Картотека игр для детей с элементами ТРИЗ
картотека
Картотека "Игры для детей с элементами ТРИЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_elementami_triz.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с элементами ТРИЗ
Младшая группа
1. Игра «Где живет?»
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Материал: -
Ход: Воспитатель называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Воспитатель: Тигр. Дети: в джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
Воспитатель: Болтик. Дети: в велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.
2. Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.
Материал: круги и полоски разного цвета, мяч
Ход: Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет. Воспитатель кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску, и игра продолжается.
3. Игра «Что будет, если…»
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Материал: мяч
Ход: Воспитатель кидает мяч и задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага, камень, жук?». Ребёнок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т. д. «Что будет, если летом пойдёт снег?» Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Средняя группа
1. Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Материал: -
Ход: Воспитатель называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. Например: Воспитатель: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Воспитатель выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку). И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей просит рассказать последовательность событий.
2. Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть?»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Материал: кубик
Ход: Воспитатель кидает кубик ребенку называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу). - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка). - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
3. Игра «Числовая да-нет ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Материал: доска, маркеры
Ход: 1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами. 2. Воспитатель говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. 3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Но детей сначала надо научить задавать вопросы. Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5? Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают: - Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Подготовительная группа
1. Игра «Почему так произошло?»
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Материал: -
Ход: Воспитатель называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например:
1 .Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1 .Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1 .Молоко выкипело.
2. Самолет совершил вынужденную посадку.
1 .Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1 .Котенок подошел к блюдечку.
2. Мальчик не выучил урок.
1 .Дворник взял метлу.
2. Мама вдела нитку в иголку
2. Игра «Как это раньше делалось?»
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Материал: -
Ход: Воспитатель называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана? (чтобы человеку было светло, когда он пишет) - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой) - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы) . - Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)
3. Игра «Что это такое?»
Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.
Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.
Ход: Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют. Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разработа и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....
Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами ТРИЗ
Подборка дидактических для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами ТРИЗ...
Картотека игр для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Картотека игр для детей дошкольноого возраста помогает развивать у детей дошкольного возраста речевые, творческие способности....
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека интеллектуально-речевыхигр с элементами технологии ТРИЗ и РТВдля детей старшего дошкольного возраста 2015 годг. Кал...
Картотека игр с элементами ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Сборник игр с элементами ТРИЗ....
Картотека игр с элементами "ТРИЗ" для детей среднего дошкольного возраста.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательност...