняет зоны, выставляет новые игрушки.
Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованности игры, навязывания своей воли, постоянного применения только образцов (действий, сюжетов) – все это сковывает свободу ребенка, делает игру скучной, превращает ее в занятие. Чтобы этого не происходило, и дети не теряли интереса к игре, необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у детей подлинный интерес, желание участвовать в ней.
Ежедневно, в режиме дня детского сада организуется игровая деятельность в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игры, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние детей, их желания и интересы.
Литература:
- Васильева В.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: из опыта работы // М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
- Губанов Н.Ф. Развитие игровой деятельности //М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя //М.: Просвещение, 2008. – 96 с.
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком // М.: Просвещение, 2011. – 36 с.
- Новоселова С.Л. Игра дошкольника //М.: Просвещение, 2009. – 286 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие игровой деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста
Играя, ребенок легче усваивает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое другое...
«Педагогические хитрости» Применение игровых приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Каждый воспитатель в детском саду пытается внести в процесс воспитания свою изюминку, которая помогает сделать этот процесс более интересным и полезным для своих воспитанников. В своей презентац...
Мастер - класс "Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста"
Игры для детей второй младшей группы, направленные на развитие общей моторики и координации в пространстве....
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста» ...
Игры и игровые упражнения с использованием игровой деятельности с водой для детей младшего дошкольного возраста
Упражнение «Здравствуй водичка»Цель: создание позитивного настроения.-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. ...
Консультация «Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...
"Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ"
Представление опыта работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ»...