Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
консультация на тему
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._po_eksperimentir.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
Свободная работа в развивающей среде – это возможность для детей осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. В обыденной жизни, наблюдая за детьми, мы видим, что очень часто они экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает небезопасно. Эксперимент же, специально организованный воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые они могли бы опереться. Примером такой развивающей среды у нас в ДОУ стали лаборатории, находящиеся в уголках природы в группах. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить
ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Практическая деятельность дошкольников в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности они реализуют свои потребности пытливых исследователей, делают выводы и обобщения.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Формы работы при организации опытно-экспериментальной деятельности
– занятия;
– беседы познавательно-эвристического характера; (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою",т.е. создание детьми новых результатов: идей, сочинений, исследований)
– лабораторные работы;
– киносеансы;
– дидактические и развивающие игры, упражнения;
– сюжетно-ролевые игры;
– эксперименты и опыты;
– рассматривание картин;
– наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
– экскурсии и целевые прогулки;
– работа в уголках природы;
– экологическая тропа;
– предметные недели;
– конкурсы;
– праздники, развлечения, вечера досуга;
– театрализованная деятельность;
– диагностика развития детей.
Таким образом в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Методические требования к проведению экспериментов в ДОУ .
Различают различные эксперименты в детском саду.
Случайные эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Однако это значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми познаниями.
Плановые эксперименты. Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается с проведения подготовительных наблюдений, мониторинга детей по определенной теме эксперимента, определения педагогом текущих задач и выбранного объекта.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке и т. п.
2. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотребить этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Точно так же, нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Кроме того, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается.
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени. Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. При проведении опытов нужно придерживаться следующей структуры:
* Постановка проблемы;
* Поиск путей решения проблемы;
* Проверка гипотез, предположений;
* Обсуждение увиденных полученных результатов;
* Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта); • тайна, сюрприз; • мотив помощи; • познавательный момент (почему так?); • ситуация выбора.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти можно оформить центр экспериментирования, где созданы все условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей и размещается разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
Консультация для педагогов по теме самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду»
То, что я услышал, забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю....
Консультация для педагогов по теме: «Использование объектов дополненной реальности в дошкольном учреждении».
В 21 веке невозможно представить нашу жизнь без использования компьютерных технологий. А мы – педагоги всегда стремимся обучать воспитанников с использованием новых, современных инновационных ме...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду»
Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.В ходе опытной деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнива...