Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Картотека интеллектуально-речевыхигр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ
для детей старшего дошкольного возраста
2015 год
г. Калининград
1.Игры на формирование умения выявлять функции предмета.
Ознакомление с окружающим.
Игра: «Поиграй - ка » (для детей с 3 – лет). видео
Материал: Игрушка мячик, картинки: зайчик, птичка, шарик, резиновые игрушки.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов (цвет, форма, величина); их назначением, из чего сделаны. Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие движение. Закреплять умение находить ассоциативные связи. Развить воображение.
Правила игры: Ведущий называет объект (Объект можно показать или загадать с помощью игры « Да – Нет» или загадки). Дети должны найти этот предмет, назвать его свойства и качества, определить, что делать объект, на что похож.
Воспитатель Что это?
Дети: Мячик.
Воспитатель: Какой мячик? (потрогай).
Дети: Мягкий, круглый, гладенький, резиновый, разноцветный.
Воспитатель: Что бывает еще круглым?
Дети. Солнышко, апельсин, шарик…
Воспитатель. Из чего он сделан?
Дети. Резиновый.
Воспитатель. Что еще бывает резиновым?
Воспитатель: Что может делать мяч?
Дети: Прыгать, катиться, подпрыгивать, лежать.
Воспитатель: Покажите, как мячики прыгают, катятся, подпрыгивают, лежат.
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня веселый мячик, с ручками, ножками, и говорит: «Я круглый, резиновый, гладкий, умею прыгать, катиться, подпрыгивать, со мной любят играть дети»
Природное окружение.
Игра «Теремок » (проводится с 4-х лет).
Цель. Формировать умение функцию предмета «что умеет делать?». Развивать умение находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается,
Правила игры: Воспитатель раздает детям картинки и дает задание: найти сходство действий своего предмета с действиями заданного предмета. Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук –тук. Кто в теремочке живет?».
Ход игры.
Воспитатель. «Я – дерево. Пущу в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»
Дети. Я цветок, цвету как ты. Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб, расту из земли, как ты. Я трава, дышу листочками как ты. Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»
Игра «Я ищу друзей»
Цель. Закрепить знание детьми свойств живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются.
Правила игры: Воспитатель, раскладывает на столе картинки с объектами живой и неживой природы ( птицы, камни, рябы, песка, цветка, земли, самолет, перышко). Предлагает детям взять понравившуюся карточку и превратиться в тот объект, который они выбрали.
Воспитатель: Я ищу друзей тех, кто умеет дышать.
К ведущему подходят (подбегают или показывают карточку) дети и показывают мимикой образ того, чью карточку они взял: образ птицы, рыбы, то есть объектов живого мира.
Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет цвести и размножаться.
К ведущему побегают дети, взявшие образ птицы, рыбы, цветка.
Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет самостоятельно передвигаться.
К ведущему побегают дети птицы, рыбы, река.
Воспитатель: Мои друзья это то, что может расцветать и качаться от ветра.
К ведущему побегают дети, взявшие образ цветка.
В старшем дошкольном возрасте можно брать «сложные « объекты по функции. В 5-6 лет возрасте роль ведущего может выполнять ребенок
Усложнение:
Воспитатель. Мои друзья – это то, что умеет летать.
К ведущему побегают дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, перышка.
Развитие речи.
Игра «Дразнилка» (старший дошкольный возраст)
Цель. Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др.Поощрять желание детей придумывать функцию нового объекта (что он делает или что делается с его помощью).
Правила игры: Воспитатель называет объект. Дети образовывают дразнилку с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др и называют функцию нового предмета.
Ход игры.
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка -кошка, которая все время мяукает;
- мяучище-большая кошка, которая громко мяукает;
- бегалка- быстро бегает;
- кусалище – больно кусается;
- сонечка- любит спать…
Воспитатель: Пылесос.
Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, громыхалище.
Воспитатель: Кинотеатр.
Дети: Смотрилище, показывалка.
Воспитатель: Знаки дорожные.
Дети: Указывалка, предупреждалки, запрещалочки…
Воспитатель: Мяч.
Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка…
Воспитатель: Снег:
Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
Игры на выявление над - системных связей.
