Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
статья
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать особенности объектов при непосредственном наблюдении за явлениями и процессами, формировать способность планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Если учитель подготовил для этого соответствующие условия, ребенок может самостоятельно искать информацию.
Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков анализируя и обогащая свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что главной деятельностью в детстве является эксперимент. Эта идея не была понята и принята, потому что все считали игру ведущим событием.
Деятельность маленького ребенка можно отнести к экспериментам, сказал Выготский Л.С. Подъяков Н.Н. доказал, что в случае лишения детей дошкольного возраста эксперимента у них возникают серьезные психические расстройства, что негативно сказывается на будущем развитии ребенка и его способности к обучению. Он доказал, что экспериментальная деятельность проникает во все сферы жизни, включая игру.
Однако авторитарная педагогика не признала этого открытия, и в экспериментах независимость детей рассматривалась как нарушение дисциплины. По правде говоря, эксперименты - эффективный способ воспитания детей.
Методические рекомендации по проведению опытов для педагогов:
1. Опыт всегда должен формироваться на основе существующих восприятий, полученных детьми в ходе наблюдений или трудовой деятельности.
2. Цели и задачи эксперимента должны быть понятны детям.
3. Делая опыт, нельзя навредить окружающей природе.
4. Приведение детей к самостоятельным выводам в процессе опыта.
5. Обеспечить детям безопасную среду для проведения опытов.
6. Применение полученных знаний к продуктивной деятельности детей.
В чем разница между производительной, исследовательской деятельностью и последствиями сюжетной ролевой игры?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii.doc | 563.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
Подготовила: воспитатель Макеева Виктория Викторовна
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать особенности объектов при непосредственном наблюдении за явлениями и процессами, формировать способность планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Если учитель подготовил для этого соответствующие условия, ребенок может самостоятельно искать информацию.
Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков анализируя и обогащая свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что главной деятельностью в детстве является эксперимент. Эта идея не была понята и принята, потому что все считали игру ведущим событием.
Деятельность маленького ребенка можно отнести к экспериментам, сказал Выготский Л.С. Подъяков Н.Н. доказал, что в случае лишения детей дошкольного возраста эксперимента у них возникают серьезные психические расстройства, что негативно сказывается на будущем развитии ребенка и его способности к обучению. Он доказал, что экспериментальная деятельность проникает во все сферы жизни, включая игру.
Однако авторитарная педагогика не признала этого открытия, и в экспериментах независимость детей рассматривалась как нарушение дисциплины. По правде говоря, эксперименты - эффективный способ воспитания детей.
Методические рекомендации по проведению опытов для педагогов:
1. Опыт всегда должен формироваться на основе существующих восприятий, полученных детьми в ходе наблюдений или трудовой деятельности.
2. Цели и задачи эксперимента должны быть понятны детям.
3. Делая опыт, нельзя навредить окружающей природе.
4. Приведение детей к самостоятельным выводам в процессе опыта.
5. Обеспечить детям безопасную среду для проведения опытов.
6. Применение полученных знаний к продуктивной деятельности детей.
В чем разница между производительной, исследовательской деятельностью и последствиями сюжетной ролевой игры?
В таких детских мероприятиях есть сходство. В продуктивной и исследовательской деятельности получается готовая продукция, устанавливаются отношения в сфере исследований и игр. А разница представлена в таблице.
Таблица 1. Отличия продуктивной, исследовательской и игровой деятельности
Продуктивная деятельность | Исследовательская деятельность | Сюжетно-ролевая игра |
Изготовление вещи (продукта с хорошим качеством | Установление связей между вещами и предметами | «Проживание» событий и отношений |
Разссмотрим более подробно экспериментирование. Почему это важно?
Потому что в соответствии с ФГОС ДОУ в целевых ориентирах записано, что мы должны развивать в детях любознательность. А как это сделать?
В этом нам помогает экспериментальная деятельность. Давайте разберемся, что такое эксперимент?
Эксперимент — это метод проверки идеи. В своей деятельности мы, как правило, используем элементарный эксперимент, так как в нем не происходит каких-то научных открытий, а ответ не известен только детям.
Существуют разные виды эксперимента, различающихся по кол-ву детей, по месту проведения и по другим категориям.
Но в любом эксперименте есть проблема – целеполагание - выдвижение гипотез – анализ материала - формулировка вывода.
Что же ребенок познает с помощью эксперимента:
Немаловажный аспект, где мы можем проводить экспериментальную деятельность. Это могут быть занятия, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте, либо в помощь привлекать родителей.
Как правило, педагоги начинают заниматься экспериментальной деятельностью в младшем дошкольном возрасте. Когда дети экспериментируют с песком, познавая его свойства: сыпется, влажный лепится. Воды: свойства перелить, теплая, холодная. Игры с воздушным шариком, знакомят детей с воздухом. Волшебная коробка знакомит с понятием светло-темно и т. д.
В средней группе дети знакомятся с живыми растениями (как появляются — лук сажаем и смотрим), взаимосвязями с природой: где быстрее снег тает (где рыхлим, где темнее), почему звери меняют шубки и т. д.
В неживой природе: эксперименты по окрашиванию воды, изготовление цветных льдинок, что снег в тепле тает и превращается в воду.
Продолжают познавать воздух, используя трубочки для коктейля, мыльные пузыри и т. д.
Расширяют представления о песке, глине, камнях, знакомятся с магнитами, свойствами материалов.
И старший дошкольный возраст характеризуется многообразием экспериментов по всему тому, что окружает ребенка. И именно в этом возрасте ребенок сам становится самостоятельным исследователем, а воспитатель только наблюдает и подсказывает, если возникают трудности.
И здесь немаловажное место играет, что в группе находится в уголке экспериментирования. А здесь должны быть место для постоянной выставки, приборов, природный и бросовый материал, и место для экспериментирования.
Когда все это есть, то в ребенке просыпается любопытство, активность, интерес к окружающему его миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План экспериментальной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад общеразвивающего вида №7 «Вишенка» на 2014-2015 учебный год
В данном материале помещен план ЭП на учебный год...
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
Содержание и оснащение уголков эксперементирования в группах дошкольного учреждения....
Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Консультация для воспитателей. "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении".
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении (статья)
Статья содержит материал об организации опытно-эспериментальной деятельности в рамках дошкольного учреждения, разбитый по возрастам....
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
В системе дошкольного образования образуется и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют возвысить уровень дошкольного образования на более высокую с...
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать ос...