Компьютерная Азбука
компьютерная программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyuter_2020.docx | 72.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №6 «КРИСТАЛЛИК»
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МДОУ № 6 «КРИСТАЛЛИК» Протокол № 1 от 31 августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 6 «КРИСТАЛЛИК» ________________Л.А.Баранова Приказ№ 67 от 31августа2020г. |
Рабочая программа
по познавательному развитию
«Компьютерная Азбука»
для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мартыненко Н.А (воспитатель)
г. Клин, 2020
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки».Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с требованиями по ФГОС.
Отличительная особенность программы «Компьютерная Азбука» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
II.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫРазвитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников. Обучение воспитанников компьютерной грамотности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
ЗАДАЧ:
Обучающие:- Учить правилам работы за компьютером, организации рабочего места.
- Познакомить воспитанников с компьютером, как современным инструментом для обработки информации.
- Познакомить воспитанников с правилами поведения в компьютерной комнате и правилами безопасной работы на компьютере.
-Знакомства детей старшего дошкольного возраста с многообразием предметного окружения
Развивающие:
- Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
-Развитие познавательной активности.
- Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
Воспитательные:;
- Учить правилам работы за компьютером, организации рабочего места
-Познакомить воспитанников с правилами поведения в компьютерной комнате и правилами безопасной работы на компьютере.
- Воспитание качеств , необходимые при работе на компьютере: наблюдательность, сосредоточенность, усидчивость.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ Новизна программы «Компьютерная Азбука» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: программы включают в себя не только изучение устройства компьютера, но и познавательную деятельность обучающихся с использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ- программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет
ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса рассчитана на учебный год.
Общее количество часов: 32 часов (8 мес.)
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ– очная (закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ гл.2, ст.17, п.2).
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- в соответствии с учебным планом детского объединения по интересам, в форме кружка;
- детское объединение сформировано в группу обучающихся одного возраста;
- группа является основным составом детского объединения (кружка);
- состав группы – постоянный.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
- общее количество часов в год – 32академических часов;
- периодичность – 1 занятие в неделю;
- продолжительность занятия –30 минут для детей 6-7 лет.
№ | Этапы занятия | Содержание этапов | 6-7 лет Время (мин.) |
1 | Объяснение (определённые установки на игру | Развивающие задания с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов у детей | 15 |
2 | Игра на компьютере (основная часть) | Компьютерная игра, направленная на решение определённых обучающих и развивающих задач | 10 |
3 | Снятие зрительного напряжения, (заключительная часть) | Релаксация, зрительная гимнастика | 5 |
4 | Итого | 30 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок узнает:
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
- правила безопасной работы с компьютером.
- правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
- название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
- сущность понятия алгоритма ввода информации,
- правила работы с исполнителями алгоритмов
- правила работы, основные функции графического редактора;
Ребенок будет уметь:
- пользоваться манипулятором «мышь»;
- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);
- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;
- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;
- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);
- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране.
- иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора
- пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,
- составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
- пользоваться игровыми и обучающими программами.
- понимать язык стрелок.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА)
-Дидактические игры на компьютере, выполненная самостоятельно и под руководством взрослого;
-квест-игра;
- Мониторинг;
Проводится 2 раза в год.
В начале года мониторинг проводится с целью выявления уровня развития способностей детей и корректировки содержания дальнейшей работы, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов.
Мониторинг умений и навыков детей в начале учебного года проводится по следующим критериям:
1. Наличие каких-либо сведений о компьютерах, опыта общения с ЭВМ, наличие в семье игровых приставок или компьютера.
2. Неприятие ЭВМ, страх, боязнь работы за компьютером.
3. Навык владения манипулятором «Мышь»,владение манипулятором «Мышь».
4. Умение работать в учебных программах.
5. Освоение клавиатурных навыков.
6. Способность работать в игровых программах.
7. Способность выполнять логические задания на компьютере.
8. Коэффициент самостоятельности.
Мониторинг деятельности ребенка
Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере на конец года
1. Эмоциональное отношение детей к компьютерным играм (до, во время занятия и после окончания занятия).
2. Усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером:
– осознанность соотношения действий управления изображением на экране;
– понимание символа-предмета;
– понимание абстрактных символов;
– умение пользоваться курсором, клавишами направления и другими клавишами;
– умение пользоваться «мышкой», другими средствами ввода информации.
