кружок по профориентации дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)
методическая рааработка по профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_mire_professiy_1_1gotovo.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ранней профориентации «В мире профессий»
(формирование элементарных представлений у детей подготовительного
дошкольного возраста о профессиях взрослых)
(
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации проекта: 1 год.
Составитель: Балабанова Ю.В
Г.Иркутск
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3.Содержание изучаемого курса
3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
4. Список использованной литературы
1.Пояснительная записка
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический кружок «В мире профессий».
Цель кружковой работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей подготовительного дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
В работе кружка участвуют до 25 детей, занятия кружка проводятся
2 раза в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятий с каждой подгруппой -30 минут
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Участники кружка: дети 6-7 лет, воспитатели и родители
Продолжительность курса: кружок рассчитан на 1 год.
Реализация кружковой работы:
Работа по кружку предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
2.Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего | ||
Практическое | Теоретическое | |||
1 | Мир профессий, знакомство . |
4 | 1 |
3
|
2 | «Строитель» | 4 | 2 | 2 |
3 | «Повар» | 8 | 5 | 3 |
4 | «Фермер» | 8 | 4 | 4 |
5 | «Ветеринар» | 8 | 5 | 3 |
6 | «Водитель» | 4 | 2 | 2 |
7 | «Военные профессии» | 4 | 2 | 2 |
8 | «Парикмахер» | 8 | 5 | 3 |
9 | «Программист» | 8 | 5 | 3 |
10 | «Пожарный» | 6 | 4 | 2 |
11 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 64 | 36 | 28 |
3.Содержание изучаемого курса.
Тема занятий. | Содержание занятий | Работа с тетрадью | Работа с родителями. |
Октябрь Вводные занятие «Строи- тель» | 1 неделя: 1.Сбор художественной литера-туры: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы,сказки; 2. Диагностика уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 2 неделя: 1. Д/игра с карточками: Все работы хороши…» 2. Беседа «Кем ты хочешь стать»; | Ознакомление детей с мифоло-гическим героем ». Демонстрация тетради. | Беседа с родителями о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Родительское собрание «Участвуем в кружковой деятельности»; Предложить родителям рассказать о своей профессии. Вместе с детьми нарисовать профессию мамы или папы. |
3 неделя: 1 Беседа о профессии «строитель»; 2. Сюжетно-ролевые игры «Мы – строители», «Дружно строим дом», 4 неделя: 1. Разучивание стихотворений «Строители» Б. Заходера; 2.Рисование на тему: «Моя улица»,
| Чтение сказки «Профессия «Строитель». Выполнение заданий: с. 5 – 8 | Консультация: «Как воспитать в ребёнке самостоятельность». Побеседовать со своим ребенком о понятие: «Труд». Рассматривание картинок со строительной техникой. Провести тест родителей с детьми: «Кем может стать ребенок в будушем». | |
Ноябрь «Повар» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «повар»; 2.Экскурсия на кухню; 2 неделя: 1.Дидактические игры:«Что лишнее», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду», 2. Инсценировка «Спор овощей» (Н.Семенова); 3 неделя: 1.Аппликация «Украшаем тарелочку для праздничного обеда»; 2. Д/игра: «Столовая посуда и приборы, как ею правильно пользоваться. 4 неделя: 1.Сюжетно-ролевые игры: «Готовим борщ», «Готовим компот для куклы», | Чтение сказки «Профессия «Повар». Выполнение заданий: с.9 – 13 | Беседа с поваром детского сада. Суперкласс от повара детского сада: «Салат витаминный». Консультация для родителей: «Как приучать детей к домашнему труду». |
Декабрь «Фермер» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «фермер»; 2.Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»; 2 неделя: 1.Лепка «Кто из домашних животных живёт на ферме»; 2. Занятие: «Как хлеб на стол пришел». 3 неделя: 1.Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Собери картинку», 2.Презентация «Наша ферма» 4 неделя: 1.Подвижные игры: «Помощни-ки», «Собери урожай». 2. С/Р игра с конструктором «Наша ферма».
