Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
консультация (младшая группа)
Работа с родителями в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_period_adaptatsii.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Мизгирева Ж.Г.
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»
В.А.Сухомлинский
В период адаптации – тяжело не только детям, но и родителям.
Поэтому важна совместная работа воспитателя и родителей, которая ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
В выстраивании взаимодействия с родителями выделяются три этапа.
Первый этап– обмен информацией.
До прихода ребёнка в детский сад проводится беседа с родителями.
Цель беседы: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада. На этой беседе родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы детского сада:
- Режим работы
- Питание
- Знакомство с педагогами и специалистами ДОУ (устная характеристика)
- Знакомство с помещением детского сада и группой, которую будут посещать будущие воспитанники.
Родители заполняют анкеты, которые позволяют заочно познакомиться с будущими воспитанниками и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы.
Устанавливается график поступления детей в ДОУ, и даются письменные рекомендации, как подготовить ребенка к условиям ДОУ. Всем родителям предлагается памятка «Помогите малышу полюбить детский сад».
Второй этап – знакомство родителей с детским садом.
Знакомим родителей с группой и групповыми помещениями, с условиями и режимом пребывания детей, с традициями группы.
Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.
Показываются игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказываем, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, обращая особое внимание на их соответствие возрасту ребенка.
Опираясь на психологию детей этого возраста, объясняем родителям, что у некоторых ребят может происходить потеря уже имеющихся навыков: например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Чтобы родители не волновались и ни в коем случае не стыдили, не ругали малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Так же объясняем, что эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, попав в новую, незнакомую обстановку, может привести к снижению сопротивляемости организма, вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Поэтому приучать ребенка к условиям детского сада надо постепенно.
Родители вместе с ребенком могут приходить поиграть на площадку во время прогулки, чтобы малыш посмотрел, как дети гуляют и как с ними занимается воспитатель. Заранее собирается информация о ребенке: о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в семье — обо всем том, что, по их мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень помогает в дальнейшей работе с ребенком, помогает найти к нему индивидуальный подход.
Обговаривается с родителями режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка.
Впервые дни ребенка приводят в садик на 1,5 – 2 часа и желательно после 8.00, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с родителями. Родители могут побыть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов – ребенка приводят на час – полтора на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются, затем он начинает оставаться в группе до обеда.
Практикуется и такой вариант – ребенка приводят в группу на 1,5-2 часа во второй половине дня (после сна).
Потом малыш остается только до обеда, затем родители забирают его сразу после сна.
Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным. Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю, а бывает и раньше, они просят оставлять ребенка на полный день. Объясняем родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Третий этап взаимодействия – сотрудничество на основе информирования и повышения педагогической компетентности родителей.
Для реализации этого этапа используются разные коллективные формы работы с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», родительские собрания, анкетирование родителей, которое позволяет получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении, опросы, советы, памятки т. д. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из традиционных, но очень эффективных форм является наглядная информация.
Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая. В родительском уголке содержится информация об особенностях детей раннего возраста, режимных моментах, детском питании, рекомендации психолога и медицинской сестры. Для информации имеются папки - раскладушки, книги по адаптации, полезные советы.
Стенды с детскими работами показывают, чем занимаются дети. В раздевалке отведено место для фотогазеты, она содержит всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не для того чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Необходимые условия успешной адаптации детей к детскому саду – согласованность действий родителей и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...
Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Работа с родителями в адаптационный период. Из личного опыта....
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формы конструктивного взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Мастер - класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, посредством демонстрвции техник и приемов эффективного ...
Система взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложиться, в первую очередь, на педагогов и воспита...
Перечень методических разработок: 1.Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста. 2.НОД «Дождик» (адаптационное) 3.Картотека игр в ад
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво Методическая разработка«Взаимо...
Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
В материале предоставлен опыт работы воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...