Статья "Конструктов Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников"
статья (младшая группа)
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Конструктор Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников»
В нашем детском саду воспитателями старшей группы были разработаны игровые упражнения, и интегрированные занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют развить познавательные интересы, интеллектуальное развитие, логическое мышление, сенсорное развитие.
Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание воспитатель реализовывает через такие игры как: «Чудесный мешочек» (на ощупь найти геометрическую фигуру, «Собери геометрическую фигуру из 2,3,4 частей», «Геометрическое лото», «Математическое домино», «Найди домику нужную дверь», «Танграмм», развивающий образное мышление, «Геометрический квадрат», «Блоки Дьенеша»,помогающие решать логические задачи на разбиение по свойствам, «Палочки Кюизинера», дающие возможность формировать у детей комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, конструктор «Молекула», способствующий развитию умственных способностей разноцветные счетные палочки, с помощью которых можно выкладывать разные фигуры, предметы.
Знакомство с цветами спектра происходит при игре с «Разноцветной радугой», которая знакомит детей не только с цветом, но и со счетом, «Блоками Дьенеша», «Палочками Кюизинера», разноцветными счетными палочками, геометрическим лотом.
Отдельно хочу остановиться на конструкторе Лего, при помощи которого у детей развиваются математические представления.
В работе с детьми можно использовать следующие формы организации непосредственной образовательной деятельности:
Фронтальная: во время непосредственной образовательной деятельности дети сидят за столами. Детали конструктора разложены для каждого ребенка в пластиковый контейнер. Инструкция для индивидуальной работы произносится педагогом во время выполнения действия.
Работа в парах: во время непосредственной образовательной деятельности дети сидят за столами. Детали конструктора разложены для каждой пары детей в пластиковый контейнер. Инструкция или образец висят на доске или раздаются на каждую пару детей; предполагается парная работа, взаимопроверка или взаимопомощь.
Групповая: дети играют с конструктором Лего на ковре. Детали конструктора можно рассортировать по форме или цвету в контейнеры по периметру игрового пространства.
Педагогическая работа по формированию математических представлений состоит из трех этапов: подготовительный, основной, творческий.
Педагогическая работа на разных этапах обучения
Этап Задача Формы, методы, приемы
Подготовительный. Знакомить детей с особенностями деталей мелкого конструктора Лего, обучать скреплению деталей различными способами, осуществлять свободную конструкторско-игровую деятельность, знакомить с индивидуальным игровым мелким набором конструктора и правилами его использования Спонтанная коллективная игра, дидактические игры
Основной. Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста Игровые упражнения математического содержания,
Творческий. Наблюдать за применением детьми полученных математических представлений в самостоятельной игровой деятельности. Конструктивная игровая деятельность
Подготовительный этап
Ознакомление детей с конструктором Лего происходило в такой последовательности:
- спонтанная коллективная игра детей с конструктором Лего
- ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором
- с цветом, формой и размером деталей
- различными способами скрепления деталей
С деталями конструктора детей знакомили путем сравнения с уже известными. Рассматривание и сравнение фигур проводилось в определенной последовательности:
- взаимное наложение или приложение деталей конструктора
- обследование деталей конструктора осязательно-двигательным способом и выделение некоторых элементов и признаков фигур (в том числе количество кнопочек)
- разнообразные действия с деталями конструктора для выявления их характерных свойств
- упражнения на группировку деталей конструктора по цвету, форме, размеру
- дидактические и логические игры для закрепления умений различать и называть детали конструктора.
На данном этапе были использованы игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Логическая цепочка», «На что похоже?».
Основной этап
Рассмотрев особенности конструктора Лего как дидактического материала, я пришла к выводу, что при его помощи, возможно сформировать следующие математические представления: «величина», «форма», «количество и счет», «ориентировка в пространстве», а также развивать логическое мышление и комбинаторные способности. С этой целью были разработаны и организованы интегрированные занятия с использованием игровых упражнений и дидактических игр математического содержания.
Тема Задача Игровые упражнения и д/игры Принцип усложнения игр
Величина. Развивать умения сравнивать по длине, как визуально, так и путем наложения или прикладывания одного предмета к другому «Ленточки», «Дороги в цветочном городе» На первом этапе сравнение проводится приложением, наложением, а затем с использованием условной мерки.
Игры с использованием условной мерки: «Длинный удав», «Уведи волка подальше, води его подольше»
Сравнивать по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше) «Лестница», «Мастерская папы Карло»
Сравнивать по ширине и длине, преобразовывать объект в соответствии с заданными условиями «Дорога из желтого кирпича», «Тропинка для Красной Шапочки»
Форма. Закреплять понятия: «цвет» «форма» «размер». Активизировать умение сравнивать и классифицировать объекты по различным признакам «Чудесный мешочек», «Превращение кубика Лего», «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Какой детали не хватает» Увеличивается количество деталей и разнообразие их признаков. Переход от конструирования по образцу к конструированию по рисунку, а затем по замыслу
Количество и счет. Формировать представления о понятиях «цифра» и «число», «цифры и числа», «чудесный мешочек», «подбери пару». Сначала педагог комментирует действия, а затем дети комментируют действия самостоятельно.
Упражнять в прямом и обратном счете, формировать представления о числовом ряде «Какой краски не стало?», «Путаница»
«Чудесный мешочек», сначала в играх используется прямой счет, а затем обратный.
Закреплять умение различать порядковый и количественный счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету? Игры, с использованием игрушек: «Лесенка для сказочника», «Мастерская папы Карло» Постепенно в играх игрушки заменяются на детали конструктора
Решение простых задач на сложение и вычитание (путем прибавления, убавления 1) «Тропинка для Красной Шапочки», «Сложи и вычти» Действия с предметами заменяются на действия с цифрами
Ориентировка в пространстве. Развивать навык ориентировки на плоскости и в пространстве на основе пространственных направлений (вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа) Ориентировка в двухмерном пространстве: «Угадай, где что находится» Ориентировка в трехмерном пространстве: «Подарок сказочника»
Игровая мотивация многих дидактических игр основывается на произведениях художественной литературы («Незнайка и его друзья» Н. Н. Носова, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого, «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова.
Развитие коммуникативных способностей происходит как в процессе дидактических игр (дети учатся свободно общаться со взрослыми по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, как и в самостоятельной конструктивно-игровой деятельности, где детям постоянно приходится общаться друг с другом, обсуждая планируемые постройки, договариваться об условиях игры. В процессе конструктивной деятельности дошкольники знакомятся с представителями различных профессий (плотник в игре «Мастерская папы Карло», повар в игре «Рецепты от Пончика» и др.
Ознакомление детей с величиной предметов – необходимое условие развития математических представлений. Представление о соотношении величины предметов – путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому.
Цель дошкольной подготовки – познакомить детей со свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами.
Сформировать понятия: «длинный», «короткий», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий».
Длину, ширину, высоту любых предметов дошкольники могут определить на глаз, приложением и наложением (совмещением).
Я рекомендую всем воспитателям использовать в своей работе с детьми конструктор Лего для формирования математических представлений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»
В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формиров...
Фольклор - как средство формирования математических представлений у дошкольников.
С детства ребёнок постоянно сталкиваемся с числом - в сказках, поговорках, загадках. Народный фолклор обладает большими возможностями для развития математических представлений у дошкольников....
«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
доклад из личного опыта...