отчет по теме "Функциональная грамотность"
материал (младшая группа)

Поркина Наталья Александровна

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Функциональная грамотность

 Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

    Мы в своей работе по формированию функциональной грамотности используем современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы, но предпочтение отдаем игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм, которые, исходя из нашего опыта работы, являются эффективной формой работы начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной к школе группе.

     Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и  ориентированы на достижение общей цели.

      Игровые обучающие ситуации – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в игровой обучающей ситуации, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.

Известно четыре вида таких ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

      Ситуации-иллюстрации подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью дидактических пособий и игровых материалов педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Используя естественную потребность ребенка к игре, постепенно вовлекаем их в процесс моделирования жизненных ситуаций.

     Ситуации-упражнения, из своего опыта работы, мы рекомендуем использовать с детьми средней группы. В ситуации-упражнения, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

      В ситуациях-проблемах активно принимают участие старшие дошкольники. Данный вид ситуаций способствует усвоению воспитанниками основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

       В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

       Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы: 

  • это разговор воспитателя с детьми,
  • игра-путешествие,
  • игра-беседа,
  • игра-драматизация,
  • игра-импровизация.

       Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Прибегая к данному виду работы мы успешно реализуем на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы.

      Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современный педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.

      Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев      

      Функциональная грамотность связана с готовностью:

      ▪ добывать знания;

      ▪ применять знания и умения;

      ▪ оценивать знания и умения;

      ▪ осуществлять саморазвитие.

    Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.

      ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

      ▪ Формирование речевой активности дошкольников;

      ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

      ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

    «Эффективные технологии для формирования основ функциональной грамотности.»

      Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

      К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);

  • Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

  • Технология проектного обучения Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.

  • Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  • Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

  • Личностно – ориентированные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра, как средство формирования основ функциональной грамотности» 2021 учебный год

В наше время, в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в ДОО, и школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и обра...

Родительское собрание на тему «Функциональная грамотность дошкольников».

Конспект  родительского собрания для  повышение  компетенции  родителей по формированию функциональной грамотности детей....

Паспорт проекта по теме "Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей дошкольного возраста 6-7лет с использованием «ЦОС «МЭО-Детский сад»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе тр...