Живая и неживая природа
Игра «Где живет?»
Материал: картинка медведя, лес, берлога, облака, дупло, дом, гнездо, цветок.
Цель: Формировать умение определять среду обитания живых объектов и место нахождения реальных предметов.
В младшем возрасте - это неживые предметы из ближайшего окружения и объекты живой природы.
В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры.
Воспитатель. Воспитатель. В лесу все перепуталось. Звери перепутали свои дома: медведь живет в дупле, заяц в гнезде, белка в норе, лиса в берлоге. Надо зверей вернуть в свои дома. Дети расселяют зверей по своим домам: медведя в берлогу, белку в дупло, птиц в гнездо, зайца и лису в норки.
Вариант игры
Воспитатель. Где живет медведь?
Дети: В зоопарке, в лесу, в мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, в доме, в квартире, есть бродячие собаки.
Воспитатель: Где живет подорожник?
Дети. У дороги живет, на лужайке, в поле, в аптеке.
Игра «Где находится?»
Цель. Продолжать формировать умение выявлять над – системные связи. Упражнять детей разными способами образовывать слова.
Правила игры.
Воспитатель называет слова (сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка), а дети должны образовать новые слова, определить их место нахождения (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница)
Развитие речи
Игра «Послушай и скажи»
Цель. Развивать умение выявлять над – системные связи. Закреплять умение находить место нахождения, звуков, букв, слов, предложений ?
Воспитатель: В каких словах живет буква «А»?
Дети: Мама, лиса, азбука….
Воспитатель: Где живет звук?
Дети: В слове, в музыкальных инструментах, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре, радио,..
Воспитатель: Где живет слово?
Дети: В предложении, в сказке, в человеке.
Игры на определение под – системных связей объекта
Окружающий мир
Игра «. Объединял - ка» (части – целое»» (с 3- лет)
Цель. Упражнять в усвоении понятия: целое (система) – части (подсистема), узнавать предмет по внешнему виду, называть его действия (прыгает, плавает..) .
Правила игры.
Воспитатель предлагает детям помочь объединить в целое части объектов: собачку, цветок, дерево, рыба…Назвать предмет и его действия.
Воспитатель. Нужно соединить предметы из частей, назвать, что это за предмет и его действия.
Играем
Игра « Путаница»
Цель. Закреплять понятие системного видения окружающего мира: понятия – целое -части (система – подсистема). Формировать умение группировать и классифицировать предметы: посуда (система) – тарелка, чашка, кастрюля (подсистема).
Правила игры.
Воспитатель разложил разрезные карточки с изображением посуды, транспорта, одежды и просит их сгруппировать по назначению.
Воспитатель просит детей просит детей помочь Незнайке собраться в поход и не знает, что нужно взять из посуды. Дети группируют предметы.
Усложнение: Разбилась чашка (система), отлетело донышко, стенки, ручка (подсистема). Нужно собрать чашку из частей.
Игры для объединения над- и под- системы объекта.
Игра «Волшебный светофор» (с 4-х летнего возраста)
Цель. Закреплять умение различать транспорт по назначению и внешнему виду. Формировать у детей системный взгляд на окружающий мир: каждый предмет является частью чего – то и сам предмет состоит из частей. Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
Правила игры.
У «Волшебного светофора» красный цвет означает, из чего состоит предмет (подсистему объекта), желтый - систему, для чего нужен предмет, зеленый – место нахождения реальных предметов ( надсистему).
Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть, лежать перед ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры.
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем возрасте - схему машины).
Воспитатель: Если я подниму кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен этот предмет. Нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет. (метод эмпатии для старшего дошкольного возраста)
Используя данную систему, можно рассмотреть круговорот воды в природе. На этом примере можно рассмотреть закон диалектики: переход количества в качество и др.: лужа умирает — образуется туча — туча выпадает дождем и становится новой лужей.
Игра «Дождь»
Цель. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Продолжать учить видеть систему, подсистему, надсистему,
Правила игры.
Если я подниму красный цвет, то нужно сказать, из чего состоит предмет (подсистема объекта), желтый цвет – для чего он нужен (систему), зеленый – надсистему. Таким образом рассмотрим дождь.