3. Самостоятельность деятельности ребенка:
– играет самостоятельно;
– с небольшой помощью педагога;
– только вместе с педагогом, другими детьми.
4. Уровень творческой направленности деятельности ребенка:
– выполняет задание по образцу (заказу, инструкциям);
– выполняет задание по словесной инструкции;
5. Осознание ребенком смысла компьютерной игры:
– умение понять и принять условия игры.
6. Успешность выполнения, завершения компьютерной игры:
– хаотичные пробы и ошибки;
– система пробующих действий (экспериментирование);
– осознание способов своих действий, действий по подсказке педагога.
7. Отношение ребенка к своим ошибкам:
– отрицательное;
– спокойное, деловое;
– безразличное
ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- грамота;
- диплом;
- фотофиксация;
- отзыв родителей (законных представителей);
- публикации о детском сообществе (кружке);
- свидетельство (сертификат);
- аналитическая справка.
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ДЕМОНСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- аналитическая справка по итогам педагогической диагностики (результативности) работы детского объединения за учебный год;
-беседы;
- квест- игра.
- теоретическое занятие;
- практическое занятие
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- кабинет «Компьютерный класс»;
- класс: компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, сканер.
- Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
- Столы для работы детей
- Раздаточный материал –на каждого ребенка:
- игры – головоломки,
- раздаточный материал,
- Демонстрационные дидактические игры
- Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
- методическая и художественная литература, плакаты.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- СД «Компьютер и дошкольник»
- Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого
- Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Руководитель детского объединения должен иметь:
- высокий уровень владения ИКТ технологии;
- первую или высшую квалификационную категорию;
- среднее или высшее педагогическое образование;
- умение определять цель, стремится к её достижению.
III.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
В этом возрасте ребенок обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Седьмой год жизни - продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году жизни продолжается становление психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развитие этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений. Одной из важнейших особенностей данного возраста является произвольность всех психических процессов.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст, его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, воображение; однако часто приходится констатировать снижение темпов развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4.1Учебный план длядетей 6-7 лет
№ п/п | Перечень тем | Распределение | Срок реализации | Ожидаемый результат | Количество часов | Форма образовательного процесса | Содержание работы | ||||||||||||||||||
Теория | Практика | ||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с разнообразием компьютерной техники» | |||||||||||||||||||||||||
1.1 | Компьютер наш друг и помощник | 60 мин | 0 мин. | 2 недели | Получение стартовых знаний о компьютере | 1 | Занятие кружка. Презентация | Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа) | |||||||||||||||||
1.2 | Техника безопасности по работе с компьютерами | 15 мин. | 15 мин. | 1 неделя | Познакомить детей с правилами безопасности при работе на компьютере | 30 мин | Занятие кружка. Презентация по ОБЖ Беседа | Рассказ Смайлика о Правила работы за компьютером, о технике безопасности. Продолжать знакомство с запрещающими и разрешающими знаками (картинками) Инсценировка различных ситуацийПрезентация «Правила поведения в компьютерном классе». | |||||||||||||||||
1.3 | Устройство компьютера | 30 мин | 30 мин | 2 недели | Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации | 1 | Занятие кружка. Презентация Инсценировка CD «Компьютер для дошкольников» | Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, приборах ввода и вывода информации - принтер, колонки; Дид. игра: «Назови правильно»Презентация «Из чего состоит компьютер» игра»Назови правильно» | |||||||||||||||||
1.4 | Знакомство с рабочим столом. | 20 мин | 40 мин | 2 недели | Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол» | 1 | Занятие кружка. Беседа Презентация CD «Компьютер для дошкольников» | Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол».CD «Компьютер для дошкольников» | |||||||||||||||||
1.5 | Мышь и ее устройство | 20 мин. | 40 мин. | 2 недели | Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскивание элементы с помощью мыши | 1 | Занятие кружка. CD «Компьютер для дошкольников» | Рассказ Смайлика о устройстве ввода – мышь, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание: «Один щелчок мыши, двойной щелчок мыши». Презентация «Мышка». Логопеналы с муляжами мышки. Перетаскивание. | |||||||||||||||||
