«Органы чувств» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми (ФГОС) Автор: Орлова Елена Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №112 Невского района г. Санкт-Петербурга. Тема: «Органы чувств». Возрастная группа: старшая группа. Форма НОД: Познание. Форма организации: подгрупповая Направления: интеграция Раскрыть важность работы органов чувств человека, расширять представления детей о строении человеческого тела роли органов чувств. Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом. Становление самостоятельности, активности, целеустремлённости в совместной деятельности. - Речевое развитие: свободное владение связной речью, обогащение словаря. -Место проведения – группа Средства: Оборудование: 4 шарфа, 4 прищепки, бируши, коробочка со льдом, лимон, соль, сахар, вода, краски, одноразовые стаканчики, колокольчики.
ЗАДАЧИ | Задачи индивидуальной работы с детьми | Обучающие: актуализация имеющихся представлений о строении тела человека, о роли органов чувств и обеспечении жизнедеятельности организма; - привлечение внимания детей к основам обеспечения собственной безопасности, укрепления здоровья и нормам здорового образа жизни; - стимулировать активность детей в анализе ситуации и планировании своей деятельности в целях решения определенных задач; - развивать активную речь детей в ходе обсуждения и планирования деятельности в общении со взрослым и сверстниками: оперирование сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, применение в речи слов-терминов; - актуализировать и пополнять активный словарь детей за счет слов-терминов, связанных с темой «Строение тела человека»; -продолжать формировать коммуникативные навыки взаимодействия, навыки самооценки, оценки достижений товарищей и анализа результативности деятельности команды. Сформировать представление об органах чувств человека (глаз, нос, ухо, язык); систематизировать представление о функциях этих органов. Воспитательные: Воспитывать интерес к своему здоровью,
любознательность, подвести детей к пониманию необходимости беречь и охранять органы чувств, заботиться о ни • активизировать словарь детей по теме занятия; • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу. Воспитывать аккуратность.
Развивающие: Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность. развивать связную речь, обогатить словарь детей: органы чувств Методические приёмы: проблемная ситуация, дидактическая игра, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, зрительная гимнастика, театральная деятельность, подвижная игра, анализ, подведение итогов. -Словесный (рассказ, пояснения) -Практический (личный показ, личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку).
-Игровой
| - Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его исследованию (ощупывание, восприятие, пробы и ошибки и т.д.)
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
| Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат | Психологический настрой | Воспитатель: «Здравствуйте», - ты скажешь человеку, «Здравствуй», - улыбнется он в ответ И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. Воспитатель: Дети, у меня есть клубок здоровья давайте передадим его по кругу и пожелаем друг другу здоровья. | Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие. Участвуют в групповых действиях. | Психологическая готовность детей | Вводно-организационный | - В этот момент появляется Буратино: -А вот и я! А что это вы здесь делаете! Дети: - Желаем друг другу здоровья! Б. – Чего? Задора? Так я самый задорный! Дети: - Здоровья!!!!! Б. – Это что такое! А у меня оно есть? Дети: - Это когда у тебя не болят глаза, уши, нос и…. Буратино: Мой папа Карло сделал мне самые здоровые глаза, уши, нос, язык. Они здорово работают: у меня нос - везде совать, уши - колпачок держать, глаза - во сне закрывать, язык - за зубами храниться, что бы можно было дразниться. У них все это здорово получается и никогда они не сломаются. А у вас разве они на голове для чего-то другого? Воспитатель: - Ребята, для чего у нас глаза, уши, нос, язык, которые называются органами чувств? Б. – Неужели правда, что-то не верится! Дети: ответы (показать, дать попробовать и т.п.) Воспитатель: – Чем же нам доказать Буратино, как важны для человека органы чувств? | Вовлекает в слушание. Составляют план действий | Слушают. Получение информации.
-
Участие в диалоге высказывания своего мнения. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания | Мотивационно-побудительный, | Как вы мне поможете? | Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют. | Внутренняя мотивация на деятельность. | Динамическая пауза | Физминутка. За все хватаются мальчики Наши веселые пальчики, Озорные ножки По дорожке, Шея крутит головою, Повторяйте-ка за мною, Вправо, влево оборотик, Покажите-ка животик. А теперь все потянулись И друг другу улыбнулись. | Ставит цель перед детьми. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. | Активно играют. Демонстрируют физическую активность. Берут на себя роль. Показывают весёлые мимики лица. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыт. | Актуализация | Б. – Здорово у вас получается! А еще давайте потренируем те органы чувств, о которых вы мне сегодня рассказали. В-ль – Как? Б. – Чтобы нос был сильным, его надо тянуть посильнее, чтоб вырос побольше, прятать в него монеты… Монеты можно еще прятать в уши и глаза. А нос, чтобы был крепкий, надо покрасить лаком! Правда, ведь? НЕТ, НЕТ, НЕТ | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Отвечает на вопросы детей. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют.
| Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. | Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) | - В-ль – Буратино, ты запомнил, что нужно делать, чтобы органы чувств были здоровыми? Б. – Понял, понял. Не забыть бы только, чтобы рассказать Мальвине о том, что я знаю. В-ль, - А мы тебе плакат -напоминалку подарим. Поможете мне ребята? Вот, держи, Буратино! Б. – Спасибо. Побежал, меня Мальвина заждалась. (уходит)
| Вовлекает в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение. Напоминает правила безопасности при работе с незнакомыми материалами. | Работают все вместе. Рассказывают. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность. Осваивают последовательность действий для получения результата. Исследуют предметы заместители привычным изобразительным материалам (бумага, краски, кисти- палочки, вода, чудо-краски, не растворяющиеся)
| Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной -исследовательской деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. | Рефлексия | В-ль. – Как вы думаете, помогли ли мы Буратино? Что вам больше всего понравилось сегодня делать, что запомнилось? Мне сегодня очень понравилось, как работали………. Они стали настоящими учителями и помощниками для Буратино. А …….. дружнее всего работали, когда изучали органы чувств. Как вы считаете, то, что вы рассказали Буратино об органах чувств и здоровье, а он теперь передаст своим друзьям, будет полезно для их жизни. Я надеюсь, что вы и дома расскажете о том, зачем нам с вами органы чувств и как беречь их здоровье.
| Инициирует общее обсуждение. Активизирует самооценку, обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность.
| Высказывают своё мнение. Выражают собственные мысли. Аргументируют. Делятся впечатлениями. | Формирование элементарных навыков самооценки. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по инструкции и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
|
|