Ход игры.
Воспитатель вывешивает картинку с изображением дождя
Воспитатель: Если я подниму кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит дождь. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите,частью чего является дождь. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен дождь.
Воспитатель поднимает желтый кружок. Для чего он нужен дождь?
Дети. Дождь – это много, много капелек воды.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Дети. Дождь живет на улице, а облаках, образуется в атмосфере.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Дети. Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут деревья, цветы, разные растения. После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель. После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька попала на листочек. Изобразите ее.
Развитие речи. Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте. ( со среднего возраста)
Игра «Поиграем в слова»
Цель. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными. Упражнять детей в умении различать и правильно понимать термины «Слово», «Звук», «Предложение». Продолжать учить:
- производить звуковой анализ слов: различать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
-составлять предложение .
Продолжать учить детей видеть систему, подсистему, надсистему. Развивать фантазию при вхождении в образ.
Правила игры:
Воспитатель называет слова (дом, мак, лук). Необходимо назвать что обозначает это слово, каким может быть, частью чего это слово является, составить предложение с этим словом, назвать, из чего оно состоит (слоги, звуки: гласные, твердые, мягкие согласные)
Игры на определение линии развития объекта.Закрепление понятий: сейчас, в будущем, в прошлом (раньше).
Ознакомление с окружающим миром.
Начинаем знакомство с линией развития объекта с понятия «сначала» - «потом»
Игра. «Я расту. Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)
Цель. Формировать представление об основных этапах жизненного цикла живых организмов, умение определять линию развития объекта: сейчас, в прошлом, в будущем.
Правила игры. Воспитатель готовит несколько вариантов изображения объекта живой природы в разные временные периоды.
Игра « Машина времени» играем
Цель. Формировать системное мышление. Познакомить детей с этапами развития бытовых предметов: что есть сейчас, что было раньше, что будет потом. Развивать творчество, фантазию. Закреплять умение образовывать однокоренные слова (по образцу).
Правила игры. Карточки (игрушки) раздаются детям и выкладываются на столе в соответствии а линией развития объекта. Необходимо назвать предметы прошлого и подобрать образовать однокоренные слова по образцу: печь- печурка; утюг – утюжок, скалка- скалочка. Придумать бытовые предметы будущего: как будут называться, какую функцию выполнять (назначение). Развивать воображение, фантазию.
Игра «По дорожкам хожу, о себе все расскажу»
Цель: Формировать у детей системное представление об окружающем мире:
Правили игры: Предложить ребенку выбрать объект для игры и рассказать о нем по волшебному экрану, выложенному на полу
Математическое развитие L
«Поможем мышке найти домик»
Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.
Вывод: Одно и тоже может быть большим и маленьким.
Игра «Катя заболела»
Способствовать развитию воображения.
хорошее и плохое, лучше все - таки не болеть.
Природное окружение.
Игра «Зима - лето »
Игра
«Посещение детского сада»
Решения:
………..
Природный мир.
Игра «Волшебный лес»
Цель. Систематизировать знания детей о месте нахождении объектов живой природы. Способствовать расширению и углублению знаний о том, на каких растениях какие растут плоды.
Развивать фантазию, воображение.
Правила игры. Воспитатель предлагает совершить путешествие в волшебный лес, где все перемешалось: на елке растут хлебобулочные продукты… и детям необходимо определить, бывает ли так и что должно расти на этих деревьях.
Природный мир.
Игра«Сказочный лес»
Цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_triz.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ
для детей старшего дошкольного возраста
2015 год
г. Калининград
1.Игры на формирование умения выявлять функции предмета.
Ознакомление с окружающим.
Игра: «Поиграй - ка » (для детей с 3 – лет). видео
Материал: Игрушка мячик, картинки: зайчик, птичка, шарик, резиновые игрушки.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов (цвет, форма, величина); их назначением, из чего сделаны. Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие движение. Закреплять умение находить ассоциативные связи. Развить воображение.
Правила игры: Ведущий называет объект (Объект можно показать или загадать с помощью игры « Да – Нет» или загадки). Дети должны найти этот предмет, назвать его свойства и качества, определить, что делать объект, на что похож.