1.6 | Знакомство с клавиатурой | 20мин. | 40 мин. | 2 недели | Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками | 1 | Занятие кружка. Дидактические игры Беседа CD «Компьютер для дошкольников» | Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки – цифры; кнопки – стрелки;Enter; delete; пробел Презентация «Клавиатура» | |||||||||||||||||
1.7 | Знакомство с монитором. | 30мин. | 30мин. | 2 недели | Познакомить детей с монитором, Дать понятие «программа» | 1 | Занятие кружка. Беседы CD «Компьютер для дошкольников» | Что такое монитор? Игры «Штрафной удар»; «Собери рисунок» | |||||||||||||||||
1.8 | Знакомство с составляющими компьютера (принтер, сканер) . | 20 мин | 40 мин | 2 недели. | Дать представления о функциях принтера, сканера. Учить детей соединять точки с последовательностью цифр, не останавливаясь (в пределах десятка) | 1 | Занятие кружка. Беседы Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | Рассказ Смайлика о принтере и сканере. Игры «Упрощенная Ханойская башня»» «Парочки с картинками» | |||||||||||||||||
Раздел 2 «Учимся работать на компьютере»» | |||||||||||||||||||||||||
2.1 | Знакомство с программой «Компьютер для дошкольников». Знакомство с графикой. | 20мин | 40 мин. | 2 недели | Развитие пространственного воображения, конструктивного мышления, сообразительности и сенсорных способностей | 1 | Занятие кружка. Беседы Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников» | Развивающие игры: «Изучи домашних животных», «Футбол» «Сосчитай предметы» «Подводная регата» | |||||||||||||||||
2.2 | Файлы и папки | 20 мин | 40 мин | 2 недели | Дать понятие «папка», «файл», учить различать их ярлыки | 1 | Занятие кружка. Беседы Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди левую и правую руки» «Мозаика» «Железная дорога» «Последний шар» | |||||||||||||||||
2.3 | Музыкальные и художественные способности | 20 мин | 40 мин | 2 недели. | Развитие внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, навыками владения компьютерной мышкой | 1 | Занятие кружка. Беседы Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | Игры: «Запомни мелодию», «Отбей ритм» «Музыкальные инструменты | |||||||||||||||||
Раздел 3. «Учимся ,играя» | |||||||||||||||||||||||||
3.1 | Художник («Графический редактор Paint) | 20 мин | 40 мин | 2 недели | Закрепление знаний об инструментах «Художника»: карандаш, резинка, кисть, заливка | 1 | Занятие кружка. Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | Материал для моделирования «Танграм»: «Ханойская башня», «Кисть» «Раскрась картинку» | 15 мин. | 15 мин. | 1 неделя | Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ | 30 мин | Занятие кружка. Беседы CD «Компьютер для дошкольников» | Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; TuxPaint; Раскрась –ка.Дид игра: «Щелкайте и рисуйте» | ||||||||||
3.2 | Игры с цветами | 30 мин. | 30 мин. | 2 недели | Получение знаний о свойствах цветовой гаммы | 1 | Занятие кружка. Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | «Смешивание красок» «Построй аналогичную цветовуюмодель» «Заливка» «Раскрась картинку» «Собери картинку» | |||||||||||||||||
3.3 | «Математика» | 30 мин | 60 мин | 3недели | Закрепить с детьми решение задач на развитие логики и мышления. Развитие элементарных математических представлений | 1ч 30 мин | Занятие кружка. Беседы Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | «Найди левую и правую руки» «Судоку» «Задание на равновесие» «Пятнашки» «Реши задачу» Математические задачи на развитие памяти» | |||||||||||||||||
3.4 | Алгоритм | 30 мин | 30 мин. | 2 недели | Учить детей выполнять задания по инструкции | 1 | Занятие кружка. Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников | «Найди страны» «Сосчитать предметы» | |||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 4. «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ» | |||||||||||||||||||||||||
4.1 | Тестовое занятие «Компьютер – что это?» | 10 мин. | 20 мин. | 1недели | Обобщение и закрепление пройденного за год материла. | 30 мин | Занятие кружка. Беседа | Мониторинг Тестовые задания | |||||||||||||||||
4.2 | Квест-игра «Путешествие в страну компьютеров» | 10 мин | 20 мин | 1 недели | Систематизировать знания детей об устройстве компьютера и его назначении .Создать условия для формирования информационной культуры | 30 мин | Занятие кружка. Развивающие игры CD «Компьютер для дошкольников. Физкульт минутка Флешмоб Дидактические задания | Д/и Собери слово» Отгадывание загадок Развивающие задания Музыкальные и физкультурные паузы | |||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||||||||||
32 занятий | 6 ч 45 мин | 9 ч 15м | 32 неделя | 16 ч |
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с разнообразием компьютерной техники»
Тема 1.1 «Компьютер наш друг и помощник»
Теория: Получение стартовых знаний о компьютере.Беседа «Где можно увидеть компьютер?»
