План самообразования воспитателя детского сада
методическая разработка (старшая группа)

Максименкова Виктория Ростиславовна

«Развитие мелкой моторики рук,  как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

        

     

                    План по самообразованию  

 «Развитие мелкой моторики рук,  как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

           

                                                                                        Воспитатель:              

                                                                                        Максименкова В.Р.

                                  Рославль   2022-2023гг.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию : «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук,  как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.

2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.

5. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».

Срок реализации:

с 1 сентября 2022 по 30 мая 2023 года.

Участники:

• Воспитатель

• Дети старшей группы

• Родители

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приёмы работы: (объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов,  штриховка, лабиринты;

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, конструктор «Трубочки», с деревянным конструктором, палочки Кюизенера и др.

- различные виды аппликаций;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами.

Ожидаемые результаты:

• Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

• Разработан перспективный план.

• Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

• Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.

• Проведены консультации с родителями, изготовлены папки – передвижки.

Форма отчета:

• Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

• Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.

• Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

• Публикация фотоотчета на сайте в Интернете.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук

Сентябрь

Изучение литературы.

Изготовление пособия Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка.

Изготовление пособия «Рисование веревочкой».

Октябрь

Консультация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

Изготовление игры «С пробками».

Ноябрь

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»

Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.

Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки».

Декабрь

Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми.

Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников».

Изготовление дидактической игры «Лабиринты» (с природным и бросовым материалом).

Январь

Консультации для родителей «Игры на кухне»

Создание картотеки игр с массажными мячиками,  с карандашами.

Изготовление дидактической игры с пуговицами.

Февраль

Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму».

Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе).

Март

Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора».

Изготовление дидактической игры «Шнуровка».

Апрель

 Передвижная папка для родителей  «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Май

Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете

Список литературы:

1. Гущина Н. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10

2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.

6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.

8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.

Отчет по самообразованию

Согласно плану по самообразованию мною выполнены все пункты, запланированные на текущий период учебного года.

Весь отчетный период.

Подобрана, изучена, проанализирована литература и Интернет - материалы по теме самообразования. Составлен перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.

Подобран и систематизирован материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Подобран и систематизирован консультационный материал для родительского уголка

Изготовлены дидактические пособия.

Пополнены картотеки пальчиковой гимнастики.

Созданы картотеки игр с массажными мячиками, с карандашами.

Изготовлены различные дидактические игры.

Проведена работа с родителями просветительского характера .

Консультация для родителей:

«Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

«Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». «Развитие графических навыков у дошкольников». «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора». «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму». «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Изготовлены буклеты для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук», а также папки передвижки.

Обогащена предметно-пространственная развивающая среда в группе

Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.

Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Приложение 1

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

- в течение всего периода дошкольного детства

Владеете ли Вы  информацией о  развитии мелкой моторики?

-Да

-Нет

-Частично

Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?

-Да

-Нет

-Когда как

Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

Какая форма работы  по этому вопросу  Вам наиболее интересна и доступна для восприятия?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да- Не знаю- Нет

Приложение 2

Примерная тематика папок-передвижек для  родителей по развитию мелкой моторики рук:

1. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

2. Развитие мелкой моторики. Советы и рекомендации.

3. Как развить мелкую моторику руки ребенка старшего дошкольного возраста.

4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

5. Игры на кухне с крупами

6. Играем  пальчиками – развиваем речь

7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.

8. Ручная работа.

9. Ну-ка, пальчик, расскажи…

10. Азбука аппликации.

Приложение 3

Примерная тематика бесед и консультаций для  родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста:

  • Развитие мелкой моторики у  дошкольников.
  • Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
  • Развитие графических навыков у дошкольников.
  • Игры на кухне.
  • Зачем нужны шнуровки.
  • Игры с песком, или песочная терапия.
  • Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
  • Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
  • Фольклорные пальчиковые игры.
  • Конструирование из строительного материала.
  • Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 4

Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

  •   Пальчиковая гимнастика.
  •   Фольклорные пальчиковые игры.
  •   Самомассаж.
  •   Ниткография.
  •   Работа с песком.
  •   Рисование на крупе.
  •   Игры с пуговицами.
  •   Оригами.
  •   Развитие графических навыков.
  •  «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).
  •   «Игры с кубиками»
  •   «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).
  •    Игры с мозаиками, пазлами.
  •   «Собери бусы».
  •   «Выложи узор».
  •   «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).
  •   «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).
  •   «Шнуровки».
  •   «Нитки.
  •   «Верёвочки».
  •   «Перекаты с шиповаными мячами».
  •    Игры с конструктором.
  •  «Нарисуй рисунок по точкам».
  •  «Логопедические бусы».
  •  «Веселые прищепки».
  •  «Обведи  рисунок по точкам».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....

План по самообразования воспитателя детского сада

В настоящее время в связи с вступлением ФГТ, особую актуальность приобретает проблема развития речи детского дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноце...

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

План работы по самообразованию воспитателя детского сада.

План работы по самообразованию воспитателя группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет Мельниковой О.Ю. «Воспитание и формирование у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного ...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»

План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...