«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
материал

Топильская Ольга Александровна

доклад из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_razviv_sredakak_.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая  развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»

Эту тему я взяла, потому, что обратила внимание на то, что существующая методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям дается много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть отведенное для занятий время, и как результат, недостаточное осознание изучаемого. Безусловно, я не исключаю использование традиционных методов, но убеждена, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании известного с новым, а именно: занимательной математикой и развивающими математическими играми.

 Как определить эффективность этих средств. Опыт показывает, что использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь народная мудрость гласит: «Ум без догадки, гроша не стоит». Именно умение мыслить помогает ребенку усвоить любой учебный предмет в школе.

Я поставила перед собой цель, сделать математику более доступной, интересной, довести взятую тему до каждого ребенка, не только добиться ее понимания, но и свободного владения ею и практического применения в жизни.

Для достижения поставленной цели, мною были переработаны занятия по математике Е.В. Колесниковой  и статья из дошкольных журналов. На основе личного накопленного материала и опыта, использую различную методическую литературу, я разработала методические рекомендации по теме:  «Игровая  развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников». Методические рекомендации дают возможность детям усвоить учебный материал в последовательной, доступной форме. Для этого мною были разработаны различные дидактические игры: «Незадачливый медвежонок», "Построй поезд», «Подбери к домику крышу», «Заполни пропуски», комплекс упражнений, задачи на логическое мышление, творческие задания, игровые ситуации, которые являются эффективным средством воспитания и обучения.

В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им практически оценивать свои знания и действия. Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач.

По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды:

  • Занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительность, являющиеся приемам активизации умственной деятельности
  • Группа игр на составление (моделирований) плоских или объемных изображений (Головоломка Пифагора», Уголки Танграмм). Они способствуют образного логического мышления, пространственных представлений.
  • Задачи – головоломки, цель которых составить фигуры из указанного количества счетных палочек.
  • Наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

 В процесс решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы. Всю свою работу я подчиняю программным задачам и целям:

  1. Активизировать мыслительную и умственную деятельность детей.
  2. Учить делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
  3. Развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельность и гибкость мышления.
  4. Формировать важнейшие качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, смекалку, сообразительность.
  5. Развивать внимание, воображение, мышление.
  6. Воспитывать усидчивость, любознательность, потребность испытывать интерес к процессу познания, старательность, привычку к точности, аккуратность.

Все занятия по математике я провожу в игровой и занимательной и доступной форме. Детям интересно, занятие проходит для них незаметно. Только тогда, когда ребенку интересно на занятиях, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого рода занятиях,  каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Такая организация занятий, способствует дифференцированному подходу к каждому ребенку, способствует взаимообучению и взаимопроверке. Математические знания детям даю в строго определенной последовательности, при этом новый материал небольшой - посильный для усвоения. Увлеченные игрой дети, быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки, у них создается бодрое настроение, снимается утомляемость и возрастает внимание. Нередко занятия начинаю с таких слов: - Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка» (или «Теремок»)…Посмотрим сказку и поможем ее героям. Дети разыгрывают сказку и одновременно отвечают на вопросы: который по счету? Кто первый? Второй? Кто пришел тянуть репку сначала? Кто потом? Кто первый поселился в теремке, и сколько жителей было до того, как  туда прибежала мышка -норушка? Дети не только помогают героям, но и закрепляют порядковый, количественный счет, вспоминают простейшие временные представления: до, после, раньше, позже, перед, за.

 В занятия включаю веселые игры, песни, хороводы - это  усиливает эмоциональный настрой, побуждая детей быть более активными. В ходе занятий занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих, активизации мышления. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на характер подготовки детей к обучению к школьному обучению.

