Консультация для педагогов
консультация
Создание условий для формирования социально - коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР
в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Создание условий для формирования социально - коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР
в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
В настоящее время дошкольное образование, являясь первой ступенью непрерывного образования, ставит перед собой цель полноценного овладения ребенком набором компетентностей. Коммуникативная компетентность и ее формирование находятся в центре внимания педагогов из-за её значимости во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческой личности, которая сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.
Коммуникативная компетентность определяется как способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основываясь на знания, навыки, умения, чувственный и социальный опыт индивида в сфере межличностного взаимодействия.
Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.
Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия, коммуникативная функция речи.
Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии.
Что побуждает ребенка вступить в общение?
Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности,
- потребность в признании и поддержке.
Для успешного формирования коммуникативных навыков и инициативы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
- Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
потребность в активной деятельности,
- потребность в признании и поддержке.
Исследования в области логопедии и логопсихологии, а также собственный многолетний опыт показывают, что формирование коммуникативной компетенции (как вербальной, так и невербальной), у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено.
Особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР:
- наличие фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
- неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
- словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
- трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
- нарушение фонематического восприятия;
- снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.
На общение влияет и проявление тревожности у детей с ТНР. Речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера.
Для развития коммуникативности детей с ТНР необходимо вовлекать их в такую деятельность, в которой будет происходить активное взаимодействие с другими детьми, параллельно затрагивая развитие всех высших психических функций: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи.
Особую важность и актуальность развитие вербальной коммуникации приобретает в старшем дошкольном возрасте. Одним из основных направлений коррекционно-образовательной деятельности должно стать формирование коммуникативной инициативы. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на развитие:
- сенсорных и моторных функций;
- вербальной коммуникации;
- невербальной коммуникации;
- эмоционально-волевой сферы;
- формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
Какие основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников могут сформировать у детей игры?
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
- сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
- коммуникативные навыки:
- умение слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Формирование речевой коммуникации включает три этапа.
- На 1-ом этапе (содержательном) у детей формируется умение воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.
Педагогом предлагаются коммуникативные задания, которые соответствуют уровню сформированности коммуникативных умений дошкольников с ТНР.
Коммуникативные задания включают специальную систему коммуникативных упражнений:
ситуативные, имитационные, подстановочные и трансформационные
В ситуативных упражнениях моделируются речевые ситуации. Речевые ситуации, в которых оказываются дошкольники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении. Формирование положительной установки на совместную деятельность происходит путем использования специальных приемов: порядок приветствия, прощания, комплиментарные высказывания; стимулирование интереса к восприятию информации о средствах и способах коммуникации.
Формирование речевой коммуникации включает три этапа.
- На 1-ом этапе (содержательном) у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.
Имитационные упражнения построены на контрастном речевом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует
повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за педагогом. Например, повторите и выполните действия (повторите, выполняя…); повторите хором, по цепочке, в парах, рядах.
Имитационные задания. Например, сообщи: – Кто нарисовал картинку? – .
...(Я нарисовал картинку).
Подстановочные упражнения используются для закрепления речевого материала, выработки автоматизма в употреблении в аналогичных ситуациях.
Подстановочные задания (дошкольники подставляют лексические единицы в речевой образец). Уточни: – Я рисую дом. А ты? – ... (А я рисую цветы).
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных языковых структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного материала в речи.
Трансформационные задания (дошкольники изменяют реплику педагога). Согласись, или не согласись: – Весной птицы улетают на юг. Верно? – ... (Нет. Весной птицы прилетают с юга).
- На 2-ом этапе (процессуальном) осуществляется овладение новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применение полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Формирование навыков общения и взаимодействия происходит в имитируемых и реальных ситуациях, при использовании интерактивных игр и упражнений направленных на сближение воспитанников группы. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.
Второй этап включает задания, позволяющие дошкольникам проявлять инициативу и личные способности. Например, задания на составление коммуникативных актов по аналогии. (Я вчера катался на лыжах. А ты? – А я играл в снежки).
- На 3-ем этапе (рефлексивном) осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально - коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.
Третий этап – творческие задания, адекватные естественному общению, которые предполагают возможность свободно конструировать высказывания и переносить их в другие ситуации. Например, задания, в которых предполагается создание самостоятельных высказываний
- задания, в которых предполагается увеличение объема высказываний и количества сформированных умений.
- Проигрывание проблемных ситуаций позволяет обыграть ситуации, доступные и близкие дошкольникам, и в совместном обсуждении вывести правила поведения.
- Так, например, проблемная ситуация «Ваня построил дом» отражает конфликтную ситуацию, с которой дети сталкиваются повседневно: мальчик сломал дом, построенный другими детьми. При совместном обсуждении данной ситуации необходимо подвести детей к решению конфликтов и разработать модель поведения, обыграв ее в игровой ситуации.
- Педагог подбирает ситуации, различные по сложности, в соответствии с целью занятия, особенностями речевого развития воспитанников с ТНР. Например, педагог предлагал следующую ситуацию: «Ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ee».
- Более сложными являются задания, в которых детям предлагается лишь тема для разговора, четкого распределения ролей, смысловых языковых подсказок собеседникам не дается. Предлагаются следующие ситуации: «Ты пришел в группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе»; «В детский сад пришел новенький (-ая-). Ты хочешь познакомиться с ним (с ней)?»; «В гости к Диме пришел Игорь. Дима предлагает Игорю посмотреть интересную книжку с картинками, рассказывает, о чем она».
- Виды проблемных ситуаций:
- Моделирование проблемных ситуаций с заданным сюжетом. В этом случае детям предлагается готовое решение проблемы.
- Например, три друга хотят играть в «гонки», но у них только две машинки. Они договорились между собой по-хорошему, не поссорившись.
- 2. Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом. Детям предлагается придумать, чем закончился сюжет и разыграть ситуацию.
- Например, на улице Иван встретил своего друга, который долго не ходил в детский сад. О чем Иван спросил друга? Что тот ответил?
- 3. Моделирование реальных ситуаций. На занятиях и в свободное от занятий время моделируются различные варианты речевого общения: знакомство с взрослым в группе, на улице, предложение по поддержанию беседы с незнакомым взрослым, обращение с просьбой, вопросом к взрослому.
- 4. Моделирование игровых ситуаций. Ситуации создаются на занятиях или во время одевания на прогулку. Детям предлагается спросить у прохожих о погоде, о играх на прогулке. Сначала детям предлагаются образцы вопросов-просьб. Затем дети делают это самостоятельно.
- Моделирование и совместное проигрывание разных ситуаций общения первоначально проходит при участии педагога, который предлагает и показывает речевой образец, сопровождая его соответствующими невербальными средствами, следит за его точным воспроизведением. Педагог отрабатывает с детьми речевое и неречевое поведение в данной ситуации. Тем самым у детей формируются навыки общения в различных ситуациях: со сверстниками, взрослым и другими окружающими людьми.
- Таким образом, основной коррекционный эффект состоит в специальном обучении дошкольников с ТНР планированию коммуникативных действий с учѐтом конкретной жизненной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...