Практика: Просмотр презентации видеоролика.
Тема 1.2 «Техника безопасности по работе с компьютерами»
Теория:. Знакомство с правилами безопасности при работе на компьютере
Практика: Проведение беседы. Просмотр презентации по ОБЖ
Тема 1.3 «Устройство компьютера»
Теория: Расширение познавательной сферы детей посредством беседы «Из чего состоит компьютер»
Практика: Рассмотрение наглядного материала.
Тема 1.4«Знакомство с рабочим столом»
Теория. Беседа о пиктограммах, ярлыках;
Практика. : Укрась «рабочий стол».Динамическая пауза
CD «Компьютер для дошкольников»
Тема 1.5«Мышь и ее устройство»
Теория. Беседа оустройстве ввода – мышь, ее свойствах, устройстве, функции.
Практика.: Развивающие игры «Один щелчок мыши, двойной щелчок мыши».Презентация «Мышка».Физкульминутка
Тема 1.6«Знакомство с клавиатурой»
Теория. Беседа о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки – цифры; кнопки – стрелки;Enter; delete; пробел
Практика. : Презентация «Клавиатура» Динамическая пауза ( гимнастика для глаз).
Тема 1.7«Знакомство с монитором».
Теория. Беседа «Что такое монитор?»
Практика: Игры «Штрафной удар»;«Собери рисунок» Физкультминутка
CD «Компьютер для дошкольников» Динамическая пауза(гимнастика для глаз)
Тема 1.8«Знакомство с составляющими компьютера (принтер, сканер)» .
Теория. Беседа о принтере и сканере
Практика. : Развивающие игры «Упрощенная Ханойская башня»» «Парочки с картинками». CD «Компьютер для дошкольников» Динамическая пауза(гимнастика для глаз)
Раздел 2 «Учимся работать на компьютере»
Тема 2.1 «Знакомство с графикой.»
Теория: Знакомство с программой «Компьютер для дошкольников».
Практика: Развивающие игры: «Изучи домашних животных», «Футбол» «Сосчитай предметы»Физкульт.минутка
«Подводная регата»CD «Компьютер для дошкольников»
Тема 2.2«Файлы и папки»
Теория: Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства.
Практика: Дидактическая игра: «Найди левую и правую руки»
CD «Компьютер для дошкольников»:«Мозаика»«Железная дорога»«Последний шар»
Тема 2.3«Музыкальные и художественные способности»
Теория: Беседа: «Мы создаём шедевр»
Практика: Игры: «Запомни мелодию», «Отбей ритм» «Музыкальные инструменты.Динамическая минутка.(гимнастика для глаз)
Раздел 3. «Учимся ,играя»
Тема 3.1 «Художник» (Графический редактор Paint)
Теория:Закрепление знаний об инструментах «Художника»: карандаш, резинка, кисть, заливка.
Практика: Развивающие игрыCD «Компьютер для дошкольников. «Раскрась картинку», « Нарисуй по образу»Динамическая минутка.(гимнастика для глаз)
Тема 3.2«Игры с цветами «Графический редактор Paint»
Теория: Получение знаний о свойствах цветовой гаммы
Практика: CD «Компьютер для дошкольников Развивающие игры«Смешивание красок»
«Построй аналогичную цветовуюмодель»
«Заливка»
«Раскрась картинку» «Собери картинку» Физкульт.минутка
Тема 3.3«Математика»
Теория: Закрепить с детьми решение задач на развитие логики и мышления.
Практика: ««Найди левую и правую руки»
«Судоку»«Задание на равновесие»,» «Пятнашки»
Тема 3.4 «Алгоритм»
Теория:Учить детей выполнять задания по инструкции
Практика:CD «Компьютер для дошкольников Развивающие игры:«Найди страны» ,«Сосчитать предметы»
Раздел 4 «Заключительный»
Тема 4.1 «Тестовое занятие «Компьютер – что это?»