  1. Под влиянием систематического использования занимательного материала на занятиях, и с целью организации самостоятельной деятельности детей, вырабатывается умение быстро включаться в активный процесс. Как показало изучение особенностей решения дошкольниками занимательных задач, поиск результата здесь основан на разностороннем анализе условия задачи. Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. Поэтому у них появляется желание думать и искать решение.
  2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интеллектуального мышления, умения проявлять догадку. Эти качества мыслительной деятельности необходимы на занятиях по математике уже в первом классе. От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации (найти неизвестное, способ решения), т.е. проявлять сообразительность. Смекалка развивается при параллельном использовании на занятиях разных видов занимательных задач: логических, задач-шуток, замену мест.
  3. При систематическом использовании в работе с детьми занимательных игр у них постоянно вырабатывается умение творчески подходить к задаче, ее результату.
  4. Дети, увлеченные поисками результата, проявляют определенные усилия. И понятно, что достижения поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей.
  5. Систематическое использование занимательного математического материала способствует повышению интереса детей к занятиям по формированию элементарных математических представлений.

Решить задачи подготовки детей к школе средствами занимательной математики можно в том случае, если в детском саду созданы условия:

-подобран занимательный  математический материал для каждой возрастной группы;

-разработана последовательность употребления этого материала в ходе занятий по математике;

-созданы условия для развития самостоятельной познавательно - игровой деятельности в группе.

Работая в этом направлении несколько лет, я пришла к выводу, для того чтобы знания детей были фундаментальными и обучение было боле доступным и радостным, надо дополнить типовую программу занимательным математическим материалом. Я постоянно совершенствую формы проведения занятий, внося в них новое в зависимости от цели и задач.

Каждая большая программная задача делится на ряд белее мелких, которые последовательно изучаются. От занятия к занятию знания детей становятся более глубокими, точными и прочными. Новый материал изучается на нескольких занятиях, т.е. сначала в первой части как основной, а на следующем занятии во второй части, как повторение и закрепление. Каждая изучаемая программа всегда в поле зрения до конца года.

И хотя эту работу с детьми я веду давно, но первые ее результаты позволяют, надеяться на то, что я на правильном пути. Дети с нетерпением ждут занятий, с удовольствием принимают участие в происходящем.

Занятия в старшей и подготовительной к школе группах, я считаю, целесообразно начинать с занимательных вопросов, дидактических игр типа: «Назови соседней числа», «Что лишнее?», «Сравнилки», «Вычиталки»; задачек в стихах, задачек - шуток, т.к. они являются своеобразной умственной зарядкой.

 У меня в группе собран богатый наглядный материал; разработано много таблиц, настольные дидактические игры по разным темам, настольные декорации к сказкам, сказочные персонажи в виде плоских игрушек-топотушек. Все это помогает детям усвоить программный материал в занимательной форме. Правильный подбор материала способствует лучшему усвоению изучаемой темы.

 В конце занятий проводится работа в тетрадях. Посильные интересные занятия выполняются детьми с удовольствием. Начиная уже со средней группы, дети выполняют разнообразные задания; штриховки, обводят по точкам. В старшей и подготовительной группах математические диктанты, упражнения на развитие логического мышления и многое другое.

В целях выявления уровня усвояемости детьми материала, я постоянно веду диагностику. Отмечаю знания детей по каждой изучаемой теме на начальном, промежуточном и конечном этапах обучения. Ведя диагностическую карту можно легко проследить, как ведется индивидуальная работа с детьми, что помогает донести до каждого ребенка определенные знания и закрепить их.

 На протяжении нескольких лет, наблюдая за результатами своей работы, я пришла к выводу, что такая работа позволяет детям полюбить математику, подружиться с ней и принести эту дружбу в школьный класс. В результате у воспитанников сформированы важнейшие качества личности: самостоятельность, любознательность, находчивость, сообразительность, смекалка. У детей развилось устойчивое внимание, аналитическое восприятие, память. Повысился интерес к математике, дети научились самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути ее решения, проявляя свое творчество. Наши выпускники успешно обучаются в школе, обращая на себя внимание умением логически мыслить и решать разного рода задачи. У них появляется уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем много добиться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....

Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"

Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...

Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»

В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формиров...

Фольклор - как средство формирования математических представлений у дошкольников.

С детства ребёнок постоянно сталкиваемся с числом - в сказках, поговорках, загадках. Народный фолклор обладает большими возможностями для развития математических представлений у дошкольников....