Воспитатель Что это?
Дети: Мячик.
Воспитатель: Какой мячик? (потрогай).
Дети: Мягкий, круглый, гладенький, резиновый, разноцветный.
Воспитатель: Что бывает еще круглым?
Дети. Солнышко, апельсин, шарик…
Воспитатель. Из чего он сделан?
Дети. Резиновый.
Воспитатель. Что еще бывает резиновым?
Воспитатель: Что может делать мяч?
Дети: Прыгать, катиться, подпрыгивать, лежать.
Воспитатель: Покажите, как мячики прыгают, катятся, подпрыгивают, лежат.
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня веселый мячик, с ручками, ножками, и говорит: «Я круглый, резиновый, гладкий, умею прыгать, катиться, подпрыгивать, со мной любят играть дети»
Природное окружение.
Игра «Теремок » (проводится с 4-х лет).
Цель. Формировать умение функцию предмета «что умеет делать?». Развивать умение находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается,
Правила игры: Воспитатель раздает детям картинки и дает задание: найти сходство действий своего предмета с действиями заданного предмета. Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук –тук. Кто в теремочке живет?».
Ход игры.
Воспитатель. «Я – дерево. Пущу в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»
Дети. Я цветок, цвету как ты. Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб, расту из земли, как ты. Я трава, дышу листочками как ты. Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»
Игра «Я ищу друзей»
Цель. Закрепить знание детьми свойств живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются.
Правила игры: Воспитатель, раскладывает на столе картинки с объектами живой и неживой природы ( птицы, камни, рябы, песка, цветка, земли, самолет, перышко). Предлагает детям взять понравившуюся карточку и превратиться в тот объект, который они выбрали.
Воспитатель: Я ищу друзей тех, кто умеет дышать.
К ведущему подходят (подбегают или показывают карточку) дети и показывают мимикой образ того, чью карточку они взял: образ птицы, рыбы, то есть объектов живого мира.
Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет цвести и размножаться.
К ведущему побегают дети, взявшие образ птицы, рыбы, цветка.
Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет самостоятельно передвигаться.
К ведущему побегают дети птицы, рыбы, река.
Воспитатель: Мои друзья это то, что может расцветать и качаться от ветра.
К ведущему побегают дети, взявшие образ цветка.
В старшем дошкольном возрасте можно брать «сложные « объекты по функции. В 5-6 лет возрасте роль ведущего может выполнять ребенок
Усложнение:
Воспитатель. Мои друзья – это то, что умеет летать.
К ведущему побегают дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, перышка.
Развитие речи.
Игра «Дразнилка» (старший дошкольный возраст)
Цель. Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др. Поощрять желание детей придумывать функцию нового объекта (что он делает или что делается с его помощью).
Правила игры: Воспитатель называет объект. Дети образовывают дразнилку с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др и называют функцию нового предмета.
Ход игры.
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка -кошка, которая все время мяукает;
- мяучище-большая кошка, которая громко мяукает;
- бегалка- быстро бегает;
- кусалище – больно кусается;
- сонечка- любит спать…
Воспитатель: Пылесос.
Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, громыхалище.
Воспитатель: Кинотеатр.
Дети: Смотрилище, показывалка.
Воспитатель: Знаки дорожные.
Дети: Указывалка, предупреждалки, запрещалочки…
Воспитатель: Мяч.
Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка…
Воспитатель: Снег:
Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
Игры на выявление над - системных связей.
Живая и неживая природа
Игра «Где живет?»
Материал: картинка медведя, лес, берлога, облака, дупло, дом, гнездо, цветок.
Цель: Формировать умение определять среду обитания живых объектов и место нахождения реальных предметов.
В младшем возрасте - это неживые предметы из ближайшего окружения и объекты живой природы.
В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры.
Воспитатель. Воспитатель. В лесу все перепуталось. Звери перепутали свои дома: медведь живет в дупле, заяц в гнезде, белка в норе, лиса в берлоге. Надо зверей вернуть в свои дома. Дети расселяют зверей по своим домам: медведя в берлогу, белку в дупло, птиц в гнездо, зайца и лису в норки.
