Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
опыты и эксперименты на тему
Содержание и оснащение уголков эксперементирования в группах дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 113.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
При организации опытно-экспериментальной деятельности педагогами используются следующие формы работы с детьми:
* беседы познавательного характера;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;
* наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
* экскурсии и целевые прогулки;
* работа в уголках природы;
* конкурсы;
* праздники и развлечения;
* театрализованная деятельность.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись").
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус)
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Что должно быть в уголке экспериментирования.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки:» (зимы, весны, осени), «Ткани».
- Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
— семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
Что должно быть в уголке экспериментирования.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки:» (зимы, весны, осени), «Ткани».
«Бумага», «Пуговицы»
— Мини-музей (тематика различна, например, «камни», чудеса из стекла» и др.)
- Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной,
красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
— семена бобов, фасоли, гороха
— некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
— карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старше – подготовительная группа.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки, форме (шарф - платок - косынка, цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шёлковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств? "). .
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Что должно быть в уголке экспериментирования.
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
— серии картин с изображением природных сообществ;
— книги познавательного характера, атласы;
— тематические альбомы;
— атласы
— мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные:», «Изделия из камня».
- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;
— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
— сито, воронки
— половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
— персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Основные правила организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например, в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т.д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: "Если мы сделаем так…, что можем узнать?"
Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно).
Для получения более объективных результатов, проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении), а на группе объектов (явлений), относящихся к одному классу. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Консультация для воспитателей. "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении".
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении (статья)
Статья содержит материал об организации опытно-эспериментальной деятельности в рамках дошкольного учреждения, разбитый по возрастам....
Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности
В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...