конспект
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс на тему:
«Нарядные лошадки по мотивам
дымковской игрушки»
Подготовила:
Майорова Т.И.
Санкт-Петербург
Цель:
Знакомство с дымковской игрушкой и приемами ее лепки из глины и росписи.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделии; учить видеть выразительность формы игрушки; учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом вытягивания глины от общего куска; учить декоративному оформлению вылепленных лошадок: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Развивающие:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек; развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к быту и обычаям России. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Прививать аккуратность в работе.
Материал: дымковские игрушки, лошадка-образец, альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; глина, доски для лепки, стеки, вода в стаканчике, салфетки..
Оборудование: образцы готовых работ, иллюстрации изделий Дымковской лошадки, узоров и орнамента.
Предварительная работа: проведение ряда занятий по теме, просмотр презентации, рассматривание дымковских игрушек, элементов дымковского узора.
Ход первого занятия:
1.Вводная часть.
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».
2.Основная часть
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку—лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
-- Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой- ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.
-А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка:
Конь меня в дорогу ждет (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой пышной,
Сказочно красивой (покачивания головой, затем наклоны в стороны).
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой (помахать рукой).
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка. Дети оформляют вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой. Рассматривают со всех сторон и сглаживают. Гриву и хвост слегка оттягивают и прищипывают. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
3.Заключительная часть.
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и выставить на поднос для сушки на неделю.
Ход второго этапа занятия:
Материал для второго этапа занятия:
кисти, ватные палочки, краски акриловые разных цветов, баночки с чистой водой, салфетки.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
Тут «Дымково» назвали…
А кто знает, чем прославилось старинное русское село «Дымково»?
Дети: Дымковскими игрушками.
Воспитатель: Да, правильно дети. Издавна люди в этом селе занимались лепкой игрушек из глины. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.
2.Основная часть.
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?
Дети. Хотим.
Воспитатель: Вначале давайте внимательно рассмотрим узоры на игрушках.
Воспитатель: Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастерицы наносят узор в свободной кистевой манере. А какого цвета краски, используют мастера для росписи игрушек?
Дети: красный, желтый, синий, зеленый…
Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.
Дети рассматривают разнообразие элементов дымковских узоров. Воспитатель объясняет последовательность работы.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы знаем. (Прямая линия, точки-горошины).
Воспитатель: Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи : волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать на бумажных силуэтах.
Дети вместе с воспитателем выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, дети, очень хорошо справились с заданием. Перед тем как начать роспись глиняных игрушек, я хочу с вами поиграть в игру «Конь»
Физкультминутка:
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок,
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой!
Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.
Воспитатель: А теперь займемся работой. Я вам сейчас раздам глиняные игрушки-лошадки. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. Ватными палочкам мы будем украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого набираем на палочку краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние. А кисточками мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, сушим салфеткой, и более темной краской в середине ставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор. Не забываем раскрасить гриву, хвост и копытца.
Самостоятельная работа детей – роспись лошадок.
3.Заключительная часть.
- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- С какой игрушкой мы познакомились?
- Из чего изготовлена лошадка?
- Какая вам понравилась больше всех?
- Расскажите чем?
- Какие цвета использовали?
- Какие элементы узора?
-Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....