«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
материал
Предварительный просмотр:
«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
Эту тему я взяла, потому, что обратила внимание на то, что существующая методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям дается много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть отведенное для занятий время, и как результат, недостаточное осознание изучаемого. Безусловно, я не исключаю использование традиционных методов, но убеждена, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании известного с новым, а именно: занимательной математикой и развивающими математическими играми.
Как определить эффективность этих средств. Опыт показывает, что использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь народная мудрость гласит: «Ум без догадки, гроша не стоит». Именно умение мыслить помогает ребенку усвоить любой учебный предмет в школе.
Я поставила перед собой цель, сделать математику более доступной, интересной, довести взятую тему до каждого ребенка, не только добиться ее понимания, но и свободного владения ею и практического применения в жизни.
Для достижения поставленной цели, мною были переработаны занятия по математике Е.В. Колесниковой и статья из дошкольных журналов. На основе личного накопленного материала и опыта, использую различную методическую литературу, я разработала методические рекомендации по теме: «Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников». Методические рекомендации дают возможность детям усвоить учебный материал в последовательной, доступной форме. Для этого мною были разработаны различные дидактические игры: «Незадачливый медвежонок», "Построй поезд», «Подбери к домику крышу», «Заполни пропуски», комплекс упражнений, задачи на логическое мышление, творческие задания, игровые ситуации, которые являются эффективным средством воспитания и обучения.
В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им практически оценивать свои знания и действия. Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач.
По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды:
- Занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительность, являющиеся приемам активизации умственной деятельности
- Группа игр на составление (моделирований) плоских или объемных изображений (Головоломка Пифагора», Уголки Танграмм). Они способствуют образного логического мышления, пространственных представлений.
- Задачи – головоломки, цель которых составить фигуры из указанного количества счетных палочек.
- Наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
В процесс решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы. Всю свою работу я подчиняю программным задачам и целям:
- Активизировать мыслительную и умственную деятельность детей.
- Учить делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
- Развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельность и гибкость мышления.
- Формировать важнейшие качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, смекалку, сообразительность.
- Развивать внимание, воображение, мышление.
- Воспитывать усидчивость, любознательность, потребность испытывать интерес к процессу познания, старательность, привычку к точности, аккуратность.
Все занятия по математике я провожу в игровой и занимательной и доступной форме. Детям интересно, занятие проходит для них незаметно. Только тогда, когда ребенку интересно на занятиях, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого рода занятиях, каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Такая организация занятий, способствует дифференцированному подходу к каждому ребенку, способствует взаимообучению и взаимопроверке. Математические знания детям даю в строго определенной последовательности, при этом новый материал небольшой - посильный для усвоения. Увлеченные игрой дети, быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки, у них создается бодрое настроение, снимается утомляемость и возрастает внимание. Нередко занятия начинаю с таких слов: - Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка» (или «Теремок»)…Посмотрим сказку и поможем ее героям. Дети разыгрывают сказку и одновременно отвечают на вопросы: который по счету? Кто первый? Второй? Кто пришел тянуть репку сначала? Кто потом? Кто первый поселился в теремке, и сколько жителей было до того, как туда прибежала мышка -норушка? Дети не только помогают героям, но и закрепляют порядковый, количественный счет, вспоминают простейшие временные представления: до, после, раньше, позже, перед, за.
В занятия включаю веселые игры, песни, хороводы - это усиливает эмоциональный настрой, побуждая детей быть более активными. В ходе занятий занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих, активизации мышления. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на характер подготовки детей к обучению к школьному обучению.
- Под влиянием систематического использования занимательного материала на занятиях, и с целью организации самостоятельной деятельности детей, вырабатывается умение быстро включаться в активный процесс. Как показало изучение особенностей решения дошкольниками занимательных задач, поиск результата здесь основан на разностороннем анализе условия задачи. Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. Поэтому у них появляется желание думать и искать решение.
- Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интеллектуального мышления, умения проявлять догадку. Эти качества мыслительной деятельности необходимы на занятиях по математике уже в первом классе. От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации (найти неизвестное, способ решения), т.е. проявлять сообразительность. Смекалка развивается при параллельном использовании на занятиях разных видов занимательных задач: логических, задач-шуток, замену мест.
- При систематическом использовании в работе с детьми занимательных игр у них постоянно вырабатывается умение творчески подходить к задаче, ее результату.
- Дети, увлеченные поисками результата, проявляют определенные усилия. И понятно, что достижения поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей.
- Систематическое использование занимательного математического материала способствует повышению интереса детей к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Решить задачи подготовки детей к школе средствами занимательной математики можно в том случае, если в детском саду созданы условия:
-подобран занимательный математический материал для каждой возрастной группы;
-разработана последовательность употребления этого материала в ходе занятий по математике;
-созданы условия для развития самостоятельной познавательно - игровой деятельности в группе.
Работая в этом направлении несколько лет, я пришла к выводу, для того чтобы знания детей были фундаментальными и обучение было боле доступным и радостным, надо дополнить типовую программу занимательным математическим материалом. Я постоянно совершенствую формы проведения занятий, внося в них новое в зависимости от цели и задач.
Каждая большая программная задача делится на ряд белее мелких, которые последовательно изучаются. От занятия к занятию знания детей становятся более глубокими, точными и прочными. Новый материал изучается на нескольких занятиях, т.е. сначала в первой части как основной, а на следующем занятии во второй части, как повторение и закрепление. Каждая изучаемая программа всегда в поле зрения до конца года.
И хотя эту работу с детьми я веду давно, но первые ее результаты позволяют, надеяться на то, что я на правильном пути. Дети с нетерпением ждут занятий, с удовольствием принимают участие в происходящем.
Занятия в старшей и подготовительной к школе группах, я считаю, целесообразно начинать с занимательных вопросов, дидактических игр типа: «Назови соседней числа», «Что лишнее?», «Сравнилки», «Вычиталки»; задачек в стихах, задачек - шуток, т.к. они являются своеобразной умственной зарядкой.
У меня в группе собран богатый наглядный материал; разработано много таблиц, настольные дидактические игры по разным темам, настольные декорации к сказкам, сказочные персонажи в виде плоских игрушек-топотушек. Все это помогает детям усвоить программный материал в занимательной форме. Правильный подбор материала способствует лучшему усвоению изучаемой темы.
В конце занятий проводится работа в тетрадях. Посильные интересные занятия выполняются детьми с удовольствием. Начиная уже со средней группы, дети выполняют разнообразные задания; штриховки, обводят по точкам. В старшей и подготовительной группах математические диктанты, упражнения на развитие логического мышления и многое другое.
В целях выявления уровня усвояемости детьми материала, я постоянно веду диагностику. Отмечаю знания детей по каждой изучаемой теме на начальном, промежуточном и конечном этапах обучения. Ведя диагностическую карту можно легко проследить, как ведется индивидуальная работа с детьми, что помогает донести до каждого ребенка определенные знания и закрепить их.
На протяжении нескольких лет, наблюдая за результатами своей работы, я пришла к выводу, что такая работа позволяет детям полюбить математику, подружиться с ней и принести эту дружбу в школьный класс. В результате у воспитанников сформированы важнейшие качества личности: самостоятельность, любознательность, находчивость, сообразительность, смекалка. У детей развилось устойчивое внимание, аналитическое восприятие, память. Повысился интерес к математике, дети научились самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути ее решения, проявляя свое творчество. Наши выпускники успешно обучаются в школе, обращая на себя внимание умением логически мыслить и решать разного рода задачи. У них появляется уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем много добиться в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников....
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"
Опыт работы по теме "Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников"Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны...
Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»
В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формиров...
Фольклор - как средство формирования математических представлений у дошкольников.
С детства ребёнок постоянно сталкиваемся с числом - в сказках, поговорках, загадках. Народный фолклор обладает большими возможностями для развития математических представлений у дошкольников....
«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
Консультация для воспитателей из личного опыта...