Вариант игры
Воспитатель. Где живет медведь?
Дети: В зоопарке, в лесу, в мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, в доме, в квартире, есть бродячие собаки.
Воспитатель: Где живет подорожник?
Дети. У дороги живет, на лужайке, в поле, в аптеке.
Игра «Где находится?»
Цель. Продолжать формировать умение выявлять над – системные связи. Упражнять детей разными способами образовывать слова.
Правила игры.
Воспитатель называет слова (сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка), а дети должны образовать новые слова, определить их место нахождения (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница)
Развитие речи
Игра «Послушай и скажи»
Цель. Развивать умение выявлять над – системные связи. Закреплять умение находить место нахождения, звуков, букв, слов, предложений ?
Воспитатель: В каких словах живет буква «А»?
Дети: Мама, лиса, азбука….
Воспитатель: Где живет звук?
Дети: В слове, в музыкальных инструментах, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре, радио,..
Воспитатель: Где живет слово?
Дети: В предложении, в сказке, в человеке.
Игры на определение под – системных связей объекта
Окружающий мир
Игра «. Объединял - ка» (части – целое»» (с 3- лет)
Цель. Упражнять в усвоении понятия: целое (система) – части (подсистема), узнавать предмет по внешнему виду, называть его действия (прыгает, плавает..) .
Правила игры.
Воспитатель предлагает детям помочь объединить в целое части объектов: собачку, цветок, дерево, рыба…Назвать предмет и его действия.
Воспитатель. Нужно соединить предметы из частей, назвать, что это за предмет и его действия.
Играем
Игра « Путаница»
Цель. Закреплять понятие системного видения окружающего мира: понятия – целое -части (система – подсистема). Формировать умение группировать и классифицировать предметы: посуда (система) – тарелка, чашка, кастрюля (подсистема).
Правила игры.
Воспитатель разложил разрезные карточки с изображением посуды, транспорта, одежды и просит их сгруппировать по назначению.
Воспитатель просит детей просит детей помочь Незнайке собраться в поход и не знает, что нужно взять из посуды. Дети группируют предметы.
Усложнение: Разбилась чашка (система), отлетело донышко, стенки, ручка (подсистема). Нужно собрать чашку из частей.
Игры для объединения над- и под- системы объекта.
Игра «Волшебный светофор» (с 4-х летнего возраста)
Цель. Закреплять умение различать транспорт по назначению и внешнему виду. Формировать у детей системный взгляд на окружающий мир: каждый предмет является частью чего – то и сам предмет состоит из частей. Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
Правила игры.
У «Волшебного светофора» красный цвет означает, из чего состоит предмет (подсистему объекта), желтый - систему, для чего нужен предмет, зеленый – место нахождения реальных предметов ( надсистему).
Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть, лежать перед ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры.
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем возрасте - схему машины).
Воспитатель: Если я подниму кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен этот предмет. Нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет. (метод эмпатии для старшего дошкольного возраста)
Используя данную систему, можно рассмотреть круговорот воды в природе. На этом примере можно рассмотреть закон диалектики: переход количества в качество и др.: лужа умирает — образуется туча — туча выпадает дождем и становится новой лужей.
Игра «Дождь»
Цель. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Продолжать учить видеть систему, подсистему, надсистему,
Правила игры.
Если я подниму красный цвет, то нужно сказать, из чего состоит предмет (подсистема объекта), желтый цвет – для чего он нужен (систему), зеленый – надсистему. Таким образом рассмотрим дождь.
Ход игры.
Воспитатель вывешивает картинку с изображением дождя
Воспитатель: Если я подниму кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит дождь. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является дождь. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен дождь.
Воспитатель поднимает желтый кружок. Для чего он нужен дождь?
Дети. Дождь – это много, много капелек воды.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Дети. Дождь живет на улице, а облаках, образуется в атмосфере.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Дети. Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут деревья, цветы, разные растения. После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель. После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька попала на листочек. Изобразите ее.
Развитие речи. Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте. ( со среднего возраста)
Игра «Поиграем в слова»
Цель. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными. Упражнять детей в умении различать и правильно понимать термины «Слово», «Звук», «Предложение». Продолжать учить:
- производить звуковой анализ слов: различать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
-составлять предложение .
