План самообразования воспитателя детского сада
методическая разработка (старшая группа)
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель:
Максименкова В.Р.
Рославль 2022-2023гг.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию : «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук, как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.
5. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации:
с 1 сентября 2022 по 30 мая 2023 года.
Участники:
• Воспитатель
• Дети старшей группы
• Родители
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приёмы работы: (объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов, штриховка, лабиринты;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, конструктор «Трубочки», с деревянным конструктором, палочки Кюизенера и др.
- различные виды аппликаций;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами.
Ожидаемые результаты:
• Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработан перспективный план.
• Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
• Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
• Проведены консультации с родителями, изготовлены папки – передвижки.
Форма отчета:
• Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
• Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
• Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
• Публикация фотоотчета на сайте в Интернете.
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Сентябрь
Изучение литературы.
Изготовление пособия Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.
Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка.
Изготовление пособия «Рисование веревочкой».
Октябрь
Консультация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
Изготовление игры «С пробками».
Ноябрь
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»
Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.
Изготовление дидактической игры «Весёлые прищепки».
Декабрь
Консультация на сайте ДОУ «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми.
Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников».
Изготовление дидактической игры «Лабиринты» (с природным и бросовым материалом).
Январь
Консультации для родителей «Игры на кухне»
Создание картотеки игр с массажными мячиками, с карандашами.
Изготовление дидактической игры с пуговицами.
Февраль
Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму».
Изготовление дидактической игры «Волшебные палочки», Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе).
Март
Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора».
Изготовление дидактической игры «Шнуровка».
Апрель
Передвижная папка для родителей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Май
Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей
Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете
Список литературы:
1. Гущина Н. П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.
6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.
Отчет по самообразованию
Согласно плану по самообразованию мною выполнены все пункты, запланированные на текущий период учебного года.
Весь отчетный период.
Подобрана, изучена, проанализирована литература и Интернет - материалы по теме самообразования. Составлен перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.
Подобран и систематизирован материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.
Подобран и систематизирован консультационный материал для родительского уголка
Изготовлены дидактические пособия.
Пополнены картотеки пальчиковой гимнастики.
Созданы картотеки игр с массажными мячиками, с карандашами.
Изготовлены различные дидактические игры.
Проведена работа с родителями просветительского характера .
Консультация для родителей:
«Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»
Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
«Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». «Развитие графических навыков у дошкольников». «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора». «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму». «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Изготовлены буклеты для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук», а также папки передвижки.
Обогащена предметно-пространственная развивающая среда в группе
Выставка игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей.
Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Приложение 1
Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- в течение всего периода дошкольного детства
Владеете ли Вы информацией о развитии мелкой моторики?
-Да
-Нет
-Частично
Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?
-Да
-Нет
-Когда как
Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
Какая форма работы по этому вопросу Вам наиболее интересна и доступна для восприятия?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да- Не знаю- Нет
Приложение 2
Примерная тематика папок-передвижек для родителей по развитию мелкой моторики рук:
1. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
2. Развитие мелкой моторики. Советы и рекомендации.
3. Как развить мелкую моторику руки ребенка старшего дошкольного возраста.
4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
5. Игры на кухне с крупами
6. Играем пальчиками – развиваем речь
7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.
8. Ручная работа.
9. Ну-ка, пальчик, расскажи…
10. Азбука аппликации.
Приложение 3
Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста:
- Развитие мелкой моторики у дошкольников.
- Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.
- Пальчиковая гимнастика.
- Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
- Развитие графических навыков у дошкольников.
- Игры на кухне.
- Зачем нужны шнуровки.
- Игры с песком, или песочная терапия.
- Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
- Фольклорные пальчиковые игры.
- Конструирование из строительного материала.
- Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 4
Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Пальчиковая гимнастика.
- Фольклорные пальчиковые игры.
- Самомассаж.
- Ниткография.
- Работа с песком.
- Рисование на крупе.
- Игры с пуговицами.
- Оригами.
- Развитие графических навыков.
- «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).
- «Игры с кубиками»
- «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).
- Игры с мозаиками, пазлами.
- «Собери бусы».
- «Выложи узор».
- «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).
- «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).
- «Шнуровки».
- «Нитки.
- «Верёвочки».
- «Перекаты с шиповаными мячами».
- Игры с конструктором.
- «Нарисуй рисунок по точкам».
- «Логопедические бусы».
- «Веселые прищепки».
- «Обведи рисунок по точкам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822903-1475178038.jpg)
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.
Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-961615-1513523581.jpg)
План по самообразования воспитателя детского сада
В настоящее время в связи с вступлением ФГТ, особую актуальность приобретает проблема развития речи детского дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноце...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972690-1510510863.jpg)
План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093975-1544981940.jpg)
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/11/picture-1161969-1568177900.jpg)
План работы по самообразованию воспитателя детского сада.
План работы по самообразованию воспитателя группы общеразвивающей направленности детей 4-5 лет Мельниковой О.Ю. «Воспитание и формирование у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного ...
План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»
План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...
План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...