| Чтение сказки «Профессия «Фермер». Выполнение заданий: с.14–18 | Оформление альбома: «Все работы хороши». Просмотр документальных фильмов о фермерах. С/Р игра с конструктором «Наша ферма». Лепка животных из пластелина. |
Январь «Ветери- нар» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «ветеринар»; 2. Дидактические игры: «Бегает, прыгает, летает», «Омут». 2 неделя: 1.Чтение художественной литера-туры: В. Коржиков «Рассказыо таежном докторе». 2. Сюжетно-ролевая игра: «Вете-ринар»; 3 неделя: 1.Лепка «Любимые питомцы»; 2. М. Пришвин «Заячьи лапы». 4 неделя: 1.Создание фотоальбома «Наши любимцы»; 2. Рисование животных фломастером. | Чтение сказки «Профессия «Ветеринар». Выполнение заданий: с.19–23 | Вместе с детьми просмотр документальных фильмов о ветеринарах. Выучить отрывок из произведения К Чуковского «Айболит». С/ролевая игра: «Ветеринарный пункт». |
Февраль «Води-тель» «Военные профессии» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «водитель»; Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», 2. С/ролевая игра «Автомастерская». 2 неделя: 1.О. Емельянова стихи по ПДД. «Не беги через дорогу!», «С мамой через дорогу», 2. Рисование легковых и грузовых машин красками. 3 неделя: 1 Беседа «Военные профессии» 2. Беседа «Военная техника» 4 неделя: 1.Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Перевяжи ранненого» 2. Игра «Автобус». п/и «Воробышки и автомобиль». | Чтение сказки «Профессия «Водитель». Выполнение заданий: с.24–29 | Рассматривание машины вместе с ребёнком. Д/игра по ПДД. Отгадывание загадок о ПДД и разных видов машин. Рассматривание картин,иллюстраций на военную тему. |
Март «Парик- махер» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «парикмахер»; 2. Экскурсия в парикмахерскую. 2 неделя: 1.Д/игра: «Кому, что нужно» 2.Чтение сказки «Чудесный парикмахер» Л. Скребцовой; 3 неделя: 1.Сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской, «В салоне красоты»; 2.Лепка кукол с красивыми причёсками. 4 неделя: 1.Сюжетно-ролевые игры «В парикмахерской, «В салоне красоты»; 2. Беседа» Головные уборы мордовского народа - какие они» -Обратить внимание на произведения искусства мордовского народа Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
| Чтение сказки «Профессия «Парикмахер». Выполнение заданий: с.30–34 | Беседа: Почему родители ходят на работу». Просмотр мультфильмов с детьми: Все профессии нужны. Мастер класс от родителя-парикмахера профессионала. Составление альбома: «Детские прически». Консультация для родителей «Как ухаживать за детскими волосами». |
Апрель «Прог-раммист» | 1 неделя: 1.Беседа о профессии «про-граммист»; 2. Рисование «Компьютер» 2 неделя: 1.Аппликация из геометрических фигур: «Мой любимый робот». 2.Выполнение задания «Найди ошибки Куйгорожа» 3 неделя: 1.Д/игра - конструирование: «Роботы из пустых коробок» 2.Д/игра «Лабиринт-следы Куйгорожа 4 неделя: 1.Сюжетно-ролевая игра «Роботы»; 2.Конструирование из лего «Компьютер моей мечты»
| Чтение сказки «Профессия «Программист». Выполнение заданий: с. 34–38 | Консультация: «Игра – как основной вид деятельности ребенка». Просмотр документальных фильмов про роботы вместе с детьми. Беседа с родителями: Построение рабочей среды с учётом ранней профориентации». Из бросового материала вместе с детьми сделать несколько видов роботов. |
Май «Пожа- рный» | 1 неделя: 1.Беседа «Профессия пожарного».Чтение художественной литера-туры: «Пожар» С. Маршак, «Пожарные собаки» Л. Толстой. 2.Сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные» 2 неделя: 1. Беседа «От чего происходят пожары?» Рассматривание иллюстраций, плакатов «Огонь и дети» -уточнить и расширить знания детей о пожарной безопасности 2.Рисование на тему «Пожар»; 3 неделя: 1.Проведение дидактических игр: «Горит или не горит», «Потуши пожар», «Позвони 01». 2.Конструирование «Пожарная часть» | Чтение сказки «Профессия «Пожарный». Выполнение заданий: с. 38–43 | Встреча с родителями, работающими в МЧС. Побеседовать с детьми о безопасном поведение дома. Нарисовать вместе с детьми картину: «Спасатели». Сбор дидактического материала для развивающих игр. Лепка «Пожарная машина» Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с огнём. |
Май Итоговое занятие | 4 неделя: 1.2.Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему». | Выполнение заданий: с. 44 – 46 | Оформление альбома: «Все работы хороши». |
Итоговая диагностика опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»; профориентационный опросник Е. И. Климова. (Приложения1 – 4) |
3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
картотека дидактических игр по профессиям, иллюстрации, открытки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, индивидуальные материалы для изобразительной деятельности, художественная литература, настольные игры.
4.Литература
- Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.
- Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
- Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
- Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей /К.П. Нефёдова.-М.:
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М.А. Васильевой. – М., 2010г.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Кружок по профориентации "Все профессии нужны..."
профориентация...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...