Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении
статья по конструированию, ручному труду

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать особенности объектов при непосредственном наблюдении за явлениями и процессами, формировать способность планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Если учитель подготовил для этого соответствующие условия, ребенок может самостоятельно искать информацию.

Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков анализируя и обогащая свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что главной деятельностью в детстве является эксперимент. Эта идея не была понята и принята, потому что все считали игру ведущим событием.

Деятельность маленького ребенка можно отнести к экспериментам, сказал Выготский Л.С. Подъяков Н.Н. доказал, что в случае лишения детей дошкольного возраста эксперимента у них возникают серьезные психические расстройства, что негативно сказывается на будущем развитии ребенка и его способности к обучению. Он доказал, что экспериментальная деятельность проникает во все сферы жизни, включая игру.

Однако авторитарная педагогика не признала этого открытия, и в экспериментах независимость детей рассматривалась как нарушение дисциплины. По правде говоря, эксперименты - эффективный способ воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_deyatelnost_v_doshkolnom_uchrezhdenii.doc563.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении

Подготовила: воспитатель Курицына Ирина Леонидовна

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать особенности объектов при непосредственном наблюдении за явлениями и процессами, формировать способность планировать и анализировать практическую работу - это задачи современной системы образования. Если учитель подготовил для этого соответствующие условия, ребенок может самостоятельно искать информацию.

Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков анализируя и обогащая свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что главной деятельностью в детстве является эксперимент. Эта идея не была понята и принята, потому что все считали игру ведущим событием.

Деятельность маленького ребенка можно отнести к экспериментам, сказал Выготский Л.С. Подъяков Н.Н. доказал, что в случае лишения детей дошкольного возраста эксперимента у них возникают серьезные психические расстройства, что негативно сказывается на будущем развитии ребенка и его способности к обучению. Он доказал, что экспериментальная деятельность проникает во все сферы жизни, включая игру.

Однако авторитарная педагогика не признала этого открытия, и в экспериментах независимость детей рассматривалась как нарушение дисциплины. По правде говоря, эксперименты - эффективный способ воспитания детей.

Методические рекомендации по проведению опытов для педагогов:

1. Опыт всегда должен формироваться на основе существующих восприятий, полученных детьми в ходе наблюдений или трудовой деятельности.

2. Цели и задачи эксперимента должны быть понятны детям.

3. Делая опыт, нельзя навредить окружающей природе.

4. Приведение детей к самостоятельным выводам в процессе опыта.

5. Обеспечить детям безопасную среду для проведения опытов.

6. Применение полученных знаний к продуктивной деятельности детей.

В чем разница между производительной, исследовательской деятельностью и последствиями сюжетной ролевой игры?

В таких детских мероприятиях есть сходство. В продуктивной и исследовательской деятельности получается готовая продукция, устанавливаются отношения в сфере исследований и игр. А разница представлена в таблице.

Таблица 1. Отличия продуктивной, исследовательской и игровой деятельности

Продуктивная деятельность

Исследовательская деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Изготовление вещи (продукта с хорошим качеством

Установление связей между вещами и предметами

«Проживание» событий и отношений

Разссмотрим более подробно экспериментирование. Почему это важно?

Потому что в соответствии с ФГОС ДОУ в целевых ориентирах записано, что мы должны развивать в детях любознательность. А как это сделать?

В этом нам помогает экспериментальная деятельность. Давайте разберемся, что такое эксперимент?

Эксперимент — это метод проверки идеи. В своей деятельности мы, как правило, используем элементарный эксперимент, так как в нем не происходит каких-то научных открытий, а ответ не известен только детям.

Существуют разные виды эксперимента, различающихся по кол-ву детей, по месту проведения и по другим категориям.

Но в любом эксперименте есть проблема – целеполагание - выдвижение гипотез – анализ материала - формулировка вывода.

Что же ребенок познает с помощью эксперимента:

Немаловажный аспект, где мы можем проводить экспериментальную деятельность. Это могут быть занятия, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте, либо в помощь привлекать родителей.

Как правило, педагоги начинают заниматься экспериментальной деятельностью в младшем дошкольном возрасте. Когда дети экспериментируют с песком, познавая его свойства: сыпется, влажный лепится. Воды: свойства перелить, теплая, холодная. Игры с воздушным шариком, знакомят детей с воздухом. Волшебная коробка знакомит с понятием светло-темно и т. д.

В средней группе дети знакомятся с живыми растениями (как появляются — лук сажаем и смотрим), взаимосвязями с природой: где быстрее снег тает (где рыхлим, где темнее), почему звери меняют шубки и т. д.

В неживой природе: эксперименты по окрашиванию воды, изготовление цветных льдинок, что снег в тепле тает и превращается в воду.

Продолжают познавать воздух, используя трубочки для коктейля, мыльные пузыри и т. д.

Расширяют представления о песке, глине, камнях, знакомятся с магнитами, свойствами материалов.

И старший дошкольный возраст характеризуется многообразием экспериментов по всему тому, что окружает ребенка. И именно в этом возрасте ребенок сам становится самостоятельным исследователем, а воспитатель только наблюдает и подсказывает, если возникают трудности.

И здесь немаловажное место играет, что в группе находится в уголке экспериментирования. А здесь должны быть место для постоянной выставки, приборов, природный и бросовый материал, и место для экспериментирования.

Когда все это есть, то в ребенке просыпается любопытство, активность, интерес к окружающему его миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении

Содержание и оснащение уголков эксперементирования в группах дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Консультация для воспитателей. "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении".

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении (статья)

Статья содержит материал об организации опытно-эспериментальной деятельности в рамках дошкольного учреждения, разбитый по возрастам....

Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении

В системе дошкольного образования образуется  и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют возвысить  уровень дошкольного образования на более высокую с...

Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на выявление в личности ребенка качеств, которые ему понадобятся для достижения любых целей в будущем. Развивать любопытство ума, распознавать ос...