Теория:Обобщение и закрепление пройденного за год материла.
Практика: Беседа,МониторингТестовые задания
Тема 4.2 «Квест игра «В стране компьютеров»
Теория:Систематизировать знания детей об устройстве компьютера и его назначении .Создать условия для формирования информационной культуры, научить навыкам обращения с информацией
Практика: Д/и Собери слово»ОтгадываниезагадокРазвивающие задания
Музыкальные и физкультурные паузы
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
- Познавательная деятельность,презентация;
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр,);
- практический (совместная деятельность);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации)
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение).
Методы воспитания:
- поощрение;
- стимулирование;
- мотивация.
Формы организации образовательного процесса – групповая
Формы организации учебного занятия:
- теоретическое занятие;
- практическое занятие
- физкультурные минутки;
-квест-игра
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология решения изобретательских задач;
- здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы предоставляются дифференцированно:
в печатном виде:иллюстрации, плакаты по ИКТ, Наглядная агитация для родителей
в формате, доступном для чтения на электронных устройствах: Презентации и видеоролики «Путешествие в мир компьютеров», "Техника безопасности при работе с компьютером " ;
в наглядном виде: Дидактическая игра «Собери картинку»;картотека «Гимнастика для глаз»,Картотека физкультминуток;
- в электронном виде :CD «Компьютер для дошкольников»
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога: 1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
2. Горячев, А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
3. Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
4. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
5. А.Дуванов Изучаем компьютер /Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012 – 112 с.
6. Л.К. Балабанова Компьютерные игры в обучении детей, Волгоград 2012 – 175 с.
Для родителей: . 1. Горячев, А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 6-7 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
4. З.М.Габдуллина Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград 2011 – 139 с.
5.Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. -2008. -№3. -C. 20 - 29
VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
По всем показателям определены четыре уровня выполнения заданий – высокий, выше среднего, средний, ниже среднего. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания и оцениваются следующим образом:
Сформированы-ребенок самостоятельно выполняет задания, объясняет их и активно отстаивает свою точку зрения.
На стадии формирования - ребёнок справляется с заданием при небольшой помощи воспитателя. Выражено стремление к самостоятельности.
Не сформированы - ребёнок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено: ожидает помощи даже в освоенных действиях, неуверенно обращается за помощью к взрослому.
Мониторинг умений и навыков детей в начале учебного года проводится по следующим критериям:
1. Наличие каких-либо сведений о компьютерах, опыта общения с ЭВМ, наличие в семье игровых приставок или компьютера.
2. Неприятие ЭВМ, страх, боязнь работы за компьютером.
3. Навык владения манипулятором «Мышь»
4. Умение работать в учебных программах.
5. Коэффициент самостоятельности:
1 - под контролем преподавателя;
2- c направляющей помощью преподавателя;
3 - самостоятельная работа.
№ | Ф.И.РЕБЕНКА | Правильно Использует компьютер в работе. Знает составляющие части | Проявляет интерес к «Компьютерной азбуке» Понимает её значение | Знает и правильно соблюдает технику безопасности по работе с компьютерами | Имеет представления О сканере и принтере | Имеет представление о развивающих играх. Умело их использует на практике | Взаимодействует с другими детьми во время практических занятий на компьютерах | Итоги | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...
презентация "дидактические компьютерные игры как основа построения компьютерной технологии обучения и развития дошкольников старшего возраста с речевой патологией"
Материал подготовлен на городское методическое объединение учителей - логопедов...
Рабочая программа "Компьютерная азбука" для детей 5-6 лет
Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха,...
Программа "Компьютерная азбука"
Содержание программы: I. Целевой раздел……………………………………………………………2 стр.1....
Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.
1. Пишем буквы. Для того, чтобы выучить буквы можно их писать разнообразными способами:·...
ООД "Путешествие в Страну Компьютерная азбука"
Воспитатель на занятии дает знания детям о компьютере и его устройстве, назначение каждого устройства ( монитор, системный блок, клавиатура, мышка, колонки, диски с играми).Учит детей работать за комп...
"Азбука компьютерной грамотности" - Диплом
Всероссийский конкурс воспитанников дошкольных образовательных организаций...