План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
материал (младшая группа)
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, помочь ему в этом ,дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №6
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
2021-2022 уч.г
Выполнила:
воспитатель Кононова О.А.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, помочь ему в этом ,дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами во время образовательной деятельности.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми во время образовательной деятельности:
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в бассейне, наполненном цветными мячами.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2021-2022 учебный год
Работа с детьми:
Сентябрь-Ноябрь:
«Пальчиковая гимнастика «Семья»
(Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца).
Подвижная игра «Зарядка»
(Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту).
Упражнение «Пуговицы»»
(Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц).
Самомассаж «Ручки греем»
(Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони).
Игра «Художник»
(Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком).
Декабрь:
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»
(Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе).
Конструирование «Башенка»
(Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала).
Д/и «Рисуем на крупе»
(Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук).
Настольная игра «Мозаика»
(Развивать координацию движений пальцев ведущей руки).
Подвижная игра «Лохматый пес»
(Упражнять в выполнении движений, согласно тексту).
Январь
Игра «Веселые упражнения с карандашом»
(Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук).
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
(Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу).
Игра «Лепим снежки»
(Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток).
Графическое упражнение «Проведи дорожку»
(Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой).
Февраль
Д/и «Массажный мячик»
(Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук).
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»
(Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них).
Самомассаж «Добываем огонь»
(Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга).
Конструирование из палочек «Лесенка»
(Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу).
Д/и «Уложим куклу спать»
(Упражнять в закреплении навыков раздевания).
Март:
Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»
(Развивать умения детей рисовать пальчиками).
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»
(Формировать умения поочередно разгибать пальчики).
Конструирование «Машина»
(Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала).
Самомассаж «Стряпаем»
(Развивать умения имитировать скатывание колобков).
Застегивание и расстегивание пуговиц
(Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие).
Апрель:
Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»
(Развивать умения правильно держать карандаш).
Конструирование «Дорожка»
(Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала).
Игра «Спрячь в ладошке»
(Укреплять мышцы пальцев и кистей рук).
Упражнение «Обведи шаблон»
(Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом).
Упражнение «Фонарики»
(Формировать умение сжимать и разжимать кулачок).
Май:
Игра «Собери бусы»
(Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок).
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»
(Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика).
Игра «Шарики - комарики»
(Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках).
Игра «Где же, где же наши ручки?»
(Развивать умения подражать движениям взрослого).
Складывание в бутылочку
(Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко).
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
Изучение литературы по данной теме.
Подбор материала по теме.
Оформление картотеки пальчиковых игр.
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под ред. Т. Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План по самообразованию...
Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....
Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"
Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....
Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....