Продолжать учить детей видеть систему, подсистему, надсистему. Развивать фантазию при вхождении в образ.
Правила игры:
Воспитатель называет слова (дом, мак, лук). Необходимо назвать что обозначает это слово, каким может быть, частью чего это слово является, составить предложение с этим словом, назвать, из чего оно состоит (слоги, звуки: гласные, твердые, мягкие согласные)
Игры на определение линии развития объекта. Закрепление понятий: сейчас, в будущем, в прошлом (раньше).
Ознакомление с окружающим миром.
Начинаем знакомство с линией развития объекта с понятия «сначала» - «потом»
Игра. «Я расту. Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)
Цель. Формировать представление об основных этапах жизненного цикла живых организмов, умение определять линию развития объекта: сейчас, в прошлом, в будущем.
Правила игры. Воспитатель готовит несколько вариантов изображения объекта живой природы в разные временные периоды.
Игра « Машина времени» играем
Цель. Формировать системное мышление. Познакомить детей с этапами развития бытовых предметов: что есть сейчас, что было раньше, что будет потом. Развивать творчество, фантазию. Закреплять умение образовывать однокоренные слова (по образцу).
Правила игры. Карточки (игрушки) раздаются детям и выкладываются на столе в соответствии а линией развития объекта. Необходимо назвать предметы прошлого и подобрать образовать однокоренные слова по образцу: печь- печурка; утюг – утюжок, скалка- скалочка. Придумать бытовые предметы будущего: как будут называться, какую функцию выполнять (назначение). Развивать воображение, фантазию.
Игра «По дорожкам хожу, о себе все расскажу»
Цель: Формировать у детей системное представление об окружающем мире:
- Умение определять функции предмета.
- Определять основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции: надсистема, подсистема.
- Рассматривать функции объекта в прошлом, будущем.
Правили игры: Предложить ребенку выбрать объект для игры и рассказать о нем по волшебному экрану, выложенному на полу
Математическое развитие ☹
«Поможем мышке найти домик»
Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.
- Формировать понимание относительности размера.
- Активизировать мышление.
Вывод: Одно и тоже может быть большим и маленьким.
Игра «Катя заболела»
- Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, учить выделять некоторые особенности состояния здоровья на основе способов сравнения, элементарного анализа.
Способствовать развитию воображения.
- Выводы: Хотя в болезни есть и
хорошее и плохое, лучше все - таки не болеть.
Природное окружение.
Игра «Зима - лето »
- Цель: Систематизировать знания о характерных особенностях времен года (зима – лето).
- Продолжать учить определять и называть состояние погоды.
- Активизировать использование в речи антонимов – слов с противоположным значением.
- Вывод: У каждого времени года есть что – то хорошее и что – то плохое, в зависимости от конкретной ситуации.
Игра
«Посещение детского сада»
- Если я буду ходить в детский сад, это хорошо, так как я смогу поиграть с друзьями, но плохо, потому что я скучаю без мамы.
- Если я не буду ходить в детский сад, это хорошо, потому что я все время буду с мамой, но плохо, т.к. я буду скучать по товарищам.
Решения:
………..
Природный мир.
Игра «Волшебный лес»
Цель. Систематизировать знания детей о месте нахождении объектов живой природы. Способствовать расширению и углублению знаний о том, на каких растениях какие растут плоды.
Развивать фантазию, воображение.
Правила игры. Воспитатель предлагает совершить путешествие в волшебный лес, где все перемешалось: на елке растут хлебобулочные продукты… и детям необходимо определить, бывает ли так и что должно расти на этих деревьях.
Природный мир.
Игра«Сказочный лес»
Цель.
- Систематизировать знания детей о том, что деревья могут расти в разных местах: в лесу, в саду, в парке…
- Закрепить знание о деревьях ближайшего окружения.
- Развивать фантазию, воображение.
- Расширять словарный запас детей.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.
«Методическое пособие развития для педагогов дошкольных учреждений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.
Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....
Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр разработа и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...
Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"
Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сл...
Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....
Картотека игр с элементами ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Сборник игр с элементами ТРИЗ....